Обанкротившаяся УК продала задолженность по оплате ЖКУ - Кто требует ее взыскать и насколько это законно?
Нашим домом управляла УК которая в последствии обанкротилась. Задолженность по оплате ЖКУ перед этой УК была продана какой то ресурсоснабжающей организации которая теперь требует в судебном порядке взыскать долг. Правомерны ли действия этой организации если мы ее не выбирали в качестве управляющей организации нашего дома?
Спасибо.
Управляющая компания вправе заключить с ресурсоснабжающей организацией договор уступки права требования просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.
Обоснование вывода:
Отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам в многоквартирных домах регулируются нормами жилищного законодательства, в частности Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.04.2011 (далее - Правила N 354).
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Порядок заключения и исполнения договора ресурсонабжения между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями предусмотрен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно положениям Правил N 124 в рамках договора ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальный ресурс в жилые дома, обслуживаемые управляющей компанией, в целях предоставления им коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, а управляющая компания, в свою очередь, как исполнитель коммунальных услуг осуществляет предоставление коммунального ресурса гражданам.
В рассматриваемой ситуации речь идет о возможности управляющей компании уступить право требования просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию, перед которой у управляющей организации имеется задолженность за поставленные ресурсы населению.
Согласно п. 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
При этом уступка прав требования на основании п. 26 Правил N 124 не тождественна внесению собственниками и нанимателями помещений платы непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ и не влечет перемены лиц в отношениях по управлению многоквартирным домом. Ресурсоснабжающая организация в данном случае не становится исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в таком доме.
Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 N 310-КГ 14-9029, такая уступка предусмотрена действующим законодательством, при этом цессия не должна приводить к подмене исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации без соответствующего волеизъявления собственников и нанимателей жилых помещений в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, право на заключение договора уступки права требования к потребителям, которые не внесли своевременно плату за коммунальные услуги, прямо предусмотрено действующими нормами, а также подтверждается материалами судебной практики (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2020 N Ф 06-64594/20 по делу N А 12-34846/2019, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2020 N Ф 06-64528/20 по делу N А 12-45234/2019, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.2020 N Ф 06-63083/20 по делу N А 12-37961/2019).
В заключении отметим, что Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ в ст. 155 ЖК РФ добавлена часть 18, устанавливающая запрет на уступку права требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Однако цель введения данной нормы обусловлена необходимостью запрета уступки прав требований задолженности по коммунальным платежам коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, что лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан.
В рассматриваемой же ситуации речь идет об уступке прав требования задолженности граждан за потребленные коммунальные ресурсы от управляющей компании к ресурсоснабжающей организации, соответственно, исходя из цели данного правового регулирования, данный запрет на такую уступку не распространяется независимо от территориальной деятельности и вида поставляемого ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 N 17 АП-1392/20 по делу N А 60-58517/2019).
СпроситьС 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.
Исключением признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.
Так как у Вас не выбран способ правления Вы находитесь в новой управляющей компании.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 41 из 47 429 Поиск Регистрация