Защита потребителя
Не требует , но в суде проще работать,когда была досудебная претензия
СпроситьСогласно ч. 4 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее - постановление Пленума № 18), в гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 4 статьи 3 ГПК РФ).
Иллюстративный перечень споров, по которым федеральными законами установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, отражен в п. 3 постановления Пленума № 18. В этом перечне отсутствует Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
В п.33 постановления Пленума № 18 также содержатся разъяснения следующего характера: Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.
Между тем такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, например:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Закона о связи);
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта);
- требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО);
- претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
- обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (ч. 1 ст.15, ч. 1 ст. 28 и ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном).
Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей (п. 4 ст. 1,ст.10, 401 и п. 3 ст. 405 ГК РФ).
Отказ от исполнения договора, предусмотренный абзацами шестым и восьмым п.1 ст. 18, абзацем первым п. 2 ст. 25, абзацем пятым п. 1 статьи 28, абзацем седьмым п. 1 и абзацем четвертым п. 6 ст. 29 и ст. 32 Закона о защите прав потребителей, является односторонним отказом от исполнения договора, а потому по смыслу ст. 450, п. 1 ст. 450.1 и п. 2 ст. 452 ГК РФ при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется.
Судебная практика, в том числе с опорой на данное разъяснение, указывает на то, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потребителем и продавцом.Поэтому потребитель перед обращением в суд о защите своих прав не обязан соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.
Однако для того, чтобы иметь возможность в судебном порядке взыскать с продавца штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований покупателя (ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей), потребителю (покупателю) необходимо направить требование продавцу о возврате денежных средств. Такое требование не является по смыслу законодательства обязательным досудебным порядком урегулирования спора, но выступает необходимой предпосылкой для взыскания с продавца соответствующего штрафа.
Также, с учетом вышеуказанных разъяснений, данных в последнем абзаце п. 33 постановления Пленума № 18, в таком требовании желательно указать на односторонний отказ покупателя от договора.
Как показывает судебная практика, в отсутствие сведений об адресе индивидуального предпринимателя у покупателя имеется потенциальная возможность направить соответствующее требование непосредственно по адресу магазина, где приобретался товар.
СпроситьПотому что если есть возможность досудебно урегулировать спор о защите прав потребителей, то надо им пользоваться.
Иногда выходит не доводить до суда. а через переговоры с другой стороной решить вопрос клиента, не уходя в долгие суды
СпроситьОбязательный досудебный порядок урегулирования споров Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не предусмотрен. Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.
Для того, чтобы в судебном порядке изменить или расторгнуть договор, потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок. Такой порядок установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Кроме того, направление претензии необходимо по договорам об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи») и перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), а также при заявлении требования о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств), обращения по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») и подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 28 и ст. 32 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
При этом потребитель освобождается от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочитает обратиться в суд с иском о признании договора расторгнутым. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18, договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
СпроситьУважаемый пользователь, в данном случае это НЕ РАЗВОД, как вы думаете. Данную претензию, вы можете составить и отправить сами.
Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке (абз. 3 преамбулы, п. 1 ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей»).
По общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования данной категории споров необязательно. Однако целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Также, многие судьи, не зависимо от законом, могут оставить без движения или вернуть иск, если не будет досудебной претензии. И на них управы - НЕТ ВООБЩЕ!
Надеюсь, мой ответ был полезен.
Делайте выводы.
СпроситьПретензия обязательна, например, по искам о расторжении договора.
В других случаях она необязательна, однако же при наличии претензии можно будет взыскать неустойку, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
СпроситьМосква - онлайн услуги юристов
Жилищный вопрос рф. права потребителя. Защита прав человека. Защита прав несовершеннолетних детей. З.
Эффективная защита потребителя
Как отказаться от навязанного товара и избежать иска в суде - правовая защита потребителя согласно ГК РФ
Что делать, если частный мастер не выполняет заказ на изготовление кухонного гарнитура - Права и защита потребителя
Как расторгнуть договор купли-продажи при обнаружении заводского брака - юридическая защита потребителя
Защита потребителя
Кредитный долг появился из ниоткуда - права и защита потребителя
Покупка квартиры в незавершенном жилом комплексе - можно ли выставить на торги и какая защита потребителя?
Защита потребителя.
Вопрос по возврату денежных средств за платье - правовая защита потребителя
Проблемы с ноутбуком - Эльдорадо отказывается вернуть деньги за неисправный товар. Есть ли защита потребителя?
Как оптика обманула меня и продала дешевую китайскую оправу за завышенную цену - юридическая защита потребителя
Отказ потребительского общества выплачивать проценты за пай - правовая защита потребителя
