Защита потребителя

• г. Москва
Обращение с иском о защите прав потребителя не требует досудебной претензии с 2019 года, почему до сих пор адвокаты настаивают на написании претензии? Это что развод клиента на деньги?
Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Не требует , но в суде проще работать,когда была досудебная претензия

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Согласно ч. 4 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее - постановление Пленума № 18), в гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 4 статьи 3 ГПК РФ).

Иллюстративный перечень споров, по которым федеральными законами установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, отражен в п. 3 постановления Пленума № 18. В этом перечне отсутствует Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).

В п.33 постановления Пленума № 18 также содержатся разъяснения следующего характера: Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.

Между тем такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, например:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Закона о связи);

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта);

- требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО);

- претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;

- обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (ч. 1 ст.15, ч. 1 ст. 28 и ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном).

Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей (п. 4 ст. 1,ст.10, 401 и п. 3 ст. 405 ГК РФ).

Отказ от исполнения договора, предусмотренный абзацами шестым и восьмым п.1 ст. 18, абзацем первым п. 2 ст. 25, абзацем пятым п. 1 статьи 28, абзацем седьмым п. 1 и абзацем четвертым п. 6 ст. 29 и ст. 32 Закона о защите прав потребителей, является односторонним отказом от исполнения договора, а потому по смыслу ст. 450, п. 1 ст. 450.1 и п. 2 ст. 452 ГК РФ при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется.

Судебная практика, в том числе с опорой на данное разъяснение, указывает на то, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потребителем и продавцом.Поэтому потребитель перед обращением в суд о защите своих прав не обязан соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.

Однако для того, чтобы иметь возможность в судебном порядке взыскать с продавца штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований покупателя (ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей), потребителю (покупателю) необходимо направить требование продавцу о возврате денежных средств. Такое требование не является по смыслу законодательства обязательным досудебным порядком урегулирования спора, но выступает необходимой предпосылкой для взыскания с продавца соответствующего штрафа.

Также, с учетом вышеуказанных разъяснений, данных в последнем абзаце п. 33 постановления Пленума № 18, в таком требовании желательно указать на односторонний отказ покупателя от договора.

Как показывает судебная практика, в отсутствие сведений об адресе индивидуального предпринимателя у покупателя имеется потенциальная возможность направить соответствующее требование непосредственно по адресу магазина, где приобретался товар.

Спросить

Потому что если есть возможность досудебно урегулировать спор о защите прав потребителей, то надо им пользоваться.

Иногда выходит не доводить до суда. а через переговоры с другой стороной решить вопрос клиента, не уходя в долгие суды

Спросить

Обязательный досудебный порядок урегулирования споров Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не предусмотрен. Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.

Для того, чтобы в судебном порядке изменить или расторгнуть договор, потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок. Такой порядок установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Кроме того, направление претензии необходимо по договорам об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи») и перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), а также при заявлении требования о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств), обращения по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») и подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 28 и ст. 32 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).

При этом потребитель освобождается от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочитает обратиться в суд с иском о признании договора расторгнутым. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18, договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Спросить

Уважаемый пользователь, в данном случае это НЕ РАЗВОД, как вы думаете. Данную претензию, вы можете составить и отправить сами.

Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке (абз. 3 преамбулы, п. 1 ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей»).

По общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования данной категории споров необязательно. Однако целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).

Также, многие судьи, не зависимо от законом, могут оставить без движения или вернуть иск, если не будет досудебной претензии. И на них управы - НЕТ ВООБЩЕ!

Надеюсь, мой ответ был полезен.

Делайте выводы.

Спросить

Претензия обязательна, например, по искам о расторжении договора.

В других случаях она необязательна, однако же при наличии претензии можно будет взыскать неустойку, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

Спросить

Москва - онлайн услуги юристов

Ирина Витальевна
03.05.2015, 17:29

Юридическая защита потребителя при отсутствии договора купли-продажи

Путем заключения договора потребительского кредита в банке приобретен товар, т.е. банк перечислил продавцу полную сумму за товар (массажное кресло). Потребитель получил товар от продавца, но не заключил с ним договор купли-продажи, т.к. продавец не предложил. Сейчас идет суд по расторжению договора купли-продажи (которого фактически нет) согласно Закона о защите прав потребителей, т.к. товар имеет недостаток (Абсолютно противопоказан к применению по состоянию здоровья потребителя) . Вопрос: если настаивать на том, что договора купли-продажи нет, то будут ли действовать статьи закона о Защите прав потребителей или тогда надо перейти на защиту прав по ГК РФ? Тогда потребитель теряет несколько преимуществ.
Читать ответы (3)
Алексей
22.12.2023, 11:07

Эффективная защита потребителя

Долг электроснабжающей организации был погашен нами уже после подачи ими искового заявления в арбитражный суд. Что написать в отзыве на исковое заявление, на какие статьи ссылаться?
Читать ответы (2)
Наталия
29.01.2024, 13:59

Как отказаться от навязанного товара и избежать иска в суде - правовая защита потребителя согласно ГК РФ

Имею ли я право не получать на почте товар, навязанный по телефону оператором торговой компании? Предварительную оплату не производил. Но они присылают смс с требованием получить товар на почте, иначе подадут иск в суд на основании ст. 484, 486 и 309 ГК РФ. За что и какую сумму с меня могут взыскать? Спасибо.
Читать ответы (2)
Алексей
29.02.2024, 13:40

Что делать, если частный мастер не выполняет заказ на изготовление кухонного гарнитура - Права и защита потребителя

Заказали изготовление кухонного гарнитура у частного мастера ИП, оплатили предоплату в кассу. Чеки имеются. Гарнитур должен был быть установлен три месяца назад, но до сих пор мы ничего не получили. Исполнитель кормит завтраками, но веры ему больше нет. Что можно сделать по закону в такой ситуации?
Читать ответы (8)
Александр
20.12.2023, 17:40

Как расторгнуть договор купли-продажи при обнаружении заводского брака - юридическая защита потребителя

Произошла такая ситуация: купил я в магазине телефон, спустя 40 дней у него на экране появился битый пиксель. Я обратился в магазин, где предложили провести проверку качества товара. Я сдал телефон на проверку качества товара, на которой подтвердилось, что дефект был не по моей вине и что это заводской брак. В магазине мне предложили ремонт товара, ссылаясь на пункт 1 18 статьи ЗоЗПП ("В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара"), отказав в возврате денежных средств. Могу ли я расторгнуть договор купли-продажи в таком случае и какой статьёй это подтверждается?
Читать ответы (3)
Алена
11.09.2024, 09:54

Защита потребителя

Я обратилась в медицинский центр на приём к Онкологу, меня сначала записали на приём, а потом сказали, что оба онколога отказались от моего приёма (их всего два врача онколога) и взамен мне предложили запись и прием только у терапевта, а к Онкологу в их центре я получается обратиться не могу. Я обратилась в Росздравнадзор --они никаких нарушений не нашли, в Роспотребнадзор --они вообще отказались заниматься этим. Если меня как потребителя медицинских услуг лишают права обратиться за медицинской помощью именно к Онкологу в данном медицинском центре, то разве Роспотребнадзор не обязан этим заниматься?
Читать ответы (12)
Ксения Груничева
17.09.2020, 22:24

Кредитный долг появился из ниоткуда - права и защита потребителя

В 2014 году банк стал банкротом Ген директор улетел за границу не передавая инфу куда платить нам при последней оплате в офисе лично нам сказали что не знают куда отправлять след платежки мы в течении месяца обзванивали все банки чтоб узнать не передан ли им наш кредит Спустя 6 лет приходит письмо якобы о том что кредитные договора переданы фирме и мы должны выплачивать это кредит Какие наши права в данном случае ведь нашей вины нет в том что произошло плюс была оформлена страховка.
Читать ответы (1)
Бобырева Елена Ивановна
20.03.2018, 23:06

Покупка квартиры в незавершенном жилом комплексе - можно ли выставить на торги и какая защита потребителя?

Здравствуйте! В 2014 году купила квартиру в ЖСК внесла почти все паи, остался последний пай и пай после сдачи дома, дом до сих пор не сдан! Председатель ЖСК грозиться выставить квартиру на торги! Законно ли это?
Читать ответы (2)
Денис
08.08.2024, 12:35

Защита потребителя.

Я физическое лицо. В рамках судебного заседания была назначена судебная военно - врачебная экспертиза. В определении были поставлены три вопроса. . Деньги мною были внесены на депозит суда. Экспертиза ответила на два. После проведения экспертизы все деньги ушли экспертам. При этом не мотивировали, почему один вопрос был оставлен без ответа. Могу ли я частично вернуть деньги за экспертизу с экспертного учреждения?
Читать ответы (8)
Вячеслав
23.06.2015, 12:29

Вопрос по возврату денежных средств за платье - правовая защита потребителя

У меня к Вам вопрос: У меня жена купила в магазине платье, но оно не подошло по форме и расцветки, сохранился чек и этикетка, по срокам с момета покупки не прошла и неделя. Продавец отказывается возвратить денежное средства за платье, ссылается на то что товар бал продан по распродажи и денежные средства по распродажи товара не возвращаются, но я не согласен с таким мнение продавца. Я понимаю если бы проводилась распродажа бракованного товара, тогда деньги за товар не возвращаются. Подскажите пожалуйста на какую статью о законе прав потребителя в данном случае можно ссылаться?
Читать ответы (2)
Сахрат
28.11.2019, 08:21

Проблемы с ноутбуком - Эльдорадо отказывается вернуть деньги за неисправный товар. Есть ли защита потребителя?

Купила ноутбук он зарядку не берет эльдорадо хочет отправит на ремонт течении 20 дней я хочу забрать деньги они не отдают 26 купили 27 вернули есть ли закон на моей стороне.
Читать ответы (1)
Марина
05.11.2019, 02:58

Как оптика обманула меня и продала дешевую китайскую оправу за завышенную цену - юридическая защита потребителя

Я сегодня заказала в оптики оправу к ним линзы. При выборе оправы меня заверили, что эта хорошая качественная фабричная оправа стоимостью 3000 тыс руб. Придя домой Я выяснела, что это дешевая китайская оправа и ее цена 500 руб. Могу Я раствор гнуть на второй день покупку. И подскажите на какой закон можно ссылаться.
Читать ответы (3)
Юрий Васильевич
03.06.2017, 05:10

Отказ потребительского общества выплачивать проценты за пай - правовая защита потребителя

Потребительское общество при моём выходе выплатила мне пай, но проценты отказывается платить. Как там наши законы по защите моего благосостояния могут помочь.
Читать ответы (3)
Ольга Викторовна (Пенсионер)
25.07.2022, 07:30

Законы, регулирующие интернет-рекламу медицинских услуг - защита потребителя от агрессивных методов навязывания

Очень интересно узнать есть какие-то законы которые регулируют деятельность в интернете рекламы медицины. Уж больно агрессивное навязывание всяких врачей с использованием всяких приставок типа "инновационная" стоматология, "доказательная" медицина и так далее.
Читать ответы (1)
Наталия
23.03.2014, 09:42

Отказ магазина в возврате денег за неисправную мультиварку - правовая защита потребителя

Я приобрела мультиварку, в процессе эксплуатации выявилось несколько дефектов, и она была сдана в магазин для гарантийного ремонта. Спустя 45 дней, по нашему требованию магазин созвонился с сервисным центром и выяснилось, что один из дефектов является не гарантийным, и мультиварку нам вернут, но прошло еще 10 дней и мы наш товар так и не получили. Согласно закону о защите прав потребителя если ремонт превышает 45 дней магазин возвращает деньги или меняет товар, но на мое заявление о возврате денег был дан отказ. На сегодняшний ltym у меня нет ни мультиварки, ни денег, подскажите, что можно сделать в этом случае и имею ли я право на возврат денег или обмен товара? Спасибо!
Читать ответы (1)
Ольга
28.07.2015, 21:49

Отказ продавцов в продаже одного рулона обоев и правовая защита потребителя

Я сегодня в магазине обоев хотела купить один рулон обоев, мне сказали, что у них их осталось два, причем один с витрины и товарный вид у этого рулона не очень хороший, и они продать мне один отказались, ссылаясь на то, что второй, который с витрины я должна купить тоже, либо, не покупайте вообще! Скажите, пожалуйста, имеют ли права продавцы так поступать? А главное, что витринный товар они тоже отказались уверять, сказав при этом, что уже товар со скидкой! Как мне поступить лучше и куда пожаловаться? Ведь это я считаю не правоверных действия с их стороны! Заранее вам благодарна!
Читать ответы (1)
Злата
26.10.2017, 12:43

Правовая защита потребителя в случае невыполнения работ ремонтной фирмой - требование компенсации ущерба и выплаты пени

С ремонтной фирмой заключен договор, оплата поэтапная. С меня взяли оплату за несколько этапов (демонтаж-возведение стен, штукатурка, сантехника, стяжка, черновая электрика), работы произведены, но каждая не до конца. Фирма по своим причинам не желает заканчивать работы и требует подписания промежуточного акта-сдачи приемки не предусмотренного договором, якобы без него они не могут заплатить рабочим, хотя у меня все оплачено в полном объеме и со значительной переплатой. Я не соглашаюсь подписывать промежуточный акт до завершения всех работ либо возмещения мне недоделок в денежной форме, фирма не продолжает работы и не отдает деньги. Все сроки по договору просрочены, должна быть начислена пеня. Также мне из-за неподписания не отгружают давно оплаченные товары (унитаз, полотенцесушитель и пр.) фактически оставляя в заложниках из-за неподписания сдачи-приемки, что не было предусмотрено никаким договором о подобных мерах. Также из-за срыва сроков работ и растягивания решения я уже потеряла работу за рубежом из-за невозможности вылететь не завершив дела по квартире. Я неоднократно предупреждала об их ответственности за это, хочу предъявить претензии на возмещение и этого материального ущерба. Подскажите, как поступить, с каких шагов начать требовать возмещения невыполненных работ, требования выплаты пени по срыву сроков, неправомерного удержания моих товаров и компенсации потеряной работы и дохода с нее по вине фирмы?
Читать ответы (6)
ЮЛИЯ
05.09.2016, 11:49

Возможности и права взаимодействия с коллекторами при микрозаймах - защита потребителя и законодательство

Имеют сейчас микрозаймы. Отдовать долг Колекторам И угрожать? Могу ли я с этими смс пойти в полицию? И где можно почитать закон микрозаймов?
Читать ответы (2)