Следовательно, хотя и имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения.
24 июля 2012 г. На своем автомобиле Ауди А 4 г/н***********, на участке автодороги Р 193 Воронеж – Тамбов 22 км., совершил опережение на прямом хорошо просматриваемом участке с не ограниченной зоной видимостью, движущегося в попутном направлении двух транспортных средств. После этого проехав примерно 1 км. Был остановлен сотрудниками ДПС, инспектор ****************. оформил данные действия протоколом ************** об административном правонарушении по статье 12.15 часть 4 КоАП РФ, т.е. за выезд на полосу встречного движения в случае запрещенном ПДД.
Прошу обратить внимание суд на то, что во время составления сопроводительных документов по данному административному материалу допущены грубые нарушения.
1. Наличие дорожной разметки, отсутствие предупреждающих знаков о проводимых дорожных работах отсутствие табличек информирующих о зонах действия временных знаков установленных на переносной стойке и соответственно дорожных работ, как и отсутствие дублирующих знаков, в месте обгона не фиксировалось инспектором, а именно протоколом ********** об административном правонарушении.
2. Инспектор в схеме места совершения административного правонарушения (лист дела №5) указывает, знак на переносной стойке, но по факту знак установлен стационарно, т. е. вкопан в землю с правой стороны обочины проезжей части. Приложение 1 к ПДД (предпоследний абзац ст. 1): «Под временным знаком понимается знак на переносной стойке».
3. На схеме (лист дела №5) нет вектора движения опережаемого транспортного средства, из чего следует, что автомобиль Ауди А 4 совершал маневр для объезда препятствия, что не запрещается ПДД в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен».
4. В рапорте (лист дела №6) нет подтверждения, что правонарушение произошло в зоне действия временного знака, установленного по причине временного оперативного изменения регулирования дорожного движения на данном участке.
5. Протокол об административном правонарушении содержит сведения, что мною был нарушен пункт 1.3 ПДД. «1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.». Я считаю, что данный пункт правил мною нарушен не был, по следующим основаниям:
1. Мои знания ПДД подтверждены водительским удостоверением для получения которого я проходил обучение и сдавал квалификационные экзамены.
2. Я соблюдал, относящиеся ко мне требования правил, поскольку мною были последовательно соблюдены требования пунктов ПДД 11.1, 11.2 и 11.4
«11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
a) транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
b) транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
c) следующее за ним транспортное средство начало обгон;
d) по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
11.4. Обгон запрещен:
a) на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
b) на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
c) в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Диспозицией ч. 4 ст 12.15 КоАП РФ предусмотрено, что в административном порядке преследуется только такой выезд на сторону дороги, предназначенной для встречного движения, который сопряжен с нарушением ПДД. П. 1.3 ПДД, такого маневра не запрещает. Стало быть, в протоколе указан пункт правил, который я не нарушал. Соответственно, я привлечен к административной ответственности незаконно.
6. При ознакомлении меня с протоколом инспектор попросил расписаться за ознакомление со ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ. На мой вопрос, что включают в себя эти статьи, он ответил, что речь в статьях идет о том, что «нарушитель владеет русским языком и не нуждается в переводчике», т.е. Инспектор сознательно пытался воспользоваться моей юридической не грамотностью и сознательно ввести меня в заблуждение.
7. Так же хочу обратить внимание, что я попросил инспектора на основании ст. 26.2 КоАП РФ, ст. 55.1 ГПК РФ и ст. 77 ГПК РФ указать в качестве свидетельства наличие видео с видеорегистратора №00000000000000000. Однако в данном требовании мне было отказано. Инспектор назвал причину отказа в том, что свидетельство уже есть и достаточно его показаний. Однако статья 25.1 КоАП РФ гласит, что «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим кодексом».
8. Инспектор не остановил для дачи свидетельских показаний водителей опереженных транспортных средств, автомобиль «Газель» г/н*********** и водителя автомобиля «Камаз» для соблюдения протокола. Однако указал в протоколе в качестве свидетелей лиц, которые присутствовали только при передаче мне временного разрешения на право управления ТС, но вменяемое мне правонарушение не видели и не могли видеть т.к. временное удостоверение мне предоставили в 9:55, а протоколом зафиксировано время совершения правонарушения 9:40. Время составления схемы 9:30.
