А есть какое-нибудь решение суда о том, что банковская выписка не является первичным бухгалтерским документом. Спасибо
398₽ VIP

• г. Чебоксары

А есть какое-нибудь решение суда о том, что банковская выписка не является первичным бухгалтерским документом.

Спасибо

Читать ответы (7)
Ответы на вопрос (7):
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Вот, например, Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 307-ЭС 16-19374 по делу N А 56-73410/2015:

...суды указали на то, что запрашиваемые истцом банковские выписки не являются первичной бухгалтерской документацией по смыслу Закона о бухгалтерском учете, в связи с чем на общество не возлагается обязанность по их хранению.

legalacts.ru

Спросить

Здравствуйте, как пример:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 N 09 АП-46608/2014 по делу N А 40-145896/12

"Сама банковская выписка не является первичным документом, не относится к документам бухгалтерского или налогового учета. Выписка банка без первичных документов, подтверждающих основания поступления денежных средств, сама по себе не свидетельствует о проведении или непроведении каких-либо работ, услуг или иных хозяйственных операций."

Спросить

Здравствуйте, Денис! Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 307-ЭС 16-19374 по делу N А 56-73410/2015 к примеру. Банковская выписка - это производный документ, не являющийся первичным, т.к. первичный документ - это тот, который фиксирует первично саму операцию. Например платежное поручение. А банковская выписка лишь доказывает (ст.55-56 ГПК РФ) факт выполнения операции, но первичным документом при этом не является (ст.9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Спросить

Добрый вечер, Денис.

1)Тут нужно судебную практику углублено изучать, но скажу так, что дело не в решении, а законе.

2)Выписка по счету не является первичным учётным документом! Согласно, абзаца 13 пункта 2.1. Положения Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16.07.2012 n 385-П.

Спросить

Вот вам решение по судебной практике:

В Президиум Свердловского областного Суда

620019 Екатеринбург ул. Московская, 120

Заявитель Дорохин Александр

Венеаминович

Ходатайство № 5

по гражданскому делу № 33-19841/2016 (истец ПАО ВТБ 24)

о признании Банковской выписки в деле,

не соответствующим законодательству.

Статья 60 ГПК РФ

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Доказательствами получения денег могут быть только документы соответствующие закону о бухгалтерском учёте (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете")

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете"

Статья 9.

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

Банковская выписка с расчетного счета – важнейший финансовый документ, доказательно отображающий произведенные банковские операции и движение средств по счету.

Банковские выписки не имеют одинакового внешнего вида из-за разницы в применяемой технике. Однако выписка банка с р/с всегда должна отображать установленный набор реквизитов:

двадцатизначный номер счета;

дата предыдущей выписки,

остаток собственных средств на момент ее формирования;

реквизиты подтверждающих документов, ставших основанием для проведения банковских операций;

назначение совершенных платежей;

корреспондирующие счета контрагентов, которым перечислялись, либо от которых приняты деньги; суммы дебета и кредита;

остаток денег.

Выписка из расчетного счета в банке является полным аналогом и полноценной заменой регистра аналитического учета. Приложенные к выписке из банка финансово-расчетные документы погашаются соответствующим штампом.

Выписка банка по расчетному счету – это документ:

являющийся точной копией записей финансового учреждения о счете;

имеющий финансовый характер;

отображающий приход и расход собственных средств клиента;

выдающийся ему обслуживающим отделением на руки, в электронном виде или пересылаемый почтой ежедневно либо в иной установленный отчетный период.

К этому документу в обязательном порядке подлежат прикреплению:

документы, поступившие от контрагентов, которые послужили основанием для движения денег – зачисления либо списания;

бумаги, оформленные учреждением.

Документ «выписка по счёту» - это бухгалтерский документ с прикреплёнными к нему первичными документами (платёжки, ордера, ведомости), оформленный, как того требует ФЗ "О бухгалтерском учете".

C выпиской, полученной по почте из суда, не было документов, которые послужили основанием для движения денег – зачисления либо списания.

В выписке, полученной по почте из суда, не было установленного набора реквизитов, а именно:

дата предыдущей выписки,

реквизиты подтверждающих документов

назначение совершенных платежей;

корреспондирующие счета контрагентов

остаток денег

Отсутствие первичных документов, оформленных не соответствующе

ФЗ "О бухгалтерском учете" ст. 9, не даёт проверить, достоверность указанных цифр и кто несёт ответственность, если там есть опечатки.

