Право военнослужащего на прописку семьи в квартире - анализ ситуации

• г. Санкт-Петербург

Муж военнослужащий, служит 20 лет и прописан при части. Жена с детьми прописана у своей матери в 2-х комн. Квартире, где прописан еще её брат матери. Положена ли квартира мужу военнослужащему на себя и членов его семьи (на жену и двух детей) ?

Ответы на вопрос (2):

В соответствии с подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг. и п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), право на получение субсидии имеют следующие категории военнослужащих и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

1. Военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

2. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.

3. Члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

4. Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.:

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 г., и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Из числа граждан - участников подпрограммы субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В данном случае основаниями для признания граждан не имеющими жилых помещений являются:

1) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

2) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

3) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Военнослужащие, а также лица, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы. При этом в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ.

Не могут быть признаны участниками подпрограммы граждане в случаях:

1) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

2) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

3) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

4) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

5) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

5 апреля 2007 г. было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг., входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., в связи с жалобами ряда граждан".

Сущность заявленной жалобы состояла в следующем.

Указанные нормы законодательства противоречат Конституции РФ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г.

В результате произведенной замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ государственных жилищных сертификатов. Такое регулирование не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств. Тем самым оно умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилище.

Один из заявителей отказался от оформления документов на получение после увольнения с военной службы государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что размер соответствующей денежной субсидии недостаточен для приобретения жилья по установленным социальным нормам в избранном им месте жительства.

По результатам рассмотрения жалобы п. 2 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ограничивающие права уволенных в запас военнослужащих на получение квартир, признаны противоречащими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что право на получение жилья военнослужащими, уволившимися до 1 января 2005 г., не должно ограничиваться только получением государственного жилищного сертификата, в отличие от тех, кто уволился после этой даты.

Конституционный Суд РФ сделал вывод, что согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 г., - единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до 1 января 2005 г., и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после 1 января 2005 г.

Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.

Социальная норма жилой площади для расчета размера субсидии

Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья. Это соответствует одному из основных принципов Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в соответствии с которым производится определение размера безвозмездной субсидии на основе норматива средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья. Этот норматив определяется по каждому субъекту РФ, что позволяет учитывать состояние рынка жилья.

Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р было установлено, что размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определяемой ежеквартально Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Росстрой) в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным.

В настоящее время полномочия по определению указанного норматива принадлежат Министерству регионального развития РФ. Определение норматива производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития РФ Методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов РФ и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья один раз в квартал.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На первое полугодие 2007 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 18 декабря 2006 г. N 149 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2007 года" были утверждены:

1) норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации - в размере 17 тыс. 460 руб.;

2) средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья (в рублях) по субъектам РФ.

Интересно, что, по данным Росстроя, только в 31 из 86 субъектов РФ показатель рыночной стоимости 1 кв. м жилья, рассчитанный на 1-е полугодие 2007 г., превышает показатель норматива стоимости 1 кв. м жилья по Российской Федерации.

Размеры средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ различаются весьма существенно. В качестве примера можно привести сведения по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу или Эвенкийскому автономному округу, где средняя рыночная цена составляет 9 тыс. руб. При этом в Чукотском автономном округе та же величина оценена в 24 тыс. 700 руб., Ненецком автономном округе - 30 тыс. 350 руб., а в Москве в соответствии с тем же Приказом и на тот период времени она составляет уже 48 тыс. руб.

Таким образом, расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьи гражданина - участника подпрограммы и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья.

Показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья определяются в соответствии с утверждаемой в установленном порядке Методикой определения средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений.

Социальная норма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:

для семьи численностью один человек - 33 кв. м;

для семьи численностью два человека - 42 кв. м;

для семьи численностью три и более человек - N x 18 кв. м, где N - число лиц, признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Для граждан - участников подпрограммы, имеющих в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на дополнительную общую площадь жилого помещения (офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания), расчет размера субсидии производится с учетом их права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

Спросить
Пожаловаться

Как правило ДЖО отказывает на основании ч.1 ст. 31 ЖК РФ. Необходимо будет оспорить в гарнизонном военном суде отказ. Следует доказывать, что с матерью в ее квартире не проживаете.

Спросить
Пожаловаться

Муж военнослужащий, прописан при части. Жена с детьми прописана у своей матери. Положена ли квартира и какая как военнослужащему? Муж служит уже 20 лет.

Моя мать является главным квартиросъемщиком неприватизированной квартиры. В квартире прописаны 4 человека: мать, мой брат и двое его несовершеннолетних детей. Жена брата прописана по другому адресу. Я тоже прописан по другому адресу. Брат хочет приватизировать квартиру на себя. Кому достанется квартира после смерти матери в этом случае?

2 детей прописаны в приватизированной квартире жены (3 комнатная прописаны жена и дети), можно ли выписать детей в квартиру где прописан муж (2 комнатная не приватизированная 4 прописанных) наниматель отец мужа без согласия членов семьи мужа?

Семья состоит из 4-х человек: мужа, жены, двух сыновей 30 и 37 лет. У одного сына имеется своя квартира в собственности. Муж прописан и проживает в его отдельной приватизированной им квартире один, на которую он составил завещание жене. В третьей приватизированной женой квартире прописаны жена и другой сын. В случае смерти мужа при оформлении его квартиры на жену нужно ли согласие сыновей?

Квартира была приватизирована на четверых членов семьи в 1993 г. (мужа, жену, дочь и сына) . Муж и дети свои доли (определены перед дарением квартиры) подарили матери в 2008 году. Муж и сын на момент дарения были прописаны в квартире.. Сын выписался. Сейчас муж с женой разводятся. Муж в квартире прописан. Имеет муж право на квартиру? Может жена выписать его из квартиры? Каким образом?

Наша семья: муж, жена и двое детей (4 и 2 года) хотим встать на очередь на жилье.

Жена прописана в квартире с двумя детьми, в квартире, общей площадью 54 кв.м. Квартира находится в долевой собственности у жены и ее родителей (мать и отец) все имеют равные доли. Т.е. в собственности жены - 18 кв.м.

Муж прописан в другой квартире 40 кв.м. общ. площади со своей сестрой (25 лет. замужем). Он тоже является собственником 1/3 квартиры. Остальные части квартиры принадлежат его матери и сестре в равных долях. Мать мужа здесь не прописана.

Помогите пожалуйста рассчитать площадь на каждого члена нашей семьи (муж, жена и двое детей). Сколько метров у детей? Их рассчитывают исходя из метража матери или по прописке?

Муж и жена находятся в разводе.

Муж – собственник квартиры.

Жена – нет, но прописана в квартире мужа.

Может ли муж в судебном порядке выписать жену из своей квартиры и прописать в квартиру родителей жены?

Квартира родителей жены не приватизирована и родители против ее прописки. Но при покупке квартиры родителей в ордере на жилье есть ее имя.

Уточнение: квартира родителей площадью 52 м. кв., в ней прописаны трое человек.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Во время брака муж был прописан в своей квартире, а жена вместе со своими родителями была прописана в своей квартире. Но проживали 25 лет вместе в квартире мужа. Три года тому назад жена приватизировала квартиру в которой была прописана. Квартира была приватизирована на жену и мать жены (отец жены отказался от своей доли в пользу жены и дочери). Зетем мать написала завещание на дочь. В 2009 году жена развелась с мужем. Имеет ли право муж на долю приватизированной квартиры жены. Если он там никогда не был прописан и не проживал. Но приватизировала квартиру жена вов время брака.

Семья: муж, жена, двое детей. Прожили 17 лет в квартире. При приватизации исключили жену. Она прописана в квартире. Сейчас муж при любом конфликте в семье грозит жене, что выгонит ее (мол ничего твоего тут нет). Мало того, в семью денег практически не дает, только за квартиру платит. Имеет ли жена какие-либо права на жилье, где прописаны ее дети? На них квартира тоже приватизирована. Заранее спасибо за ответ.

Ситуация следующая: отец получил квартиру по соц найму, в ордере на квартиру написано что орден выдан семье из двух человек т.е. отец и сын. После смерти отца квартира перешла по наследству сыну. Сын женился и прописал в квартиру жену и двух детей. В 2011 году брак был расторгнут, жена с детьми выехала в другой город связь с ней потеряна но прописана осталась в квартире сына. За квартплату не плотит. В договоре соц найма прописано что у нанимателя и его членов семьи кто прописан с ним равные прова на пользование квартирой. Как выписать из квартиры жену и двух детей. Совместный ребенок только один. Сын хочет приватизировать квартиру и в дальнейшем продать её.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение