Возвращение материалов КУСП полицией для проведения административного расследования - правомерно ли это?

• г. Калуга

Мне были возвращены материалы КУСП из полиции в связи с не установлением лица совершившего навал мусора в квартале выдела участкового лесничества. Обращались в прокуратуру, они так же ответили и попросили провести административное расследование и что нарушений в действиях полиции не установлено, административное нарушение по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ. В определении написано что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие федеральный государственный надзор рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий и если по уставу наша организация осуществляет государственный лесной контроль и надзор путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства и проведения проверок соблюдения лесного законодательства. В связи с этим вопрос: правомерно ли отделение полиции направило нам обратно материалы КУСП для проведения административного расследования? Что делать в этой ситуации? Спасибо.

Читать ответы (8)
Ответы на вопрос (8):

Органы внутренних дел не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.8.31 КоАП РФ, поэтому и вернули материал.

Спросить

Уточните пожалуйста, верно ли сформулирован вопрос в части "возвращены материалы КУСП из полиции"? Возможно Вам поступила копия определения о прекращении административного дела (или иное другое процессуальное решение) или все же Ваше утверждение верно? Поводом для проведения проверки полицией по данному факту послужило обращение (заявление) представляемой Вами организации? В какой именно организации Вы работаете (это необходимо для определения полномочий Вашей организации). С учетом данных уточнений можно дать объективную оценку действиям сотрудников полиции.

Спросить

Должностные лица полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.31 КоАП, о чем прямо указано в п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП и ст.23.24 КоАП, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.8.31 КоАП органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), к которым относятся и лесничества, находящиеся в ведении управлений лесами по субъекту. При этом полномочия конкретных должностных лиц лесничеств по составлению административных протоколов должны быть прямо указаны в их должностных регламентах и положении (приказе) об учреждении лесничества. Должностные лица, наделенные правом составления протоколов, соответственно наделены полномочиями по возбуждению административного расследования в сфере ораны окружающей среды и природопользования, если составить административный протокол в течении двух суток с момента выявления правонарушения не представляется возможным, в том числе в случае не установления виновного лица (ст.28.5 КоАП, ч.1 и ч.2 ст.28.7 КоАП). Однако, несмотря на то, что данными полномочиями наделены оба государственных органа, это не лишает права руководителя лесничества обратиться с заявлением в органы полиции о нарушении лесного законодательства и не снимает с полиции обязанность провести проверку по фактам, изложенным в заявлении, относящимся к их компетенции и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.1 и п.11 ч.1 ст.12 ФЗ №3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции»). Деятельность полиции по разрешению поступающих заявлений (помимо федерального законодательства), регламентирована приказом МВД №736 от 29.08.2014 г., где в п.5 прямо указано, что разрешение заявлений и сообщений об административном правонарушении - это проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п.27 данного приказа есть оговорка о том, что если рассмотрение данного заявления не относится к компетенции ОВД, то заявление передается по подведомственности. В п.58 и 59 этого приказа указано, что заявления с признаками административных правонарушений рассматриваются в порядке КоАП и по ним принимается одно из следующих решений: о возбуждении административного дела, об отказе в его возбуждении, о передаче материалов на рассмотрение в государственный орган по подведомственности или в иной орган ОВД по территориальности. Однако правонарушение, предусмотренное ст.8.31 КоАП РФ к компетенции ОВД относится ввиду наделения сотрудников правом составления соответствующих протоколов, в связи с чем данное заявление по подведомственности передано быть не может. КоАП РФ не предусматривает такого процессуального решения, как «возвращение материалов КУСП в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению к ответственности», что фактически означает возвращение заявления лицу, обратившемуся с заявлением в полицию без его рассмотрения и проведения проверки и является нарушением вышеуказанных норм приказа №736 и ФЗ «О полиции». Административный кодекс устанавливает, что заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению административного дела (п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП) и в соответствии с ч.5 ст.28.1 в случае отказа в возбуждении административного дела, должностным лицом выносится мотивированное определение (иного процессуального решения КоАП в данном случае не предусматривает). Административное расследование проводится в срок, установленный ч.5 ст.28.7 КоАП и по его окончании принимается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО одно из двух решений – составление административного протокола в отношении конкретного лица или выносится определение о прекращении дела об административном правонарушении. Если составленный административный протокол должностное лицо органа рассматривать не уполномочено, то материалы административного дела передаются должностному лицу или в государственный орган, уполномоченный его рассматривать). По вышеуказанным основаниям полагаю, что должностными лицами полиции неправомерно принято решение о передаче материалов в орган, обратившийся с соответствующим заявлением без проведения проверки и принятия установленного КоАП процессуального решения. В связи с этим решение должностного лица ОВД может быть обжаловано по указанным мной основаниям вышестоящему должностному лицу, прокурору или в районный (городской) суд. В данном случае я рекомендую подать жалобу именно в суд для более компетентного ее рассмотрения.

Спросить

КоАП РФ Статья 28.7. Административное расследование. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.

Спросить

А кто тогда должен составлять такой протокол?

Спросить

Да, так и написано направлены материалы КУСП в связи с не установлением лица совершившего навал мусора в квартале выдела участкового лесничества для проведения административного расследования. Мы государственное казенное учреждение, лесничество. Никаких определений о возврате не было, было определение о направлении материалов нам для расследования административного правонарушения. Поводом для проведения проверки полицией по данному факту послужило обращение нашего директора.

Спросить

В том то и дело, что мы обращались в прокуратуру, нам ответили, что действия полиции правомерны по данному вопросу, что правомерно вынесено определение о направлении материалов КУСП нашему лесничеству для проведения расследования по данному административному правонарушению, так же просили об итогах расследования сообщить в прокуратуру. Вот не знаю, что дальше делать с этими материалами, как действовать?

Спросить

Ответил в личные сообщения.

Спросить