Штраф за аннулииование тура
199₽ VIP
Тур был приобретён на 3 человек: муж, жена и ребенок 15 лет
СпроситьЕлена доброго дня,
Данную ситуацию следует рассматривать как несостоявшееся исполнение договора о реализации турпродукта, оплаченного туристом. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) не регулирует последствия такого нарушения. Поэтому применимы общие нормы гражданского законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами. В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. А в силу п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе, в частности, отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). При отказе от договора (ст. 450.1 ГК РФ) наступают последствия, предусмотренные п. 3 ст. 453 ГК РФ: в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
На этом основании мы полагаем, что турист в рассматриваемой ситуации вправе требовать возврата уплаченных за турпродукт денежных сумм в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 2300-1, п. 3 ст. 453 и п. 1 ст. 1102 ГК РФ. В этой связи смотрите, к примеру, определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 г. по делу N 8Г-8073/2020[88-11915/2020]. Если у туриста в связи с несостоявшейся поездкой возникли убытки (ст. 15 ГК РФ), он также вправе требовать их возмещения.
Из ст. 9, 10.1 Закона N 132-ФЗ следует, что при реализации туристского продукта через турагента отношения формируются по модели трехсторонних отношений с участием посредника "турист-турагент-туроператор" (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2014 г. N 310-ЭС14-142). При этом ответственность последних лиц перед туристом разграничивается в зависимости от возложенных на них законом обязательств. Исполнителем услуг, входящих в туристский продукт, является туроператор, поэтому он отвечает за непосредственное исполнение договора о реализации туристского продукта. Турагент же является исполнителем лишь по обязательствам передать денежные средства, полученные от туриста, туроператору, уведомить туроператора о заключении договора о реализации туристского продукта и согласовать с ним условия путешествия на основании запроса туриста, а также предоставить туристу надлежащую информацию о туроператоре и туре. Этим ограничивается ответственность туроператора.
Об этом же сказано в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17: применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Изначально судебная практика по спорам из реализации туристского продукта турагентом, не исполнившим обязательство по перечислению денежных средств туроператору, рассматривала в качестве надлежащего ответчика такого недобросовестного турагента. Смотрите в связи с этим апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18 мая 2015 г. по делу N 33-6326/2015, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 февраля 2015 г. N 33-1448/2015 по делу N 2-4907/2014, апелляционное определение Липецкого областного суда от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-149/2015. Однако Верховный Суд РФ в определении СК по гражданским делам от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3, вошедшем в Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден президиумом Верховного Суда РФ 20 октября 2021 г.), указал, что ответственность перед туристом за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор, а содержание агентского договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Перечисление турагентом туроператору внесенных туристом денежных средств в счет оплаты договора не в полном объеме не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с туроператора денежной суммы, равной общей цене туристского продукта за вычетом агентского вознаграждения. И в настоящее время практика преимущественно идет по пути данного разъяснения (смотрите, например, кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 августа 2020 г. по делу N 8Г-18032/2020[88-17208/2020]).
В то же время в практике сохраняется один случай, когда стоимость турпродукта взыскивается с турагента: когда фактически оказывается, что договор между туроператором и турагентом не заключен (смотрите, к примеру, определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 г. по делу N 8Г-2130/2021[88-6253/2021]).
Если же не ясно, подтверждает ли туроператор наличие договора с данным турагентом, на наш взгляд, целесообразно предъявить требования к обоим. Если же достоверно известно о наличии действительного агентского договора, иск в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ следует предъявлять к туроператору - в части взыскания денежной суммы, равной общей цене туристского продукта за вычетом агентского вознаграждения, и к турагенту - в части взыскания агентского вознаграждения.
Согласно ч. 4 ст. 3 ГПК РФ заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. Для спора о возврате стоимости неоказанных услуг по договору о реализации турпродукта такой досудебный порядок не предусмотрен.
Однако, как следует из вышеприведенных норм, для заявления требования о возврате уплаченных денежных средств турист сначала должен отказаться от договора. В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено правовыми актами или договором. На этом основании мы полагаем, что туристу следует направить туроператору и турагенту претензию об отказе от договора с требованием вернуть уплаченные денежные суммы и возместить убытки (если таковые имеются).
