Как изменить статус ОАО на НПАО - пошаговая инструкция и правила голосования на собрании акционеров.
Нужно поменять статус. В данный момент ОАО, нужно поменять на непубличное акционерное общество. С чего начать, и как пошагово можно изменить?. И еще хотела спросить какой должен быть кворум на собрании акционеров, и как считать голоса во время голосования.
Изменение статуса общества с публичного на непубличный
Публичный статус АО улучшает для него возможности привлечения капитала, но вместе с тем влечет дополнительные издержки (например, необходимость раскрытия информации, составления МСФО, привлечения квалифицированных сотрудников, независимых директоров, создания комитетов совета директоров и др.), а что особенно важно - лишает возможности воспользоваться диспозитивным регулированием, предусмотренным для непубличных АО.
Если общество понимает, что публичный статус создает только ограничения и затраты, оно может вновь стать непубличным. Однако при этом необходимо защитить права тех акционеров, которые уже приобрели акции именно в расчете на публичность АО. В связи с этим регулирование перехода общества из публичного в непубличное АО содержит более жесткие ограничения, чем при обратной смене статуса.
Алгоритм обратного перехода публичного общества в непубличное предусмотрен статьей 7.2 Закона об акционерных обществах, введенной Законом 210-ФЗ.
Шаг 1: проведение общего собрания акционеров.
Прежде всего, необходимо обратить внимание, что прекращение обществом публичного статуса допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
акции общества или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;
Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах (в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 года №39-ФЗ О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг)).
В связи с этим в рамках повестки дня общего собрания одновременно принимаются следующие решения:
о внесении в устав публичного АО изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным;
об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах;
в случае если акции прошли процедуру листинга (допущены к организованным торгам), также принимается решение об обращении на биржу с заявлением о делистинге акций.
Решения по данным вопросам повестки дня принимаются общим собранием большинством в 95% голосов всех акционеров - владельцев акций всех категорий (типов). Отметим, что здесь снова говорится обо всех акционерах, а не только о присутствующих на собрании. Как видно, процент необходимых голосов очень высокий и подчас невыполнимый, например, при наличии мертвых душ" в реестре акционеров. В этом случае придется искать наследников владельцев акций.
При этом акционеры ПАО, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу об отказе от публичного статуса, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций в соответствии со статьями 75 и 76 Закона об акционерных обществах. В этой ситуации нужно учитывать ограничение, предусмотренное п. 5 ст. 76 Закона об акционерных обществах: общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций.
В случае если стоимость акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает указанное ограничение, вышеперечисленные решения общего собрания акционеров не вступят в силу, и переход в НПАО не состоится.
Поскольку критерии отнесения акционерных обществ к публичным были установлены Федеральным законом № 99-ФЗ, вступили в силу с 1 сентября 2014 года, а с июля 2015 года были изменены Федеральным законом № 210-ФЗ, не исключена ситуация, когда акционерные общества, ныне признаваемые непубличными, внесли изменения в свой устав, в том числе отразив публичный" статус в своем наименовании. Такие акционерные общества могут вернуться в сообщество непубличных компаний по упрощенной процедуре.
Во-первых, согласно пункту 7 статьи 27 Закона 210-ФЗ, таким обществам дается переходный период в 5 лет со дня вступления в силу Закона 210-ФЗ, в течение которого общества обязаны:
либо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества;
либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.
Решение о внесении в устав такого акционерного общества изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус ПАО, принимается общим собранием большинством в frac34; голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.
Шаг 2: делистинг.
Акции непубличного АО, ставшего публичным, могут и не попасть на биржу: например, либо эмитент не успел пройти процедуру листинга и решил перейти обратно в непубличный статус, либо по каким-то причинам бумаги уже ушли с биржи (произошел делистинг).
Если акции на момент принятия решения эмитентом о переходе в непубличный статус обращаются на торгах, то необходимо провести делистинг.
Порядок делистинга предусмотрен Правилами листинга Московской биржи в разделе 5 Делистинг, прекращение и приостановка торгов".
