ПП 991 - право пассажиров на возврат денег в течение 3 лет после отправления рейса \n\nСуществует ли судебная практика по возврату денежных средств по ПП 991?

• г. Москва

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее – ПП 991) предусмотрено право пассажиров на возврат денежных средств, не использованных для оплаты услуг, указанных в пункте 5 ПП 991, по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 6 ПП 991). Указанные денежные средства возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 10 ПП 991). Перевозчик обязан направить денежные средства на банковскую карту либо возвратить наличными в течение 10 календарных дней со дня получения заявления пассажира (п. 12 ПП 991).

Какой временной интервал, когда пассажир вправе требовать, а авиакомпания обязана осуществлять возврат денежных средств по заявлению пассажира?

Есть ли судебная практика по данному вопросу?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Не по истечении 3 лет, а в течение 3 лет с даты отправления рейса... пассажир вправе требовать возврат денежных средств.

Спросить

Москва - онлайн услуги юристов

Дмитрий
01.10.2021, 18:48

Законность штрафов за возврат авиабилетов - интерпретация статьи Воздушного кодекса РФ

Многие авиакомпании устанавливают штрафы за добровольный возврат билетов, нередко превышающие стоимость самих билетов. Однако ст. 108 п. 1 Воздушного кодекса РФ говорит, что «если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс». Означает ли это, что штрафы за заблаговременный возврат незаконны и можно требовать возврата полной стоимости билета? Или штраф может взиматься параллельно с возвратом платы и данная статья его не запрещает?
Читать ответы (11)
Татьяна
02.12.2020, 20:08

Отказ авиакомпании Победа - правомерен или нарушение закона?

Правомерен ли отказ авиакомпании "Победа"? 20 марта 2020 г родственник должен был лететь в Москву по личным делам, 27 марта обратный рейс из Москвы у него-- авиакомпания Победа-- все по территории РФ... Из-за объявления ужесточения мер в Москве и риска попасть на двухнедельный карантин после перелета родственник сдает билеты авиакомпании Победа на сайте через обратную связь - с однозначной отметкой "из-за режима введения мер самоизоляции". Авиакомпания Победа в режиме переписки-начиная с 17 марта - по е-майл отказывает в возврате денег за авиабилеты... Офис у "Победы" единственный-в а/порту Внуково, там категорично отказываются говорить на тему отказа от билетов по данному вопросу, позвонить в а/к Победа невозможно, даже платно. При этом с 7 июля 2020 года действует Постановление Правительства Положение № 991, которое регулирует: особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в т. ч. право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения; порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и/или возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории России либо ее части. ДЕЙСТВИЕ Положения с 18 марта 2020 – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020.
Читать ответы (3)
Мохов Александр Александрович
15.08.2020, 11:44

Аэрофлот отказался вернуть деньги за билеты в связи с коронавирусом до трех лет после даты полета