Такие требования подлежат удовлетворению в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона N 2300-1 в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Если этот срок будет нарушен, потребитель сможет потребовать взыскания в судебном порядке (помимо уплаченных по договору сумм и убытков) также:
- на основании п. 3 ст. 31 Закона N 2300-1 - неустойки (пени) в размере трех процентов цены договора за каждый день просрочки, но не более общей цены договора (п. 5 ст. 28 Закона N 2300-1),
- на основании п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1 - штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя,
- на основании ст. 15 Закона N 2300-1 - компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения прав потребителя.
Гражданское процессуальное законодательство позволяет предъявить иск к нескольким ответчикам, если их обязанности перед истцом имеют одно основание (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 40 ГПК РФ). В данном случае таким основанием является договор о реализации туристского продукта. Поэтому турист вправе объединить свои требования к обоим ответчикам в одном иске.
В силу ст. 24, п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ данное дело подсудно районному суду. Турист имеет право выбора между судом по месту нахождения ответчика, по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (ст. 28, чч. 7 и 10 ст. 29 ГПК РФ).
Поскольку в силу принципа диспозитивности (ст. 4 ГПК РФ) суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), туристу следует конкретизировать свои требования в просительной части иска. Только штраф за несоблюдение законных требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1) суд может взыскать по своей инициативе, т.е. независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"). На остальные требования это право суда не распространяется.
Также исходя из принципа диспозитивности именно истец определяет ответчика по своему иску (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ). Однако рассматриваемый спор не относится к категориям дел, в которых характер спорного правоотношения не позволяет рассмотреть дело без участия соответчика. Поэтому именно истцу следует определить круг ответчиков по делу. Если процесс уже возбужден, истец может воспользоваться механизмом замены ненадлежащего ответчика (ст. 41 ГПК РФ) или уточнения иска по кругу ответчиков и предъявленным к ним требованиям (ч. 1 ст. 39 ГПК РФ).
Категоризация дела осуществляется сотрудниками суда в силу их должностных обязанностей для целей судебной статистики и не требует каких-либо заявлений со стороны истца, никак не влияет на судебный процесс.
Для получения подробной консультации по данному вопросу рекомендуется обратиться к адвокату\юристу специализирующемся на данной отрасли права, как вариант на данном сайте, остальные источники являются менее приоритетными
СпроситьПретензию пишите, жалобуив Ростуризм и яРоспотребнадзор, готовьте иск по ЗоЗПП, ст. 16 в том числе
СпроситьЗдравствуйте, Елена! Согласно статье 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Т.е. Вы вправе отказаться и получить денежные средства за вычетом фактических расходов, связанных с исполнением договора. Понятие штраф (ст.330 ГК РФ) здесь не применимо, т.к. объем денежных средств к возврату регламентирован законом.
СпроситьНе может быть никаких штрафов. Вам обязаны вернуть деньги за вычетом фактически понесённых расходов. Пишите жалобу в Роспотребнадзор. И далее готовьте иск в суд. Взыщете в несколько раз больше.
СпроситьДобрый день!
Да, можете, необходимо ознакомиться с условиями договора на оказание Тур. услуг.
Была ли в туре страховка?
Писали ли вы заявление о возврате?
За это можно взыскать деньги +50% штраф (ЗоЗПП)
Надеюсь, это поможет вам разобраться в ситуации. В случае, если Вас удовлетворил мой ответ, буду признателен за положительный отзыв!
СпроситьЗдравствуйте!
Внезапное заболевание и необходимость операции являются уважительной причиной для отказа от тура с минимизацией убытков. Справка из больницы подтверждает факт болезни, что может служить основанием для снижения штрафных санкций. Туроператор, получив документальное подтверждение невозможности участия в туре, обязан учитывать такие обстоятельства при расторжении договора.
Статья 10 закона о защите прав потребителей регулирует обязанность предоставления полной и достоверной информации о товаре или услуге, что включает сведения о порядке расторжения договора и возможных последствиях.
Кроме того, согласно ст. 451 ГК РФ, при существенном изменении обстоятельств (в вашем случае экстренная госпитализация) договор может быть изменен или расторгнут с учетом этих новых обстоятельств. Это положение защищает интересы потребителя, предоставляя вам право на пересмотр условий штрафа.
Если туроператор не идет навстречу, в претензии вы вправе потребовать перерасчета штрафа и частичного возврата средств, ссылаясь на указанные нормы закона. Если ситуация дойдет до суда, вы имеете высокие шансы на снижение штрафов при подтверждении уважительных причин отказа от тура и наличии всех необходимых документов.
СпроситьПотребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Согласно ст 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Жалуйтесь в Роспотребнадзор. Деньги взыскивайте в судебном порядке.
СпроситьЗдравствуйте Елена!
В данном случае, с правовой точки зрения этот незаконно.
Поскольку в силу ст.32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" Вы как потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, с юридической точки зрения, необходимо направить жалобу как в Роспотребнадзор та к и Прокуратуру, для проведения проверки за незаконные действия, превышение полномочий, самоуправство и привлечение к ответственности (ст.10 ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N 2202-1).
*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала для содействия, защиты и подготовке правовых документов (ст.779 ГК РФ "оказание юр.услуг").
Всего доброго Вам!
Рад был помочь!
СпроситьДополню.
Предварительно Вам необходимо направить письменную досудебную претензию (п.2 ст.132 ГПК РФ).
В противном случае Вы вправе предъявить иск о защите прав потребителей, о расторжении договора, взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ), возмещения ущерба, прочих расходов и убытков (ст.15 ГК РФ), компенсации морального вреда (ст.151 ГК РФ), штрафа 50% от суммы за неудовлетворение в полном объёме в добровольном порядке требований потребителей в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).
СпроситьПервым делом стоит внимательно изучить договор, который был заключен с туроператором. В нем могут быть предусмотрены условия аннуляции тура и возврата средств. Возможно, там описаны обстоятельства, при которых возможен возврат денег без штрафов или с минимальной потерей.
Если при покупке тура вы оформляли медицинскую страховку, то стоит связаться со страховой компанией. Часто страховые полисы покрывают отмену поездки по медицинским показаниям. Вам потребуется предоставить медицинские справки и документы, подтверждающие состояние здоровья вашего мужа.
Согласно российскому законодательству, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»).
Туроператор обязан вернуть деньги за вычетом фактически понесённых затрат. Однако доказать эти затраты может быть сложно, поэтому стоит запросить у оператора подробный расчет таких расходов.
Статья 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
Эта статья предусматривает возможность изменения или расторжения договора о реализации туристического продукта в случае наступления обстоятельств, угрожающих безопасности жизни, здоровью и имуществу туристов. Болезнь одного из участников тура может рассматриваться как одно из таких обстоятельств.
Закон "О защите прав потребителей":
Этот закон защищает права потребителя в различных ситуациях, включая отказ от услуг. Согласно статье 29 Закона, потребитель вправе потребовать уменьшения цены оказанной услуги, если услуга выполнена некачественно или не в полном объеме.
Возможные варианты развития событий:
1. Минимизация штрафа: Вы можете попытаться договориться с туроператором о снижении суммы штрафа, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. Некоторые компании идут навстречу клиентам в подобных случаях.
2. Судебное разбирательство: Если туроператор отказывается уменьшить сумму штрафа или вернуть средства, вы имеете право обратиться в суд. Суд может оценить обоснованность требований туроператора и решить вопрос в вашу пользу.
3. Обращение в Роспотребнадзор: Вы также можете подать жалобу в Роспотребнадзор, который занимается защитой прав потребителей. Они могут провести проверку деятельности туроператора.
СпроситьЗдравствуйте.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.;[/quote]К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
[quote]невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства)
Данное положение Закона следует рассматривать вместе с положениями ст.782 ГК РФ и ст.32 Закона о защите прав потребителей о том, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Это означает, во первых, что не может быть предусмотрено в этом случае никакого штрафа, во- вторых, что фактические расходы не могут составлять 100% от суммы оплаты, в третьих, что Вы вправе требовать подтверждения фактических расходов исполнителя.
