
Спор о поврежденном чемодане - права потребителя и ответственность хранителя
199₽ VIP
Я купила новый чемодан, совершила перелет и после в аэропорту сдала чемодан в камеру хранения. Спустя 3 дня я пришла забирать чемодан и увидела, что он поврежден. Я сдавала чемодан в идеальном состоянии, после перелета никаких повреждений чемодана не было. Если бы повреждения были, то я бы обратилась в авиакомпанию. Я сняла на видео все повреждения и отправила все видео, фото и тд через форму обратной связи на сайте фирмы, которая приняла мой чемодан на хранение. Они провели проверку доводов и сказали, что чемодан они мой не портили, что я не представила никаких доказательств того, что мой чемодан был поврежден именно в их камере хранения. Я направила: видео в момент получения чемодана, чек на покупку чемодана (купила я его за неделю до того, как сдала его в камеру хранения). Каких-то актов о принятии чемодана, о его состоянии и тд мне выдано не было, с меня просто взяли оплату. Сейчас от меня требуют фото или видео или нечто иное, чтобы доказывало, что я сдала чемодан в хорошем состоянии. Но никаких фото или видео я не делала. Так же фирма мне написала, что по закону я все должна доказывать, что именно у них был поврежден мой чемодан, а не где-то еще, и что именно они его повредили.
Кто тут прав? Чтобы мне возместили ущерб причиненный, мне надо обращаться в суд? Какой закон тут применим? В этой ситуации есть ли шансы доказать, что мне причинен вред?
Здравствуйте, Евгения! Данная ситуация регулируется ст. 118 "Воздушного кодекса Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 04.08.2023). Согласно ст. 118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
Таким образом, закон возлагает бремя доказывания времени повреждения чемодана на перевозчика. Отсутствие акта приема-передачи багажа является проблемой перевозчика, а не вашей проблемой.
Размер ответственности перевозчика установлен ст. 119 ВК РФ:
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади - в размере ее стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.
Стоимость багажа, груза, а также ручной клади определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Предъявляйте перевозчику письменную претензию. В случае неисполнения требования обращайтесь в суд.
СпроситьПричем тут перевозчик? Я же написала, что багаж был сдан в камеру хранения в аэропорту.
СпроситьЗдравствуйте, уважаемая Евгения!
В данном случае, с правовой точки зрения если вы обнаружили повреждение в аэропорту, сразу обратитесь в службу розыска багажа в зоне выдачи багажа. Сотрудники аэропорта должны были заполнить документы о повреждении.
В этой связи при повреждении багажа и его содержимого, направьте досудебную претензию в адрес авиакомпании (если камера хранения в аэропорту была, ) т.к. это их зона ответственности добровольном возмещении причиненного ущерба (ст.15 ГК РФ).
В противном случае, Вы вправе инициировать обращение с иском в суд о принудительном взыскании денежных средств в качестве возмещения ущерба (ст.15 ГК РФ), штрафа, компенсации морального вреда (ст.151 ГК РФ) в судебном порядке (ст.131 ГПК РФ).
*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала 9111 для содействия и подготовке правовых документов (ст.779 ГК РФ "оказание юр.услуг").
Всего доброго Вам!
Рад был помочь, уважаемая Евгения!
СпроситьПунктом 1 ст. 886 ГК РФ предусмотрено, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии с п.2 ст.900 ГК РФ вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.
На основании п.1 ст.901 ГК РФ хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.
Профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.
В силу указанных норм поклажедатель обязан доказать только факт сдачи вещи на хранение.
Бремя доказывания наличия возражений относительно передачи на хранение исправной вещи (принятия вещи с явными признаками повреждения) лежит на хранителе.
Вам необходимо обратиться в суд для принуждения хранителя к возмещению ущерба, причиненного имуществу при хранении.
СпроситьВ данном случае фирма не права.
Обязана принять от Вас претензию и рассмотреть по-существу.
Рекомендую подать жалобы в Ростуризм, прокуратуру и Роспотребнадзор.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
На практике вопрос решается в судебном порядке, путем подачи иска в районный суд по месту нахождения ответчика в порядке ст. 131-132 ГПК РФ.
- см. ст. 118, 119 ВК РФ, ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ", ст. 2, 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан"
СпроситьНикакого перевозчика нет. Это частная камера хранения на территории аэропорта.
СпроситьЗдравствуйте.
Если Вы сдавали вещи на хранение, с Вами должны были оформить письменные документы.
В соответствии со ст.887 ГК РФ:
Договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение, должен быть заключен в письменной форме независимо от состава участников этого договора и стоимости вещи, передаваемой на хранение...2. Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:
сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;
номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.
Как видно из указанного положения, хранитель обязан оформить квитанцию, подтверждающую приемку вещей. И при оплате выдать платежный документ.
Обычно в таких квитанциях указывается описание внешнего вида вещи (например, если бы он был поврежден, то это было бы указано, поскольку компании обычно поврежденные вещи не принимают без оговорки).
В соответствии со ст.891 ГК РФ:
1. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.
А в соответствии со ст.900 ГК РФ:
2. Вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.
Доказывать отсутствие своей вины в такой ситуации обязан хранитель. Это прямо указано в ст.901 ГК РФ:
1. Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.Профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.
Вы со своей стороны выполнили все возможные действия, чтобы доказать возникшие повреждения и то, что обнаружили их только после получения вещи после хранения.
То, что обязанность доказывания ложится на хранителя, вытекает также и из ст.401 ГК РФ, на которую ссылается указанное положение:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В данном случае договор хранения является публичным договором, а Вы являетесь потребителем услуги. Поэтому к оказанию услуги применяются правила Закона о защите прав потребителей. Например, в силу ст.15 Закона Вы вправе требовать, в том числе, компенсации морального вреда. В этом случае доказывать его причинение нет необходимости, достаточно наличия вины исполнителя.
И, конечно, Вы вправе требовать возмещения убытков. Например, в силу ст.902 ГК РФ:
3. В случае, когда в результате повреждения, за которое хранитель отвечает, качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе от нее отказаться и потребовать от хранителя возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом или договором хранения.
В данном случае все возможные досудебные требования Вы уже предъявили. Теперь можете обращаться в суд.
С уважением.
СпроситьХанты-Мансийск - онлайн услуги юристов
