Мать одиночка ищет способ вернуть мобилизованного сына из армии

• г. Калуга

Моего единственного сына, я мать одиночка, мобилизировали, даже не дали ему собраться и в этот же день увезли, оказалось, что ВУС, специальность его, где он находится сейчас не подходит, его не будут обучать новому, так как времени на это у них нет, через пару недель отправят воевать, а как? Если у него вовсе нет опыта, и я что останусь совсем одна? У меня кроме него никого больше нет. Помогите, к кому можно обратиться, что нужно сделать, чтобы вернуть его домой.

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

Написшитн жалобы в региональную призывную комиссию и в военную прокуратуру.

Спросить

Да. Его мобилизовали законно.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Светлана!

Для того, чтобы вернуть сына домой, вряд ли разумным будет обращаться в какие-либо государственные (военную прокуратуру, Министерство обороны РФ, Администрацию президента РФ и Уполномоченному по правам человека) или окологосударственные (типа ОНФ, политические партии, депутат Останина Нина и пр.) организации, если у вашего сына на момент призыва военкоматом отсутствовали основания для освобождения его от призыва по частичной мобилизации или основания для предоставления ему отсрочки от призыва по ч/мобилизации.

Высока вероятность, что в указанных организациях вы получите аргументированные отказы об удовлетворении вашей просьбы либо по основаниям отсутствия нарушения закона со стороны призывной комиссии, либо с разъяснениями положений закона О мобилизации и вашего права обратиться в суд в случае не согласия с ответом.

Единственный ребенок в семье, отсутствие боевого опыта, не та военно-учетная специализация (ВУС) - все эти аргументации не являются основаниями для освобождения от призыва.

Ниже я опубликую указания ГШ ВС РФ, которыми в настоящее время руководствуются призывные комиссии при предоставлении отсрочек призывникам по ч/ мобилизации. Прочитайте внимательно, возможно одна из описанных ситуаций подходит вашему сыну. Если же вы усматриваете в действиях призывной комиссии какие-либо существенные нарушения, связанные с законными правами вашего сына, то тогда применяете другой алгоритм действий. В таком случае сыну следует написать соответствующий рапорт командованию об отмене решения о призыве и приложить необходимые документы. Это также может сделать его доверенное лицо (в случае наличия обстоятельств, затрудняющих указанные действия у вашего сына).

Помните, если по какой-то причине комиссия по мобилизации уже приняла решение о призыве вашего сына на военную службу по ч/мобилизации, несмотря на право получить отсрочку, а в военкомате утверждают, что ничего с этим делать уже невозможно — это не так.

Ситуации бывают разные: некоторые отсрочки принимаются уже во время мобилизации, некоторые призванные не успевают собрать все документы, поданное IT-специалистом заявление на Госуслугах не успевают обработать, решение о бронировании не успевают оформить. Даже после отправки в войска в любой момент:

1️⃣ ваш сын вправе обратиться с жалобой в призывную комиссию по мобилизации граждан, созданную в субъекте РФ — их возглавляют главы регионов.

2️⃣ параллельно возможно подать жалобу на решение о ч/мобилизации в прокуратуру — она осуществляет надзор за исполнением федерального законодательства и вправе внести в адрес комиссии представление об устранении допущенного нарушения закона.

С жалобой в комиссию и прокуратуру может обратиться по доверенности (и даже без доверенности) родственник (тут не надо высшего юридического образования).

3️⃣ можно обратиться с административным исковым заявлением в суд в порядке главы 22 КАС РФ. При подаче иска можно просить суд принять обеспечительные меры и приостановить решение о призыве по мобилизации до рассмотрения иска по существу. Иск в суд может подать юрист на которого оформлена нотариальная доверенность с правом судебного представительства. Если у вас нет юриста — оформите доверенность на близкого человека с правом передоверия полномочий — в такой ситуации ваш близкий сможет передать необходимые полномочия выбранному юристу.

Если решение призывной комиссии по мобилизации будет признано незаконным, а призванный гражданин уже успеет уехать в воинскую часть — его обязаны будут возвратить домой. После того, как заявитель получит документ о признании решения по ч/мобилизации незаконным, он обращается с рапортом к командиру воинской части. Если вы близкий родственник — вы тоже можете подать заявление с требованием вернуть незаконно призванного близкого (сына). Такое заявление также возможно (многие пользуются таким правом) написать и в военную прокуратуру, Министерство обороны РФ, Администрацию президента РФ и Уполномоченному по правам человека.

