Росреестр отказывает в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, ссылаясь на отсутствие формирования участка в соответствии с установленным закон

• г. Астрахань

Росреестр отказывает в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом ссылаясь на то, что ЗУ участок внесен в ГКН 10.01.1997 г. на основании Оценочной описи земельных участков и потому для эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с установленным законом порядком сформирован не был и с этой целью на кадастровый учет не ставился. Что же тогда такое формирование земельного участка? Прав ли Росреестр в данной ситуации?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Добрый день,

Анатолий, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на этом земельном участке, согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон) возникновение права общей долевой собственности на земельный участок зависит от даты застройки и наличия кадастрового учета земельного участка.

Предусмотрено две ситуации перехода земельного участка в общую долевую собственность:

1. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса (то есть до 1 марта 2005 года) и в отношении него проведен государственный кадастровый учет.

2. Земельный участок, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Определение границ и размеров земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок формирования земельного участка под многоквартирными домами и проведения их государственного кадастрового учета:

1. Выбор уполномоченного лица.

На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме необходимо определить лицо, уполномоченное на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и проведении его кадастрового учета. Следует обратить внимание, что с данным заявлением в органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться любое лицо, выбранное на собрании (часть 3 статьи 16 Закона).

Но, вместе с тем, 28.05.2010 Конституционный суд постановил, что до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (Постановление Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-П).

2. Формирование границ земельного участка.

В канцелярию Администрации на имя Главы Администрации подается заявление о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома с копиями документов, заверенными надлежащим образом.

Администрация в лице комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города на основании поступившего заявления и предоставленных документов в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает формирование границ земельного участка и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.

3. Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет.

После формирования границ земельного участка необходимо обеспечить постановку земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом на государственный кадастровый учет.

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета».

С заявлениями о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости помимо собственников таких объектов недвижимости вправе обратиться любые иные лица (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2008 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В представленных документах об осуществлении кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна содержаться информация, позволяющая установить, что земельный участок занят многоквартирным домом. В частности,в решении органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, которое включается в состав приложения к межевому плану, обязательно должен быть указан однозначный в понимании вид разрешенного использования земельного участка (например, «для размещения многоквартирного дома»).

Следует обратить внимание, что право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе земельный участок) возникает в силу закона независимо от момента государственной регистрации такого права и носит правоподтверждающий характер.

Государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, сопровождается внесением органом кадастрового учета сведений о вещных правах на такие земельные участки. Сведениям о таких участках временный характер не присваивается. При этом в строке 15 «Сведения о правах» кадастрового паспорта, кадастровой выписки земельного участка указывается:

– вид права – «общая долевая собственность»;

– сведения о правообладателе – «собственники помещений многоквартирного дома»;

– особые отметки – «доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения».

Спросить
Антон
27.02.2016, 19:06

Вопрос о надлежащем ответчике в суде по поводу смежной границы с многоквартирным домом на участке ИЖС

У меня как собственника участка ИЖС есть претензия по поводу смежной границы с многоквартирным домом, при этом: 1)В кадастровой выписке земельного участка под многоквартирном домом пункт 15 содержит: Сведения о правах: Сведения о регистрации прав отсутствуют 2)Местный орган муниципальной собственности МУГИСО ответил: В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-Ф 3 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее-закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. По данным Росреестра земельный участок с кадастровым номером:19 сформирован и поставлен на кадастровый учет, право общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 закона). 3)Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет до постройки многоквартирного дома. Вопрос: Будет ли ТСЖ многоквартирного дома являться надлежащим ответчиком в суде как собственник указанного земельного участка?
Читать ответы (3)
Александр Сергеевич
29.07.2014, 13:41

Проблема при постановке земельного участка на кадастровый учет из-за наложения границ с учтенными земельными участками

Вопрос такой: На основании норм жилищного законодательства собственники жилых помещений многоквартирного дома имеют право в том числе на формирование и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка под этим многоквартирным домом, а так же прилегающей к нему территории. Однако Росреестром было принято решение о приостановлении постановки указанного земельного участка на кадастровый учет в связи стем, что границы этого земельного участка накладываются на границы уже учтенных земельных участков. То есть Росреестр не может снять ранее учтенные земельные участки, чтобы поставить на учет новый (расположенный под домом). Кроме того, Росреестром было рекомендовано снять учтенные ранее земельные участки в судебном порядке. Исковое заявление было составлено, однако возникла трудность в определении (поиске) нормы права, на основании которой исковое заявление подается в суд. Будьте любезны указать на необходимую норму. Заранее благодарен!
Читать ответы (1)
Ирина
03.12.2007, 10:48

Юридическое лицо имеет в собственности встроено-пристроенное помещение к жилому многоэтажному дому.

