Необходимо ли регистрировать информационные порталы, которые содержат афишу, каталоги и новости от других ИА, а также свои собственные новости?

• г. Якутск

Нужно ли регистрировать информационный портал? Портал содержит афишу, каталоги, новости предоставляемые другими ИА и, конечно, новости самого портала.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Правовой статус СМИ устанавливает Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). Основные понятия приведены в ст. 2 указанного Закона. Так, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Можно отметить, что к информации, размещенной на интернет-сайтах, приведенное определение "массовой информации" вполне подходит, поскольку содержание большинства сайтов предназначено как раз для неограниченного числа пользователей. В то же время средство массовой информации - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

С одной стороны, периодическое распространение массовой информации является целью деятельности огромного числа интернет-ресурсов. Однако, с другой стороны, не ясно, каким образом будет измеряться эта периодичность в отношении сайтов. К тому же идут вразрез с сайтом такие понятия, приведенные в ст. 2 Закона о СМИ, как "продукция средства массовой информации" и "распространение средства массовой информации".

В частности, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

При этом ч. 2 ст. 24 Закона о СМИ "Иные средства массовой информации" предусматривает, что правила, установленные Законом о СМИ для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное. На первый взгляд может показаться, что данная статья распространяет правовой режим радио- и телепрограмм на периодическое распространение массовой информации и через сеть Интернет. Однако и в данном случае используется понятие "распространение продукции средства массовой информации", которое не может быть применимо к интернет-ресурсам.

Таким образом, интернет-сайт по определению не относится к "иным средствам массовой информации", и любые требования к владельцам сайта об обязательной его регистрации являются беспочвенными. Как отмечается в Письме Росохранкультуры от 26.02.2007 N 07-07, "интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы". Иными словами, регистрация сайта как СМИ может быть произведена только при желании владельца сайта.

Спросить