Решение об исключении акций из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (далее - Список), принимается Биржей на основании экспертного заключения Департамента листинга Биржи по следующим основаниям:
1) Заявление эмитента. К такому заявлению эмитент должен приложить документы, подтверждающие принятие и вступление в силу решения уполномоченного органа эмитента об обращении с заявлением о делистинге акций и/или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. В случае не предоставления указанных документов либо в случае, если соответствующее решение уполномоченного органа не вступило в силу, Биржа вправе оставить заявление без рассмотрения (для российских ценных бумаг).
Также при получении Биржей указанного заявления эмитента Биржа вправе обратиться в Комитет по фондовому рынку для получения экспертного мнения по вопросу исключения ценных бумаг из Списка (за исключением случая, предусмотренного пп. 21 пункта 2 статьи 21 Правил, когда эмитентом соблюдены все условия, установленные законодательством для делистинга). В случае получения Биржей рекомендаций Комитета по фондовому рынку не исключать ценные бумаги из Списка, Биржа вправе на основании Заключения Департамента листинга принять решение об отказе в исключении ценных бумаг из Списка.
Биржа принимает решение об исключении ценных бумаг из Списка либо об отказе в исключении из Списка не позднее 30 дней со дня получения заявления эмитента.
2) За несоблюдение Правил листинга. Например, если не соблюдаются требования по корпоративному управлению в части требования о количестве независимых директоров, входящих в состав совета директоров эмитента; в случае нарушения эмитентом требований по раскрытию информации, в том числе обязанности по раскрытию (опубликованию) финансовой (бухгалтерской) отчетности; если эмитент не выполнил требования биржи по предоставлению документов в порядке и сроки, предусмотренные Правилами, в том числе при изменении (дополнении) содержащихся в них сведений либо при наличии в указанных документах ложных сведений, а также если эмитент не представил дополнительной информации, сведений и документов по требованию Биржи.
3) По некоторым формальным основаниям, которые автоматически влекут исключение ценной бумаги из Списка: например, признание организации банкротом; признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным; досрочное погашение выпуска соответствующих ценных бумаг (представляемых ценных бумаг) в соответствии с условиями выпуска и др.
Не позднее 1 торгового дня, следующего за днем принятия Биржей решения об исключении ценных бумаг из Списка и о дате прекращения торгов, Биржа:
направляет организации уведомление о принятых решениях;
раскрывает информацию о принятых решениях через представительство ЗАО ФБ ММВБ" в сети Интернет;
уведомляет Банк России и Клиринговую организацию о принятом решении и о дате прекращения торгов.
После проведения процедуры делистинга общество может перейти к выполнению следующего условия перехода в непубличное АО - подаче документов в Банк России для освобождения от обязанности по раскрытию информации.
Шаг 3: решение Банка России об освобождении общества от раскрытия информации.
Согласно статье 30.1 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции Закона 210-ФЗ), эмитент на основании своего заявления может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 указанного Закона по решению Банка России. Такое решение принимается Банком России при одновременном соблюдении эмитентом следующих условий на момент подачи заявления:
решение об обращении в Банк России с указанным заявлением должно быть принято эмитентом в порядке, установленном Законом об акционерных обществах (о чем сказано выше);
у эмитента не должно быть иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;
акции эмитента и иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, а для эмитента, не являющегося ПАО, также любые иные его эмиссионные ценные бумаги не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
число акционеров эмитента не превышает 500;
эмитент, являющийся ПАО, должен в порядке, установленном Законом об акционерных обществах, принять решение о внесении в устав изменений, исключающих указание на то, что эмитент является ПАО.
Эмитент, являющийся ПАО, подает в Банк России указанное заявление с приложением необходимых документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных условий, до внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом. Исчерпывающий перечень необходимых документов предусмотрен Положением Банка России о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществ
СпроситьВ силу п.1 ст.66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Таким образом, публичным может стать и общество, не отвечающее соответствующим признакам.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным выше, признаются непубличными. Вам желательна очная консультация.
Спросить