Конфликт интересов в гос. учреждении

• г. Мурманск
Здравствуйте! Можно ли работать в государственном автономном учреждении жене заместителю директора и мужу начальнику хозяйственного отдела, с учётом того, что в отсутствие директора жена выполняет его обязанности и является и. о. директора? Не возникает ли в данном случае конфликт интересов?
Читать ответы (9)
Ответы на вопрос (9):

У прокурора спросите

Спросить

Возникает конфликт интересов, учитывая прямое подчинение в определенные периоды.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О противодействии коррупции"

Статья 10.

Спросить

Обратитесь в конфлиатную комиссию

Спросить

Да, конфликт интересов возможен. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ст. 10), работа супруга в подчинении другому супругу может привести к конфликту интересов, если один из них принимает решения, влияющие на карьеру или работу другого. В данном случае жена в качестве и. о. директора может оказывать влияние на работу мужа, что создает условия для конфликта интересов.

Можно заключение соглашения о конфликте интересов. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, уведомить работодателя о потенциальном конфликте интересов. Организация может принять меры, чтобы исключить влияние одного супруга на решения, касающиеся другого.

Спросить

Разделение должностных полномочий: Один из супругов не должен находиться в подчинении или непосредственном подчинении другого. Например, перевести мужа на должность, не связанную с подчинением жене (или наоборот).

Спросить

Ссылка на источник. epp.genproc.gov.ru

Прокурор разъясняет 20 апреля 2021, 09:24

Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет: «Правовая природа конфликта интересов на службе»

Прокуратурой республики в рамках мониторинга средств массовой информации и сети «Интернет» отмечены факты распространения пользователями в мессенджерах, интернет-сообществах и иных пабликах сведений о предполагаемых нарушениях законодательства о противодействии коррупции в части непринятия должностными лицами мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Одним из основных способов предупреждения коррупции является закрепление обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов с целью обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273).

Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.

Безусловно, указанные формулировки действующего антикоррупционного законодательства представляются довольно громоздкими и сложными для восприятия гражданами, не имеющими юридического образования, поэтому в целях лучшего понимания положений Федерального закона № 273 прокуратура республики разъясняет сущность правового института конфликта интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, - одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан - это связанность с работником какими-либо близкими отношениями, что актуально для нашей национальной республики.

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

- самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

- давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведем несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

- конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.

- конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

- конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершенных в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения еще не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов - важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

В свою очередь проверка сведений о таких нарушениях закона и применение мер ответственности к виновным в их совершении лицам является прямой обязанностью кадровых подразделений соответствующих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также предметом надзорной деятельности органов прокуратуры.

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Спросить

В данном случае конфликт интересов в любом случае возникает, так как жена исполняет обязанности директора и влияет на внутренний процесс предприятия. В данной ситуации обращаетесь в прокуратуру или ФАС о противодействии коррупции.

Спросить

Да, в данной ситуации может возникать конфликт интересов, так как близкие родственники занимают руководящие должности в одном государственном автономном учреждении. Согласно статье 349.2 Трудового кодекса РФ, запрещается заключение трудовых договоров и приём на работу на должности, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Поскольку жена занимает должность заместителя директора, а в его отсутствие исполняет обязанности руководителя, то фактически муж, занимающий должность начальника хозяйственного отдела, находится в прямом подчинении своей супруги.

Такая ситуация создаёт риски возникновения конфликта интересов, злоупотреблений служебным положением и возможности оказания воздействия одного супруга на другого в рабочих вопросах. Поэтому, в соответствии с законодательством, данное кадровое решение может быть признано неправомерным. Рекомендуется пересмотреть организационную структуру и должностные обязанности сотрудников, чтобы исключить подобные ситуации подчиненности близких родственников.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здесь на усмотрение прокуратуры.

Возможен здесь конфликт интересов.

Спросить

Мурманск - онлайн услуги юристов