9. Так же при составлении протокола инспектор ссылался на видеосвидетельство совершения правонарушения, но к материалам дела данное видео не предоставлено. Мою просьбу о просмотре на месте инспектор удовлетворил, но не удостоверил в наличие табельного номера данного технического средства. На видео отчетливо видно, как два автомобиля опережают два грузовых автомобиля, без превышения скорости, однако протокол составлен в отношении только меня. Водитель второго автомобиля белого цвета «Москвич» уехал, без каких либо процессуальных действий в отношении него в течение 10 минут.
Обращаю Ваше внимание на тот факт, что данные документы предоставленные суду должностным лицом противоречат друг другу и инспектор совершает действия согласно ст. №292 УК РФ “Служебный подлог”.
Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. Таким образом, дорожная разметка не может противоречить дорожным знакам, которые являются техническим средством организации дорожного движения. В условиях, когда разметка проезжей части дороги разрешала выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, я не мог и не должен был предвидеть то, что обгон на данном прямом и хорошо просматриваемом участке запрещен.
Кроме того, составление протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ напрямую противоречит указанию начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-полковника полиции Кирьянова В. Н. №13/6-120:«О несоответствии линий горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков», направленного 30.06.2008 главным государственным инспекторам Безопасности Дорожного Движения по субъектам Российской Федерации.
Извлечения из указания:
«В последнее время участились случаи поступления в департамент ОБДД МВД России жалоб и обращений граждан по вопросу привлечения их к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, связанное с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. При этом, в описываемых ситуациях, линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям дорожных знаков.»
«Наиболее часто встречаются случаи, когда на дорожном покрытии имеется горизонтальная разметка 1.5, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, и установлен дорожный знак 3.20 Обгон запрещен без указания зоны действия введенного ограничения либо установки дорожного знака 3.21 конец запрещения обгона.
«При осуществлении надзора за дорожным движением, а также при рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения» .
Хочу пояснить, что выезд на полосу встречного движения не осуществлял и данной ситуации действовал согласно ПДД. Оценив ситуацию, согласно п.9.1. ПДД. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, я определил, что эта дорога имеет три полосы, средняя из которых предназначена для движения в обоих направлениях, в данный момент полоса была свободна, и мне достаточно было места для совершения данного маневра. П.11.1. ПДД. Ширина дороги на данном участке составляет не менее 10 м., опережая, я двигался по своей полосе, сместившись влево, но, не пересекая середины дороги (п. ПДД 9.1), т.е. не выезжая на полосу встречного движения.
Сразу прошу отметить, что совершаемое мною опережение было зафиксировано инспектором на расстоянии примерно 1 км., что подтверждается протоколом, место составления протокола 23 км., место нарушения 22 км. Выражаю сомнение, что инспектор ДПС находясь на расстоянии более 1 км. От предполагаемого места нарушения, мог более точно, чем я, определить был ли выезд управляемого мной автомобиля на встречную полосу, и был ли я ориентирован временными техническими средствами дорожного регулирования, во избежании создания аварийной ситуации.
Фактически, на данном участке (10 км.) нет мест с ограниченной зоной видимостью, кроме как в начале зоны действия знака, протяженностью не более 200 метров. В связи с изложенным следует отметить, что такая ситуация свидетельствует о наличии недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289-2004 (п.5.4.21): «знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка». Таким образом, на всем протяжении опасного участка должна быть нанесена разметка 1.1. Согласно п.6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.1 (сплошная одинарная линия) применяют в том числе для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, а именно на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой перекрывают друг друга.
В данной ситуации, согласно требованиям ГОСТа Р 52289-2004, действие знака 3.20 после единственного участка с ограниченной зоной видимостью (200 метров от начала действия знака), должно быть отменено одним из способов, установленных требованиями ГОСТа Р 52289-2004 (п.5.4.31): «при необходимости зону действия знаков допускается уменьшать: …
- для знаков 3.20, 3.22, 3.24 – установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23 или 3.25 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.1».
Прошу обратить внимание суд, что в схеме временного технического регулирования дорожного движения (лист дела № 11) , по какой то неизвестной причине вообще отсутствуют таблички предусмотренные ГОСТ Р 52289-2004 и ВСН 37 84 со временем действия или зоной действия временных запрещающих знаков на данном участке автомобильной дороги.
