Губернатор нарушает устав города - отказывается утверждать избранного мэра.
199₽ VIP
Городской совет в уставе города закрепил положение о том, что мэр города избирается населением и утверждается в должности высшим должностным лицом (губернатором) субъекта РФ по представлению городского совета. Кандидатура избранного на очередных выборах мэра была представлена на утверждение губернатору, однако тот утвердить ее отказался, предложив депутатам рассмотреть другую кандидатуру. Городской совет возражал, расценив действия губернатора как нарушающие самостоятельность местного самоуправления. Дайте правовую оценку ситуации.
Вообще то Устав города должен соответствовать нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В части 2 статьи 36 данного закона сказано:
2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;.
Если глава города избирается на муниципальных выборах, то законодательство России не требует дополнительного утверждения в должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В частности в статье 6 этого закона, которая называется: Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправлениянет такого полномочия как утверждение в должности избранных глав муниципальных образований.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации "
Статья 25. Основные полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
1) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
2) подписывает и обнародует законы субъекта Российской Федерации либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта Российской Федерации;
3) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;
4) определяет систему и структуру исполнительных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
5) формирует высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и принимает решение об его отставке;
6) возглавляет высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или назначает и освобождает от должности председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
7) определяет основные направления деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
8) представляет в законодательный орган субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
9) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному органу субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
10) вправе участвовать в работе законодательного органа субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
11) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
12) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации;
13) вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора;
14) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Как видите, в перечне полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, нет такого полномочия, как: утверждение в должности избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования..
Получается, что городской Совет неправомерно закрепил в Уставе города норму об утверждении в должности высшим должностным лицом субъекта РФ избранного на муниципальных выборах главы города.
Законодательство России в таких случаях не требует такого утверждения.
На уровне города в соответствии с Уставом города должна быть проведена процедура вступления в должность избранного главы города. С момента вступления в должность глава города в полном объеме исполняет свои полномочия без всякого утверждения в должности высшим должностным лицом субъекта РФ.
В вашем же вопросе приведена какая то искусственная ситуация, не соответствующая нормам российского законодательства. В этой связи, я не думаю, что в реальной ситуации в Уставе городе закреплена норма об утверждении в должности высшим должностным лицом субъекта РФ избранного на муниципальных выборах главы города.
СпроситьЗдравствуйте Евгений!
В описываемой Вами задаче нарушены все возможные конституционные и законодательные нормы
Так, ст.3 Конституции Российской Федерации" декларирует
Ст. 130 [quote]1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Ст.36. Глава муниципального образования Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Т.е., внеся в свой Устав антиконституционную норму об утверждении избранного мэра Главой исполнительной власти муниципальный законодательный орган нарушил принцип разделения властей, обеспеченный ст.10 Конституции РФ.
Эта норма на основании ст.23. Протест прокурора Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" должна быть опротестована прокуратурой и приведена в соответствие с российским законодательством
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.Спросить