В ноябре 2019 года приобрел заранее три (я, жена и внук) билетв в аэропорту Шереметьево "Москва-Анапа" туда и обратно. Хотели с"ездить отдохнуть в начале июня 2020 года. Но короновирус все наши планы спутал. И 28.05.20 года мы отказались от полёта (в то время был еще карантин). По обратной связи мне прислали ответ, что деньги я теперь смогу получить только через три года. И что? Выходит нельзя ничего сделать? На всякий случай то, что я им написал и то, что они мне ответили. Здравствуйте! 02.11.2019 года мной было забранировано и куплено три билета из Москвы в Анапу и обратно. Билеты приобретал в здании аэропорта в Шереметьево. Ни о какой пандемии тогда никто и не знал. Но в связи с короновирусом мы (я, жена и наш внук) были вынуждены отказаться от полёта. И поэтому 28.05.2020 года (в то время везде был карантин) я позвонил по телефону *555. Оператор Елена зафиксировала отказ от билетов, сказала ждать и не волноваться. Комиссия с её слов составит 2600 руб. с билета. Мой номер телефона и электронную почту я ей дал. Я всё понимаю, но уже прошло почти три месяца и хотелось бы узнать, хоть что-то сдвинулось с места? Ещё раз напоминаю, что ни о каких ваучерах не может быть и речи. В моём возрасте загадывать уже опасно. Поэтому я прошу вернуть мне деньги за неиспользованный полёт в связи с короновирусом за все три билета. Как я уже писал выше, с комиссией согласен. На всякий случай мой телефон: 8-903-187-56-59. E-mail: alex_mokhov@mail.ru Ответ от ПАО Аэрофлот: Здравствуйте, уважаемый клиент! Нам искренне жаль, что предложенные варианты использования денежных средств, затраченных на оформление перевозки, Вы оценили, как неприемлемые в Вашей си-туации. Обращаем внимание, что Правительством Российской Федерации установлен особый порядок возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае от-каза пассажира от воздушной перевозки при введении режима повышенной готовно-сти на всей территории Российской Федерации либо на ее части[1]. В соответствии с данным порядком при прекращении договора перевозки возникает обязанность Перевозчика в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в би-лете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг по воздушной перевозке, подлежат возврату по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, с начислением процентов, размер которых определяется ключевой ставкой ЦБ РФ. Повторно сообщаем, что в настоящее время Вы можете воспользоваться специальны-ми условиями и преимуществами доступных Вам предложений по оформлению сер-тификата, в том числе без посещения офиса, и дополнительных возможностей по пе-реоформлению билета, размещенных на сайте авиакомпании в разделе «Новости» от 30.04.2020 и 20.05.2020 по ссылкам: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news/61757 и https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news/61766. В случае, если Вы не воспользуетесь указанными предложениями, заявление о возврате денежных средств Вы можете подать по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Будем рады, если Ваше решение в отношении оформления специального сертификата и дополнительных возможностей по переоформлению билета изменится, и мы вновь встретимся с Вами на рейсах ПАО «Аэрофлот». Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2020 № 991. Благодарим Вас за обращение.
Читать ответы (1)
Сергей
30.10.2020, 16:09

Оспаривание отказа авиакомпании в возмещении стоимости авиабилета в связи со сложной эпидемиологической ситуацией

Мной 28 февраля 2020 г. был приобретен авиабилет по маршруту г. Магадан - г. Анадырь - г. Магадан, дата вылета 22 апреля 2020 г. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации указанный вылет не состоялся. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2020 г. № 991, регулирующим особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в т. ч. право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, авиакомпания отказала мне в возмещении стоимости авиабилета, сославшись на то, что Положение, утвержденное данным постановлением действует в отношении договоров воздушной перевозки (авиабилетов), подлежащих исполнению с 01 февраля 2020 г. – по международным воздушным перевозкам с Китаем и с 18 марта 2020 г. – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01 мая 2020 г. Вместе с тем авиабилет по маршруту перевозок во внутреннем воздушном пространстве Российской Федерации мной был приобретен 28 февраля 2020 г. Исходя из того, что заключение договора воздушной перевозки пассажира удостоверяется перевозочным документом - билетом, в котором указываются все существенные условия договора, а договор (покупка авиабилета с перечислением денежных средств с личного счета) был заключен 28 февраля 2020 г. считаю, что требования постановления № 991, которое действует в отношении договоров воздушной перевозки (авиабилетов), подлежащих исполнению с 1 февраля 2020 г. – по международным воздушным перевозкам с Китаем и с 18 марта 2020 г. – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01 мая.2020 г. на мой случай не распространяется. В связи с изложенным считаю, что авиаперевозчик обязан вернуть мне затраченные денежные средства согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно "если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс" (уведомление о сдаче авиабилета в установленные законом сроки подтверждено сотрудником обособленного подразделения авиакомпании с проставлением специального штампа и личной подписи). Как Вы считаете, правильно я трактую данную ситуацию или нет. Одновременно, при создании препятствий со стороны должностных лиц авиакомпании, могу ли я претендовать на возмещение морального вреда, так как с момента покупки авиабилета прошло более 8 месяцев, и каким образом. С уважением, Сергей.
Читать ответы (2)
Луиза Сергеевна
25.10.2016, 02:28

Возврат провозной платы при отказе от воздушной перевозки по причине болезни пассажира