Так же устанавливаются дублирующие знаки п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1-1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.20, 3.24, установленные справа от проезжей части, дублируют. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают: слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;
В любом случае, даже если я совершил бы маневр по встречной полосе, дорожное движение в месте предполагаемого нарушения было организовано таким образом, что не запрещало выезд на сторону встречного движения, т.к. маневр выполнялся на участке с не ограниченной зоной видимостью, наличие прерывистой линии разметки разрешает выезд на сторону встречного движения. Максимум, в данной ситуации нарушение требований знака 3.20 и совершение обгона о зоне действия этого знака попадает под ч.1 ст.12.16 КоАП РФ, ч.4 ст.12.15 КоАП РФ не может являться специальной нормой за нарушение требований этого знака в данном конкретном случае.
Если же согласно ГОСТ Р 52289-2004 запрета обгона в месте его совершения не было, и не могло быть, то такой маневр не создал опасности для дорожного движения, которую водитель не в состоянии предвидеть. А значит, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, которая характеризуется вредом, причиненным общественным отношениям, а применительно к данному случаю - опасностью, созданной для дорожного движения. Объективная сторона правонарушения является обязательной частью состава административного правонарушения.
Согласно ГОСТ Р 52289-2004, 5.1.12 в местах проведения работ на дороге и при временных оперативных изменениях организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части, обочинах и разделительной полосе. Считаю, что в моих действиях вины нет. Таким образом, технические средства организации дорожного движения установленные не по ГОСТ или не соответствующие ГОСТ отношения к ПДД не имеют. Следовательно, хотя и имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения. По тем же основаниям отсутствует и состав правонарушения, так как нет объективной стороны.
Кроме того, на данном участке работали два патрульных автомобиля и согласно «Закона о Безопасности Дорожного Движения», статья 22: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми правительством РФ».
Статья 30.2 того же: «Закона о Безопасности Дорожного Движения». Эта статья ставит контроль за соблюдением cтандартов (в том числе и ГОСТ) на одну ступень с контролем за соблюдением ПДД и это закреплено в «Наставлении по работе ДПС»:
«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».
То есть, если дорожный знак установлен с нарушением нормативов, то вместо того, чтобы штрафовать водителей, инспектор ДПС обязан:
1. Сообщить дежурному, если знак установлен не по ГОСТ или с нарушением ГОСТ, сообщение в обязательном порядке фиксируется;
2. Встать в месте окончания зоны ограничения видимости и показывать, что обгон разрешен, дабы не собиралась колона за тихоходом, а в данном случае в следствие отсутствия предупреждающих о ремонтных работах знаков, табличек с зоной проведения ремонтных работ, а так же их действия и отсутствия дублирующих знаков, согласно п.13.21 осуществлять регулирование и принимать меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
В моих объяснениях в протоколе, я был вынужден написать: «знак не увидел», а также в схеме (лист дела № 10), указано на обстоятельства, исключающие мою вину в совершении административного правонарушения, а именно, на присутствие линии разметки в сочетании с видимостью, более чем достаточной для опережения и отсутствие предупреждающих и дублирующих знаков. В качестве доказательства моей вины, инспектор ДПС указывает на то, что на схеме, обозначен временный дорожный знак 3.20. В то же время в протоколе не подтверждается наличие разметки и отсутствие дублирующих знаков, что может рассматриваться как обстоятельство, исключающее мою вину. Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Кроме того, согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, наличие вины, как составной части субъективной стороны правонарушения, является обязательной для привлечения к административной ответственности, поскольку субъективная сторона правонарушения, как и объективная сторона, является обязательной частью состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного в отношении меня может быть применена только ч. 1 ст.12.16 КоАП РФ, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.
В деле так же присутствуют административные взыскания (лист дела № 7) за 2011-2012 годы. Хочу отметить, что данные административные взыскания мною не совершались:
1) Автомобиль находился в пользовании у другого гражданина, что подтверждает доверенность на право управления без права продажи.
2) Водительское удостоверение с категорией «В» разрешающее управление легковым автомобилем мною было получено только 1 декабря 2011.
3) В отношении задолженности хочу пояснить, что данные квитанции по месту жительства не поступали. Предоставляю суду копии поступивших и своевременно погашенных штрафных квитанций.
За период с 2002 по 2012 участником ДТП не был, к административной ответственности привлекался один раз в 2004 году за перевозимого пассажира на мотоцикле без мотошлема.