Юридическое лицо имеет в собственности встроено-пристроенное помещение к жилому многоэтажному дому. Помещение приобретено в 1995 году. В 1999 году был проведен кадастровый учет земельного участка. Согласно действовавшим на тот момент правилам был сформирован земельный участок, соответствующий доле помещений юридического лица, и ему был присвоен кадастровый номер. Земельный участок под всем жилым домом на кадастровый учет не ставился. В результате изменения законодательства о земле появилось понятие – общая долевая собственность. Чтобы оформить земельный участок в общую долевую собственность необходимо согласие всех собственников квартир в доме. Но такое согласие получить невозможно потому, что вслед за оформлением собственности на землю возникает обязанность уплаты земельного налога для всех жильцов. Посоветуйте, каким образом можно оформить юридическому лицу право собственности на земельный участок, ведь за счет организации в 1999 году было сделано межевание и кадастровый учет? Организация в отличие от физических лиц готова платить земельный налог.
Читать ответы (1)
Андрей
04.05.2020, 01:12

Порядок пользования земельным участком между собственниками многоквартирного дома

Я являюсь собственником квартиры в целом в многоквартирном доме, состоящего из четырех квартир. На основании обращения собственников в управление земельными ресурсами администрации земельный участок из состава земель населенных пунктов для эксплуатации многоквартирных домов сформирован, согласно схеме расположения земельного участка. Имеется Постановление о формировании земельного участка. Вопрос: Каким образом определить порядок пользования данным земельным участком между собственниками?
Читать ответы (1)
Алексей
19.11.2015, 08:49

Отказ администрации в оформлении земельного участка после пожара приводит к проблемам для жильцов огнедоступного

Сгорел многоквартирный деревянный двухэтажный дом, земельный участок ранее не был сформирован, на общем собрании жильцов принято решение об оформлении земельного участка и строительстве такого же дома, так как все были собственниками, когда обратились в администрацию за формированием земельного участка, те ответили отказом, ссылаясь на риск случайной гибели имущества. ( ( ( Возможно ли оформить земельный участок под многоквартирным жилым домом после пожара? Помогите люди остались без жилья ( ( (
Читать ответы (1)
Рауф Давлетович
11.09.2013, 13:16

Если всего этого нет, то нет и объекта собственности и, соответственно, не может быть собственника этого земельного участка.

Придомовые территории (земельные участки, прилегающие к двум многоквартирным домам) находится в исторически сложившемся районе в сложившейся дореволюционной застройке исторического центра Санкт-Петербурга (9-я линия ВО, дом 16 и дом 18). Могут ли эти земельные участки находиться в муниципальной (или городской) собственности без предварительного кадастрового оформления и постановки на кадастровый учет? И, с другой стороны, если кадастровое оформление этих земельных участков было всё-таки проведено и эти участки были поставлены на кадастровый учёт, то могут ли эти земельные участки оставаться в муниципальной собственности с учётом того обстоятельства, что подавляющее число жилых и нежилых помещений в двух многоквартирных домах находятся в частной собственности с государственной регистрацией этого права собственности? Обязательны ли в этом случае длительные, многохлопотные и затратные процедуры по оформлению этих земельных участков и постановки их на кадастровый учёт для того, чтобы собственники жилых и нежилых помещений двух многоквартирных домов смогли подтвердить (доказать) своё право собственности на эти земельные участки (придомовые территории) и распоряжаться ими по своему усмотрению или чиновники должны выдавать выписки из кадастрового паспорта и копии кадастровых планов, не утаивая эту значимую для граждан информацию? Сфокусирую суть своего вопроса: нужно ли нам оформлять уже давно оформленные земельные участки и ставить их на кадастровый учет, в то время, когда они уже давно поставлены на этот кадастровый учет? Мой вопрос базируется на следующих принципиальных предпосылках: 1) Земельный участок МКД (многоквартирного дома) - это не только земельный участок непосредственно ПОД домом (по обрезу фундамента), с необходимой и достаточной площадью для физического размещения самого дома на поверхности земли (о домах, подвешенных на дирижаблях пока мы не слышали), но и прилегающий к дому земельный участок, придомовая территория, необходимая для обслуживания дома (иначе контейнерную площадку для сбора и хранения ТБО, детскую и спортивную площадку, деревья, газоны, гаражи, сушилки для белья, скамейки и т.д. - все эти объекты нужно будет затащить на крышу дома); 2) Собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на прилегающий к МКД земельный участок являются все собственники жилых и нежилых помещений в МКД; 3) Любой земельный участок в городе (особенно в исторически сложившемся районе и в сложившейся застройке), у которого есть собственник, обязательно оформлен и обязательно поставлен на кадастровый учет, иначе просто не может быть земельного участка в качестве объекта права собственности - без его предварительной индивидуализации, выделения его из множества других земельных участков и его отграничения от них, определения его размера, границ, постановки на кадастровый учёт. Если всего этого нет, то нет и объекта собственности и, соответственно, не может быть собственника этого земельного участка. Следовательно, любой прилегающий к МКД земельный участок прошел кадастровое оформление и поставлен на кадастровый учёт; 3) Любой собственник жилого и/или нежилого помещения в МКД с момента государственной регистрации прав на недвижимость (на жилые и нежилые помещения в МКД) одновременно становится собственником и соответствующей доли в праве собственности на прилегающий к МКД земельный участок, поскольку в силу закона регистрация права собственности на жилые и нежилые помещения в МКД являются одновременной регистрацией права собственности на соответствующую долю в праве общей собственности на земельный участок. Просьба рассматривать мой вопрос в рамках вышеприведённого макроконтекста. Вопрос сугубо практический, поэтому он адресован практикующим юристам с большим опытом, имеющим реальные возможности доступа к той информации, которая скрывается чиновниками от населения (должностные инструкции, кадастровая документация и учётная информация по объектам недвижимости, сведения из поземельных книг, данные инвентаризации земельных участков, кадастровые планы земельных участков и т.д). В заключение я должен признаться в осознании того, что по тем же причинам, которые меня вынудили задать свой вопрос, мне вряд ли приходится рассчитывать на объективный и исчерпывающий ответ. Желаю всем здоровья и успехов в работе! С уважением, Рауф Давлетович.
Читать ответы (1)
Екатерина
16.05.2019, 16:26

Проблемы с многоквартирным домом - наложен арест на земельный участок и невозможность регистрации права собственности

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, на праве собственности принадлежит физическому лицу - застройщику МКД. Более того, наложен арест на имущество (земельный участок) по исполнительным производствам в отношении застройщика. Вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем дом имеет статус многоквартирного, введен в эксплуатацию. Какие действия могут предпринять собственники помещений в МКД (или уполномоченная ими управляющая организация) для регистрации законного права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом?
Читать ответы (1)
Сергей Петрович
27.02.2017, 07:23

Отказано в постановке земельного участка на кадастровый учёт для двухквартирного дома - как решить проблему?

Мне необходимо поставить на кадастровый учёт земельный участок двухквартирного дома в котором расположена моя, приватизированная в 1992 г. квартира. В договоре приватизации квартиры указано, что дом расположен на земельном участке площадью 840 кв. м. фактического пользования. Росреестр отказал в данного постановке земельного участка на кадастровый учёт. В декабре 2016 г., в местную администрацию, мною было подано заявление справовойэкспертизой о формировании земельного участка, на котором расположен двухквартирный жилой дом № 128. Кадастровый номер дома — 64:22:140505:44. Ответ администрации: - «Для формирования земельного участка под двухквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Новоузенск, ул. Рабочая, д.128, необходимо снять с кадастрового учета земельные участки, расположенные но адресу: г. Новоузенск, ул. Рабочая, д. 128/1 и ул. Рабочая, д. 128/2, находящиеся в собственности физических лиц. В соответствии с от. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации, право собственности на земельный участок прекращается при отказе собственника от права собственности на земельный участок. Для этого, Вам и вашим соседям Боловиным необходимо обратиться в органы Росреестра». Ситуация сложилась следующая: в 1996 г. Администрация района предоставила в собственность «соседям Боловиным» земельный участок площадью 744 кв. м. двухквартирного дома 128, а так как в 1996 г. уже вступил в силу ГК РФ, то Администрация, полагаю, не имела права распоряжаться земельным участком многоквартирного дома 128; в 2012 г. дом 128 поставлен на кадастровый учёт под № 64:22:140505:44; в 2014 г. земельному участку дома 128 присваивается почтовый адрес д. 128/2 и на кадастровый учёт ставится несуществующее здание д. 128/2. И д. 128/2 и земельный участок находятся в собственности «соседей Боловиных». В 2012 г. на кадастровый учёт был поставлен фиктивный объект ИЖС - дом 128-1, который Администрацией выдаётся за мою приватизированную квартиру и которому в 2014 г. почтовый адрес изменён на 128/1. В 2013 г. пытаясь зарегистрировать право собственности на приватизированную квартиру, не зная, что дом 128-1 не может быть квартирой и действуя по указаниям работников Администрации я купил у Администрации земельный участок д. 128/1. При этом, Администрация утверждала, что на земельном участке д. 128/1 расположена моя квартира. Никаких действий по разделу двухквартирного дома 128 и принадлежащего дому 128 земельному участку я не предпринимал. О том, что земельный участок двухквартирного дома 128 передан в собственность «соседей Боловиных» я узнал в 2014 году, после предъявления мне «соседями Боловиными» территориальных претензий с требованием слома части моей приватизированной квартиры. В настоящее время я имею право на проживание в приватизированной квартире, но право собственности на земельный участок принадлежит соседям. Что мне нужно делать для того, чтобы реально существующий двухквартирный дом получил земельный участок.
Читать ответы (1)
Юрий
10.01.2014, 19:42

Вопрос о правомерности отказа кадастровой палаты в постановке на учет разделенных земельных участков для двух отдельных

Доргие юристы. У меня очень сложный вопрос. На земельном участке на праве общей долевой собственности, площадью 637 кв.м., расположены два отдельных жилых дома №47, который принадлежит на праве собственности моему соседу, и №49, принадлежащий на праве собственности мне, разделенные забором по земельному участку, так, что к дому №47 прилегает 383 кв.м. площади земельного участка, к дому №49 прилегает 254 кв.м. соответственно. Оба жилых дома, как №47, так и №49, имеют отдельные выходы с прилегающих к ним земельных участков на улицу, т.е. фактически это два отдельных земельных участка, и в таком виде домовладения №47 и №49 и приобретались сособственниками данного земельного участка самостоятельно в разное время. Между соседями по домовладениям спора о порядке пользования своими частями земельного участка нет. Данные домовладения существуют в застройке с 50-х годов прошлого столетия. Со временем менялся состав собственников жилых домов, изменялась застройка участка, и в таком разделенном виде спорный участок существует с 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время у сособственников возникла необходимость выделить свои доли в праве собственности на земельный участок в натуре, т.к. фактически домовладения №47 и №49 принадлежат разным семьям, не имеющим общих родственных связей, части земельных участков не имеют мест общего пользования. Кроме того, наличие долевой собственности на земельный участок делает затруднительным распоряжение своим имуществом. Кадастровые инженеры изготовили межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка общего пользования на два: ЗУ 1 площадью 383 кв.м. и ЗУ 2 площадью 254 кв.м., что соответствует долям в праве общей долевой собственности на земельный участок. В п.1.1. Решения Омского горсовета от 02.07.2003 г. №77 (в ред. Решений Омского городского Совета от 27.02.2008 №109, от 27.01.2010 №307) указано, что «Установленные настоящим Решением предельные размеры земельных участков не распространяются на земельные участки, занимаемые жилыми домами индивидуального жилищного фонда и находящиеся в фактическом использовании граждан». Однако кадастровая палата отказывает нам в постановке на учет, ссылаясь что минимальный размер земельного участка должен быть 0,03 га. Прошу разъяснить: 1) правомерно ли решение кадастровой палаты об отказе в постановке на учет? 2) можем ли мы на основе добровольного соглашения сторон о распределении общего земельного участка осуществить постановку на государственный кадастровый учет образуемые земельные участки?
Читать ответы (1)
Наталья
30.06.2013, 09:12

Требуется согласие соседа на продажу квартиры с земельным участком и наличие кадастрового паспорта для сделки

Продаем квартиру (приватизирована на 3 собственника). В Свидетельстве (от 2009 г)написано: Вид права: общая долевая собственность 1/3 (доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере 153/871). Квартира расположена в двухквартирном одноэтажном доме на земельном участке 20 соток. Участок разделён с соседом забором. В каждом нашем Свидетельстве на право собственности на квартиру НА ОБРАТНОЙ стороне, где указаны иные участники долевой собственности УКАЗАН КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, наш адрес с номером дома (без указания номера квартиры), наименование: ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, назначение: ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО-ДЛЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ЖИЛОГО ДОМА, площадь:2000 кв.м.Иные участники общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в соответствии с данными ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 23.04.2009 г. Вопрос: Нужно ли согласие от соседа на продажу нашей квартиры с земельным участком? И нужен ли кадастровый паспорт на земельный участок на сделку?
Читать ответы (1)