При этом, включение в договор условия о штрафе является недопустимым и в силу ст.16 Закона о защите прав потребителей является ничтожным.
В ст.16 Закона указано:
1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:...
3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
Роспотребнадзор в Письме от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" указал:
Для защиты своих прав в случае отказа туроператора в возврате внесенных в счет договора денежных средств потребитель имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах конкретного лица - стороны расторгнутого (измененного) договора. Непредставление такой информации, равно как представление недостоверной и (или) необоснованной информации означает нарушение соответствующих прав потребителя и возможность наступления имущественной ответственности туроператора.Включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Таким образом, Вы вправе обратиться к исполнителю с претензией, в которой вправе потребовать предоставления необходимой информации, документы, подтверждающие расходы исполнителя и возмещения убытков (частичного возврата уплаченной суммы).
Также можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
С уважением.
СпроситьДобрый вечер, Елена.
1)По вашей ситуации имеется много судебной практики, так что вы уже далеко не первая в такой ситуации.
2)В данном случае стоит обратиться к ст.32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
3)простыми словами, вы имеете полное право оформить отказ, получить денежные средства за вычетом фактических расходов, связанных с исполнением договора. 4)о каком вообще штраф идет речь, не совсем понятно, так как это вообще не применимо.
5)Подавайте письменно претензию и однозначно обращение с иском в суд, так же нужно изучит внимательно документы, у вас имеется уважительная причина, которая так же должна быть учтена.
Спроситьпотребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Никакие штрафы вы платить не обязаны.
Направьте досудебную претензию, далее в рамках ЗЗПП подавайте иск в суд.
При цене иска до 1 млн руб госпошлину платить не нужно.
Иск подаётся в районный суд по вашему месту проживания.
- см. ст. 32 ЗЗПП, ст. 450-453, 782 ГК РФ, ст. 56, 131-132 ГПК РФ
СпроситьУважаемая Елена, добрый день!
В вашей ситуации действительно стоит рассмотреть возможность подачи официальной претензии туроператору. Согласно статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик (в данном случае вы) имеет право отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
______
Это означает, что туроператор должен обосновать размер удерживаемой суммы, и она не может составлять 100% от стоимости тура, если фактически понесенные расходы меньше.
______
1) Направьте туроператору письменную претензию, в которой изложите ситуацию, приложите копии медицинских документов и потребуйте возврата средств за вычетом фактически понесенных расходов. Укажите, что удержание 100% стоимости тура не соответствует статье 782 ГК РФ.
2) Попросите туроператора предоставить детализированный отчет о фактически понесенных расходах, которые они удерживают.
3) Если туроператор откажется удовлетворить вашу претензию, вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на действия туроператора.
______
Если вопрос не удастся решить мирным путем, вы можете обратиться в суд с иском о возврате средств. В суде вы можете ссылаться на статью 782 ГК РФ, закон о защите прав потребителя, и требовать возврата суммы, превышающей фактически понесенные расходы.
С уважением, Дарья Алексеевна
СпроситьЕлена, здравствуйте.
Вы вправе отказаться от услуг и вернуть денежные средства на основании ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей". Предъявляйте письменную претензию. В случае невыполнения Ваших требований, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Закон на Вашей стороне.
Обращаю Ваше внимание, что в случае подачи иска в суд
1) госпошлину платить не надо (по искам до 1 млн руб., ст. 333.36 НК РФ),
2) иск можно подать и по месту Вашего жительства (по выбору истца),
3) бремя доказывания обстоятельств, освобождающих продавца (исполнителя) от ответственности, лежит на туроператоре,
4) с недобросовестного продавца (исполнителя) можно взыскать судебные издержки, в тч. оплату услуг юриста, моральный вред (ст. 15 ЗОЗПП).
Кроме того, в Вашу пользу будет взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом (ст. 13 ЗОЗПП)
СпроситьЮристы ОнЛайн: 128 из 47 429 Поиск Регистрация