Статья 108 ВЗК РФ звучит: "1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: …" Далее описывается, кто может сколько получить при возврате возвратных и невозвратных билетов. А ДАЛЕЕ в том самом упомянутом 2-м пункте той же статьи написано: "В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата." Как правильно использовать этот пункт, учитывая, что человек действительно болен и еле ходит?
Читать ответы (1)
Вера
14.08.2022, 17:46

Как сообщить авиакомпании о намерении продолжить перевозку при отмене бронирования на последующих участках маршрута перевозки

Согласно ст.27. ФАП 82. Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. При этом обязательство перевозчика по перевозке пассажира не прекращается. Объясните, пожалуйста, где-то есть разъяснение, каким образом и за сколько должен пассажир уведомить авиакомпанию, о намерении воспользоваться обратным рейсом, если он к примеру, опоздал на первый рейс и его билет аннулируется автоматически? И в чем суть того, что обязательства перевозчика по перевозке не прекращается? Заранее спасибо!
Читать ответы (1)
Сергей Вячеславович
12.05.2014, 15:47

Как вернуть деньги туристу - приоритет законов и возврат фактических расходов

Ответьте, пожалуйста на такой вопрос: как агент я нахожусь в затруднительном положении, с одной стороны я должен вернуть туристу сумму за билеты, с другой стороны требовать ее возврата себе от тур оператора. Сейчас встает вопрос, какую же сумму возвращать туристу: Федеральные авиационные правила Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, гл. XXIII. Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, ст. 236, ст. 240 говорят, что: ст. 236. В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично; Ст. 240. Возврат сумм пассажирам по перевозке, выполняемой чартерным рейсом, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. - каким именно? Воздушный кодекс Российской Федерации, ст. 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира: Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. По закону О защите прав потребителей туристы имеют право отказаться от услуги авиаперевозки и получить ее стоимость обратно за вычетом фактически понесенных подтвержденных расходов. Ответственность за возврат денежных средств туристу ложится на агентство, принявшее оплату за эту услугу и заключившему с туристом договор. Какие законы имеют приоритетную силу? Что должны вернуть туристу: 100 % или сумму минус фактические расходы ТО, если они будут доказаны. Каким образом ТО должен доказать свои расходы? - просто письмо, калькуляция? Спасибо.
Читать ответы (5)
Александра
21.08.2020, 04:57

Авиакомпания Якутия возвращает деньги только через 3 года - как обойти такую ситуацию?

Я отказалась от рейса авиа компании Якутия. За две недели (вылет 16 мая) снялась с рейса. Написала о возврате денег. Ожидание 30 дней. Прошло почти 3 месяца Они втюхавают мне ваучер от которого я отказываюсь. И приходит такое письмо « Уважаемые пассажиры и клиенты АО «Авиакомпания Якутия»! В ответ на Ваше обращение (заявление), по вопросу возврата денежных средств, уплаченных за перевозку авиарейсами АО «Авиакомпания «Якутия», сообщаем следующее. В случае отказа от оформления ваучера или неиспользования ваучера в течении 3 лет, с даты отправления рейса, указанного в билете, денежные средства подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет, с даты отправления рейса, указанного в билете.» На каком основании. 3 года? Как обойти эту ситуацию?
Читать ответы (1)
Александр Лаврентьевич
13.05.2020, 11:57

Правительство РФ утверждает Правила поведения в чрезвычайной ситуации для граждан и организаций

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 г. Москва "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. ... 3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: ... в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; ... Источник информации: 8 апреля 2020 г. Российская газета - Федеральный выпуск № 75 (8129) https://rg.ru/2020/04/08/postanovlenie-pravitelstva-dok.html P.S. Т.е., если я правильно понял текст документа, средства защиты, а к ним относятся и маски, и перчатки, ДОЛЖНЫ предоставлться органами исполнительной власти субъектов РФ?! Или к "самоизоляции" это не имеет отношения?
Читать ответы (1)
Роман
31.08.2020, 08:49

Правительство устанавливает части и статьи для соблюдения общественного порядка в чрезвычайных ситуациях

В постановлениях правительства Правительства части или статьи. Например: "3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;" ?
Читать ответы (1)