Следует понимать, что для отправки в конкретную воинскую часть для прохождения военных сборов (а это предел полномочий призывных комиссий), военному комиссариату нет необходимости заключать с призывниками каких-либо контрактов. А вот уже при прибытии в конкретную воинскую часть (в состав конкретного подразделения) командир части обязан заключить с призывником контракт по типовой форме (такая форма в открытых источниках не обнародована) и после чего, приказом по части зачислить бойца на соответствующую должность в конкретное воинское подразделение. Вот тут возникают вопросы, особенно если подписание контракта не предлагается командованием, или если такой призывник по ч/мобилизации сам не соглашается подписать предложенный контракт (к примеру, по причине осознанных убеждений или религиозных верований и пр.).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее также – Закон №76) – военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее также – Закон №53).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона №53-ФЗ – прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву или по контракту.

Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 22 Закона №53-ФЗ – призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Согласно п. 2 ст. 32 Закона №53-ФЗ – в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Абзацем 5 п. 1 ст. 34 Закона №53-ФЗ предусмотрено право, а не обязанность граждан, пребывающих в запасе, заключать контракт.

Согласно абзацу 6 п. 10 ст. 38 Закона №53-ФЗ – для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, началом военной службы считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Согласно подпункту «б» п. 1 ст. 51 Закона №53-ФЗ – военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

Из буквального содержания вышеперечисленных правовых норм в их взаимосвязи и системном единстве следует, что в мирное время приобретение гражданами, пребывающими в запасе, в мобилизационном людском ресурсе, специального правового статуса военнослужащего происходит только после подписания такими гражданами контракта о прохождении военной службы, что исключает насильственную мобилизацию в состав воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

Мобилизация и отправка такого гражданина (отказавшегося подписать контракт) в состав воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации против его воли является противоправным деянием, а должностные лица органов власти и должностные лица Министерства обороны РФ, посягающие своими противоправными действиями на права и свободы такого гражданина, в соответствии с действующим законодательством, подлежат привлечению к уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 286 УК РФ.

Также следует заметить, что с правовой точки зрения требовать от такого ч/ мобилизованного призывника выполнения приказов, кроме как в рамках мобилизационной подготовки, а также пытаться подвергать дисциплинарной и прочей ответственности — неправомерно, поскольку статуса военнослужащего такой призывник до заключения контракта не имеет.

В настоящее время действующее законодательство в сфере мобилизации и ч/мобилизации имеет тенденцию к масштабным изменениям. Так, в ГД РФ в настоящий момент рассматриваются законопроекты:

- Законопроект касается отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации. Внесён депутатами 1 октября.

Депутаты предлагают добавить в Закон новую статью и разделить отсрочки на 2 вида: при общей и частичной мобилизации. Перечень отсрочек при частичной мобилизации будет значительно шире чем при общей.

- Законопроект об отсрочках для родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Внесен 4 октября группой депутатов под руководством справедливороса Сергея Миронова.

- Законопроект, разрешающий призыв по мобилизации осужденных по тяжким статьям, а также направление граждан, проходящих АГС, на должности гражданского персонала в армии во время мобилизации.

- Законопроект о порядке призыва ИП и учредителей юридических лиц — законодатель предлагает предоставить 7 суток перед отправкой в войска для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности.

- Законопроект об освобождении от призыва и прохождения военной службы по мобилизации для граждан, чей близкий родственник был призван по мобилизации, после чего погиб (умер) в связи с выполнением воинской обязанности. С 12 октября изучается Комитетом по обороне.

- Законопроект о создании института уполномоченных по защите прав военнослужащих и военнообязанных в России. С 12 октября изучается Комитетом по обороне

- Законопроект о предоставлении некоторым ООО кредитных каникул из-за мобилизации единственных участников.

- Законопроект об объявлении амнистии для мобилизованных граждан, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения. С 5 октября изучается Комитетом по обороне.

- Законопроект, определяющий очередность призыва при частичной мобилизации, а также предполагающий новые основания для отсрочки при частичной мобилизации.

- Законопроект о возможности оповещения призывников почтой и обязании самостоятельно являться в военкоматы. До сих пор не принят, включен в примерную программу решением Государственной Думы на декабрь 2022 года.

- Законопроект о праве на альтернативную гражданскую службу вместо военной служб

Прикреплённые файлы:
Спросить