Как оформить договор сервитута для эксплуатации нежилого здания, находящегося на муниципальной земле в долгосрочной аренде

• г. Челябинск

Покупаю нежилое здание (под магазинчик), земля на которой он находится муниципальная в долгосрочной аренде у собственника здания. Для эксплуатации здания придется оформлять договор сервитута. Помогите пожалуйста разобраться с кем заключать такой договор с Арендатором или с муниципалитетом, и что еще стоит учесть чтобы все правильно оформить. Спасибо!

Ответы на вопрос (1):

Уважаемая Екатерина Владимировна! Разъясняю Вам, что сторонами соглашения об установлении сервитута могут являться федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении помещений в здании, либо владелец таких помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с одной стороны, и исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка, - с другой.

Подробнее об этом: Письмо Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 N Д23-3607:

В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Согласно п. 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию как собственника недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), так и лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования (вне зависимости от того, в чьей собственности находится такой участок), а с учетом аналогии права (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) - и владельцем помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т.п.) таким правом не наделены. В случае заключения такого соглашения исполнительный орган государственной власти области вправе (но не обязан), если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в пользу которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Необходимо отметить, что порядок определения такой платы в настоящий момент не установлен. Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004, не были зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 ''Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации'', и в связи с этим не подлежат обязательному применению.

По мнению специалистов Минэкономразвития, соразмерность платы за пользование земельным участком (в случае ее установления) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29.07.2009 N 135-ФЗ ''Об оценочной деятельности в Российской Федерации''.

Поскольку частный сервитут устанавливается соглашением, порядок и условия установления и осуществления такого сервитута должны быть определены таким соглашением. При этом соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

1.сведения о сторонах соглашения;

2.сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

3.цели и задачи установления сервитута;

4.пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

5.размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

6.иные права и обязанности сторон.

Перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута, законодательно не установлен. По мнению Департамента, минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и, в случае если сервитут относится к части земельного участка, документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

По вопросу установления публичного сервитута специалисты Минэкономразвития отмечают, что в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Вместе с тем, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

Спросить
Пожаловаться

Надо ли заключать помимо договора аренды на здание, договор аренды на землю, на котором стоит здание? Есть вероятность использовать под склады постройки, находящиеся на зем. участке, также будут проведены зем. работы по благоустройству здания: вырыта сливная яма. в т.ч. земля перед зданием будет использована под парковку для клиентов. Или все работы на земле можно оговорить в договоре аренды на здание? Заранее спасибо.

Нежилое здание принадлежит на правах общедолевой собственности 4-м лицам, в здании без договора аренды ведет производственную деятельность юридическое лицо ООО, в котором два участника являются учредителями и одновременно дольщиками в этом здании, два других собственника здания не получают от здания никаких доходов, так как участники ООО не хотят заключать договор аренды. Как заключить договор аренды на здание на выгодных условиях 2 м дольщикам в здании, не являющимися участниками ООО.

Предприятие продает одно из своих зданий. Земля, на которой находится предприятие и все его здания находится в муниципальной собственности. Если купить продаваемое здание, то кому потом платить аренду земли под зданием? Заранее спасибо.

Возможно ли оформить в залог нежилое здание и часть земли?

Земля и здание принадлежит одному собственнику - юр.лицо.

На участке земли находится несколько зданий. Как оформить здание в залог с частью земли, которая относится непосредственно к зданию?

Местное автотранспортное предприятие продает одно из своих зданий. Земля, на которой находится автотранспортное предприятие и все его здания находится в муниципальной собственности. Если купить продаваемое здание, то кому потом платить аренду земли под зданием? Заранее спасибо.

Скажите, пожалуйста, кто должен оформить правоустанавливающие документы (например, договор аренды) на землю, которая находится под зданием и вокруг него в случае, если мы арендуем здание у Москомимущества, а балансодержателем здания является Дирекция по эксплуатации зданий и сооружений при Московском комитете образования?

Местное автотранспортное предприятие продает одно из своих зданий. Земля, на которой находится автотранспортное предприятие и все его здания находится в муниципальной собственности. Каким образом можно купить продаваемое здание и кому потом платить аренду земли под зданием? Заранее спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Здание находится в собственности у двух лиц, на обоих оформлен договор аренды земли, на которой находится здание. Один из собственников планирует выкупить всю долю здания второго собственника. Вопрос, после того, как здание будет полностью принадлежать одному собственнику, автоматически ли прекращается действия договора аренды земли для второго собственника, т.к. он продал свою долю здания, находящего на этой участке земли?

Здравтствуйте! Помогите пожалуйста, ответив по возможности на мой вопрос: организация купила несколько кабинетов в нежилом здании. Ранее это здание было приобретено по договору, который был зарегистрирован в бюро технической инвентаризации, государственную регистрацию в регистрационной палате собственник при продаже части здания не проходил. Нужно регистрировать договор на покупку части здания и всё или регистрировать и тот договор, по которому купили всё здание. Спасибо.

Собственник сдаёт нежилое здание на основании договора безвозмездного пользования. Его арендатор сдаёт нам это здание на основании договора аренды нежилого здания. Между нами есть незарегистрированный долгосрочный договор. Возможно ли такой договор зарегистрировать?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение