Разве школа не самостоятельно решает по какой системе оценивать учащихся?
1047₽ VIP
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ст 28 ФЗ РФ об образовании). Вы не обязаны выполнять Минобрнауки РД.
СпроситьЗдравствуйте,
В соответствии с 273-м Федеральным законом об образовании, школы имеют право самостоятельно принимать решение относительно того, по какой системе они будут оценивать знания учащихся.
Официально принятой системы оценивания в нашей стране нет. В законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что учебные заведения вправе сами выбирать, как оценивать учеников. Это не означает полную анархию и произвол учителей.
Каждая школа во внутренних документах прописывает систему оценивания. Часто эта информация есть в уставе и специальном документе, который может называться «Положение о системе оценки» или похожим образом.
С 2024-2025 учебного года в нашей школе вводится новая система оценивания результатов – средневзвешенная оценка. Оценки за те или иные виды работ получили разный «вес», и среднее арифметическое из-за этого не совпадает со средневзвешенным баллом, который выставляет система.
Средневзвешенный балл, автоматически подсчитываемый в системе электронного журнала/электронного дневника, – аналитический показатель успеваемости учащегося, учитывающий вес каждого вида работы, за которые выставлены отметки, в общем, их числе.
Средневзвешенный балл определяется с использованием весового коэффициента для каждой формы контроля.
СпроситьУважаемый Магомед, здравствуйте! Это всего лишь рекомендации - а они не обязательны к исполнению.
------
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, включая разработку и принятие локальных нормативных актов (ст. 28 ч. 1, 3).
Согласно ст. 28 ч. 2 Закона № 273-ФЗ, образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий и учебно-методического обеспечения, если иное не установлено федеральным законом.
К компетенции образовательной организации, согласно анализа ст. 28 ч. 3 Закона № 273-ФЗ, относится разработка и принятие локальных нормативных актов, в том числе регламентирующих вопросы оценивания обучающихся.
Исключения возможны только в случае, если иные требования прямо установлены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Рекомендации органов исполнительной власти субъекта РФ, не имеющие статуса обязательных нормативных правовых актов, не могут ограничивать автономию образовательной организации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или уставом школы.
Таким образом, требование о переходе на иную систему оценивания, основанное исключительно на рекомендациях регионального органа, не является обязательным для муниципальной образовательной организации, если оно не закреплено в обязательных нормативных актах или не противоречит ФГОС. В случае возникновения спора в суде общей юрисдикции, позиция школы, основанная на положениях ст. 28 Закона № 273-ФЗ, будет иметь высокие перспективы для защиты своей автономии, при условии отсутствия нарушений федеральных стандартов и иных обязательных требований.
С уважением, Д.А.Разина
СпроситьЗдравствуйте, Магомед
Требование о переходе на определённую систему оценивания может быть незаконным, так как школа имеет право самостоятельно решать, по какой системе оценивать учащихся.
Это закреплено, в частности, в статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Однако при принятии решений о системе оценивания школа должна учитывать мнение участников образовательного процесса, в том числе советов обучающихся и родителей.
СпроситьЗдравствуйте уважаемый Магомед!
В рассматриваемом случае требования являются неправомерными.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",школы имеют право "самостоятельно" принимать решение относительно того, по какой системе они будут оценивать знания учащихся.
Необходимо незамедлительно обратиться с жалобой в Прокуратуру для проведения проверки и содействия (ст.10 ФЗ о прокуратуре РФ)?
Рад был Вам помочь!
СпроситьДополню.
Тем более статья 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» гласит, что обучающиеся и родители являются важнейшими участниками образовательных отношений (п. 31). Статья 3, п.10 гарантирует «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».
И к полномочиям образовательной организации, согласно анализа ст. 28 ч. 3 Закона № 273-ФЗ, относится разработка и принятие локальных нормативных актов, в том числе регламентирующих вопросы оценивания обучающихся.
Всего доброго Вам
СпроситьСогласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации обязаны реализовывать образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), а также учитывать региональные особенности и локальные нормативные акты.
Требование Минобрнауки РД перейти на их систему оценивания, если оно не подкреплено соответствующим нормативным актом, законодательно обязательным для вашей школы не является.
Школа вправе самостоятельно определять систему оценивания в рамках федерального законодательства и региональных нормативов, если это не противоречит установленным стандартам и требованиям к государственной итоговой аттестации.
Также рекомендую запросить у Минобрнауки РД официальный нормативный документ, на основании которого они требуют изменить систему оценивания...
СпроситьТребование Минобрнауки Республики Дагестан (РД) о переходе на рекомендованную ими систему выставления оценок не является обязательным для вашей муниципальной казённой школы.
Обоснование:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) закрепляет, что образовательные организации самостоятельно определяют формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (часть 3 статьи 28, часть 2 статьи 30). Это включает и систему оценивания.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (утверждён приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115) также предусматривает, что образовательная организация самостоятельно устанавливает формы и порядок контроля и аттестации обучающихся.
Локальные нормативные акты образовательной организации (например, положение об электронном журнале, положение о порядке выставления оценок) принимаются и утверждаются самой образовательной организацией с учётом требований законодательства и устава. Они являются основным документом, регламентирующим систему оценивания в школе.
Рекомендации органов управления образованием, в том числе Минобрнауки РД, носят рекомендательный характер, если иное не установлено нормативными правовыми актами вышестоящих органов или учредителя. Обязательность исполнения таких рекомендаций возможна, если они оформлены в виде нормативного акта, изданного в пределах компетенции и с соблюдением процедуры, либо если школа является подведомственным учреждением данного органа.
Если школа является муниципальным казённым учреждением, то её деятельность регулируется уставом и локальными нормативными актами, утверждёнными учредителем. Если учредитель не принял обязательных для исполнения изменений в системе оценивания, школа вправе сохранять собственную систему.
Таким образом, школа вправе самостоятельно определять систему выставления оценок в соответствии с локальными нормативными актами, разработанными на основе федерального законодательства и устава учреждения. Требования Минобрнауки РД, не подкреплённые нормативными актами, не имеют обязательной силы.
СпроситьСистема оценивать знания учащихся закреплена в актах школы в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
СпроситьВ соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 11 статьи 13) порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Этим органом власти является Министерство просвещения РФ, которое утвердило Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ от 28 августа 2020 года N 442). Согласно пункту 24 Приказа формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются организаций, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Исходя из требований ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов Министерства просвещения РФ, а также иерархии нормативных правовых актов в системе правового регулирования, правовые акты органа исполнительной власти субъекта РФ (в данном случае - Министерство образования и науки Республики Дагестан) не могут противоречить нормативным правовым актам федерального уровня. Такими актами не могут устанавливаться обязательные к исполнению предписания по вопросам, относящимся к исключительному ведению образовательной организации. Рекомендации Минобрнауки РД не являются нормативными правовыми актами и могут быть учтены образовательной организацией при формировании системы и критериев оценивания.
СпроситьЗдравствуйте!
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ устанавливает общие требования к образовательной деятельности, но не содержит конкретных указаний по системе оценивания. В нем говорится о необходимости соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые также не детализируют систему оценок.
Установление системы оценивания закреплено статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.Согласно п. 3 данной статьи к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
Текущий контроль успеваемости т.е. проставления оценок и принятие локального акта об этом, обычно это положение, это право образовательной организации, согласно приведенным нормам федерального закона
Согласно Письма Минпросвещения РФ и Рособрнадзора от 6 августа 2021 года, из которых в частности также следует, что:
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации
Органы управления образованием субъектов РФ могут издавать рекомендации и методические указания, но они не должны противоречить федеральному законодательству. Рекомендации Минобрнауки РД, скорее всего, носят рекомендательный характер, если только они не подкреплены региональным законом или постановлением, обязательным для исполнения.
Муниципальные органы управления образованием могут устанавливать дополнительные требования, однако они не должны противоречить федеральным и региональным нормам.
Образовательные учреждения имеют право разрабатывать свои локальные акты, в том числе положения об оценивании, при условии, что они соответствуют ФГОС и не противоречат федеральным и региональным законам.
Таким образом, если ваша школа является муниципальным казённым учреждением и не находится в прямом подчинении регионального министерства, требования о переходе на их систему оценивания могут быть необязательными, если они не подкреплены соответствующими нормативно-правовыми актами.
СпроситьСмотрите, требование Минобрнауки РД носит рекомендательный характер, но никак не обязательный.
Школа самостоятельно определяет вопросы к выставлению оценок.
Вообще у большинства школ учредитель местная администрация, только она может давать подобные распоряжения. И то, там определённая процедура.
Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий и учебно-методического обеспечения, если иное не установлено федеральным законом.
Рекомендуем подать жалобу на действия ведомства для проведения проверки.
- см. ст. 28 ФЗ "Об образовании в РФ", ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ"
СпроситьШкола действительно обладает определенной автономностью в выборе методов и подходов к оценке знаний обучающихся. Эта возможность предусмотрена Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В частности, статья 28 ФЗ №273-ФЗ определяет перечень полномочий образовательной организации, среди которых указаны:
- Разработка и утверждение локальных нормативных актов;
- Определение порядка осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Минобрнауки Республики Дагестан (или любого другого региона) вправе давать методические рекомендации образовательным учреждениям, однако эти рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению всеми учебными заведениями страны.
Единственным федеральным актом, прямо предусматривающим общие подходы к оценке качества образования, является Приказ Министерства просвещения РФ от 07.11.2018 №189, утвердивший Порядок проведения промежуточной аттестации и перевода обучающихся по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Этот приказ требует соблюдения определенных процедур оценки, но не ограничивает свободу образовательного учреждения в определении конкретных шкал оценивания.
Несмотря на наличие рекомендаций регионального министерства, ваша школа остаётся под юрисдикцией федеральных законов и подведомственности местным органам управления образованием. Именно местные администрации определяют конкретные регуляции и стандарты для муниципальных образовательных учреждений.
СпроситьВ соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), основным документом, регламентирующим образовательную деятельность, является образовательная программа образовательной организации. В ней могут быть закреплены критерии и методы оценивания.
- Статья 30. Образовательная программа образовательной организации: образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
- Статья 33. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ: порядок и форма оценивания устанавливаются образовательной организацией на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, школа имеет право самостоятельно разрабатывать положение об оценивании, но оно должно соответствовать ФГОС и другим нормативным требованиям.
Министерства образования (федеральные и региональные) могут издавать рекомендации, методические указания, которые носят рекомендательный характер, если они не закреплены в нормативных правовых актах. Если Минобрнауки РД прислало рекомендации, а не приказы или нормативные акты, то они не являются обязательными для исполнения, а носят консультативный характер. Если же имеются приказы или нормативные акты, изданные на основании закона, то они обязательны для исполнения.
ФГОС устанавливают требования к результатам освоения образовательных программ, включая требования к оцениванию.
В приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (и аналогичных для среднего образования) прописаны общие требования к оцениванию.
Школа имеет право самостоятельно устанавливать критерии оценивания, если они не противоречат ФГОС и федеральному законодательству.
Рекомендации Минобрнауки РД не являются обязательными для исполнения без соответствующего нормативного акта. Если Минобрнауки РД требует обязательного перехода, необходимо запросить ссылку на нормативный акт, обязывающий к этому. Если таких актов нет, школа вправе оставить свою систему оценивания.
С уважением.
СпроситьЗдравствуйте!
Требование перехода на рекомендованную систему оценивания неправомерны.
Вы, в соответствии с ст. ст. 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ, установили правила выставления оценок локальным нормативным актом. Образовательная организация вправе решать этот вопрос самостоятельно.
СпроситьОбразовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (ч.2 ст. 30 закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Кроме того, образовательные организации ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (пп.11 п.3 ст.28 того же закона).
В пункте 1.2 Методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, направленных письмом Минпросвещения РФ от 13.01.2023г №03-49 указано, что внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) и должно включать:
текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.;
промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода.
стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования;
комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
Таким образом, школа вправе самостоятельно устанавливать и применять правила выставления итоговых оценок в электронном журнале.
СпроситьЗдравствуйте.
Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"** (п. 3 ч. 3) прямо закрепляет право школы самостоятельно разрабатывать и утверждать систему оценок (включая формы, периодичность и порядок текущего контроля), если иное не установлено федеральными законами.
- Статья 28 (п. 6 ч. 1): Школа свободна в определении содержания образования, выборе методов обучения и воспитания в рамках ФГОС.
- Статья 25 ФЗ № 273-ФЗ: Деятельность школы регулируется ее уставом. Любые изменения требуют внесения поправок в устав (через учредителя), а не внешнего давления.
Кто вправе устанавливать обязательные требования?:
- Федеральный уровень: Минпросвещения РФ утверждает **ФГОС** (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые содержат только общие требования к оценке (например, "зачет/незачет" по отдельным предметам), но не конкретную методику выставления баллов.
- Региональный уровень: Органы субъекта РФ (например, региональное министерство образования) не могут навязывать систему оценивания школам, если это не предусмотрено федеральным законом. Их полномочия — контроль за соблюдением законодательства, а не управление учебным процессом (ст. 6, 8 ФЗ № 273-ФЗ).
- Муниципальный уровень: Учредитель школы (обычно местный комитет образования) утверждает устав и контролирует финансово-хозяйственную деятельность, но не вмешивается в академическую автономию(ст. 8 ФЗ № 273-ФЗ).
Позиция Минпросвещения:
- Письмо Минобрнауки РФ № 08-1786 от 20.10.2017** (актуально): "Образовательная организация самостоятельно выбирает систему оценок... Пятибалльная система не является единственно возможной".
- Приказ Минпросвещения № 115 от 22.03.2023(п. 2.2): Школа сама определяет формы и методы текущего обучения
Выход из вашей ситуации:
1. Проверьте устав школы: Убедитесь, что в нем закреплена ваша система оценивания.
2. Запросите письменное обоснование у требующей стороны: На каком основании (ссылка на закон/приказ) они требуют изменений?
3.Обратитесь к учредителю(муниципальный комитет образования): Ст. 29 ФЗ № 273-ФЗ обязывает учредителя обеспечивать соблюдение прав школы.
4. Жалоба в региональное министерство образования*: Если требование исходит от их структур (например, районного отдела), напомните о ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ.
5. Прокуратура: Если давление продолжается — нарушение ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ является основанием для проверки (ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ").
Вам стоит учесть:
Требование может быть законным только если:
- Регион принял нормативный акт в рамках своих полномочий** (например, утвердил единые критерии для ГИА в рамках ст. 59 ФЗ № 273-ФЗ), но это не отменяет автономии школы в текущем оценивании.
- Школа участвует в экспериментальной программе (ст. 20 ФЗ № 273-ФЗ), где прописаны особые условия..
СпроситьФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что образовательные организации обладают определённой автономией в вопросах организации образовательного процесса, в том числе в части проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (часть 3 статьи 28, часть 2 статьи 30). Формы, периодичность и порядок проведения контроля и аттестации определяются локальными нормативными актами образовательной организации.
Таким образом, образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает локальные нормативные акты (например, положение об электронном журнале и системе оценивания), которые устанавливают единые требования к выставлению оценок. Эти акты должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и иным нормативным правовым актам, но при этом школа вправе применять собственную систему оценивания, если она не противоречит федеральному законодательству.
Рекомендации или методические указания органов управления образованием (в том числе Минобрнауки РД) носят рекомендательный характер, если школа не находится в их прямом подчинении и если такие рекомендации не оформлены в виде обязательных нормативных правовых актов (приказов, распоряжений), имеющих силу в отношении вашей школы. В случае отсутствия таких обязательных актов школа вправе сохранять свою систему оценивания.
При этом важно, чтобы локальные нормативные акты школы были доступны для ознакомления (например, размещены на официальном сайте), а система оценивания была прозрачной и понятной для обучающихся и их законных представителей.
Если вышестоящие органы требуют изменения системы оценивания без наличия обязательных нормативных правовых актов, школа вправе ссылаться на свою автономию, закреплённую в Федеральном законе № 273-ФЗ, и на то, что локальные нормативные акты принимаются и изменяются в установленном порядке внутри образовательной организации.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 172 из 47 429 Поиск Регистрация