Источник https://proza.ru/2017/02/24/1723

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Вот еще одно решение из практики:

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

Дело

№ А 51-29108/2016

г. Владивосток

24 апреля 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 19 апреля 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2017 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.В. Зимина,

судей С.Б. Култышева, А.С. Шевченко,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.В.Гуляевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Леоненко Елены Владимировны,

апелляционное производство № 05 АП-2487/2017

на решение от 02.03.2017

судьи В.В. Краснова,

по делу № А 51-29108/2016 Арбитражного суда Приморского края

по иску Леоненко Елены Владимировны

к обществу с ограниченной ответственностью «СИ-ТИ» (ИНН 2721183530, ОГРН 1112721003438, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.04.2011)

об оспаривании действий по непредоставлению документов общества, о предоставлении документов,

при участии:

от истца: А.Ю. Струков, по доверенности от 30.03.2017, паспорт;

от ответчика: Е.В. Федоров, по доверенности от 30.03.2017, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Леоненко Елена Владимировна (далее – Леоненко Е.В., участник общества, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СИ-ТИ» (далее – ООО «СИ-ТИ», ответчик, общество) о признании незаконными действий (бездействия) по непредоставлению заверенных банковской печатью выписок о движении денежных средств по всем счетам ООО «СИ-ТИ» с 20.10.2016 и непредоставлению возможности ознакомится с документами в ООО «СИ-ТИ», об обязании предоставить участнику общества Леоненко Е.В. заверенные банковской печатью выписки о движении денежных средств по всем счетам общества с 20.10.2016 по дату проведения судебного заседания по настоящему делу или вынесения решения по указанному делу, ежемесячно предоставлять участнику общества Леоненко Е.В., заверенные банковской печатью выписки о движении денежных средств по всем счетам общества (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.11.2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что банковские выписки являются первичные бухгалтерскими документами, подлежащими хранению в обществе. Кроме того, ответчик не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества документов. Отмечает, что действия ответчика, выраженные в направлении телеграммы в адрес истца в выходные дни и только после начала рассмотрения настоящего спора в суде, свидетельствуют о его недобросовестном поведении.

В обоснование возражений на жалобу ответчиком представлен отзыв.

Представитель истца в заседании суда на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал в полном объеме, полагая требования участника общества о предоставлении выписки из кредитной организации о движении денежных средств общества законными и обоснованными, при этом дополнительно обосновать требования о необходимости предоставления такой информации ежемесячно при отсутствии со стороны ответчика отказа в ее предоставлении, равно как и сведений об отказе ответчика предоставить их с 20.10.2016 по день вынесения решения суда не смог.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив суду, что между сторонами имеется корпоративный конфликт, при этом каких-либо возражений со стороны общества по вопросу предоставления запрашиваемой истцом информации не имеется, при этом такая информация имеется у общества в электронном виде в свободном доступе, однако ввиду того, что запрос на получение такой информации со стороны истца обусловлен ее заверением банковскими печатями, необходимо время на получение сведений в испрашиваемом виде.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Леоненко Е.В. с 08.05.2015 является участником ООО «СИ-ТИ», обладает 50% от общего числа голосов участников общества.

Истец в адрес общества 20.10.2016 направил запрос о предоставлении выписки о движении денежных средств по всем счетам ООО «СИ-ТИ» с 01.01.2016 по настоящее время (дату составления запроса), заверенные банковской печатью, предлагая обществу направить такую информацию в адрес истца, либо предоставить возможность с ее ознакомлением без указания сроков такого ознакомления.

Факт получения обществом 26.10.2016 данного запроса подтверждается истцом отчетом с официального сайта Почты России и не оспаривается ответчиком по материалам дела.

Полагая, что по состоянию на 28.11.2016 обществом не представлены запрашиваемые документы и возможность ознакомиться с ними, истец обратился в суд с арбитражный суд иском.

В ходе рассмотрения дела 01.02.2017 обществом предоставлена Леоненко Е.В. банковская выписка по счету Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» за период с 01.01.2016 по 20.10.2016, в связи с чем, истец уточнил исковые требования, которые приняты судом и разрешены по существу.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) участник общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в порядке, установленном учредительными документами, в том числе путем получения информации о деятельности общества и ознакомления с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.

Согласно пункту 9.7. Устава ООО "СИ-ТИ", утвержденного решением общего собрания участников общества (протокол от 12.04.2011) по письменному требованию участника общества ему предоставляются документы и информация о деятельности Общества в сроки, указанные в письменном запросе, за исключением случаев, когда на выполнение данного требования необходим более длительный срок.

В силу пункта 1 статьи 50 Закона № 14-ФЗ общество обязано хранить следующие документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Пунктом 4 статьи 50 Закона № 14-ФЗ установлено, что общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к документам, предусмотренным пунктами 1 и 3 данной статьи. В течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Согласно статье 65 АПК РФ, пунктов 1, 2, 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» (далее - Информационное письмо № 144), истец должен доказать, что до обращения в суд в порядке, установленном законом и уставом общества, обращался в общество с соответствующим требованием, наличие факта нарушения обществом прав истца на получение запрошенной информации, что общество, при надлежащем к нему обращении со стороны истца, не представило истцу соответствующую информацию и документы, что информация, запрашиваемая истцом, у него отсутствует.

В том случае, когда участник не может доказать, что до предъявления иска он обращался в общество с требованием о предоставлении информации, однако к моменту принятия судом решения указанная информация так и не предоставлена обществом истцу, суд удовлетворяет заявленное требование. Если же после получения обществом искового заявления участника о предоставлении информации, которое в такой ситуации само по себе может рассматриваться как требование о предоставлении информации,

Спросить

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

ст.9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Спросить