
Можно ли муниципальному служащему работать по совместительству самозанятым?
349₽ VIP
Здравствуйте!
Муниципальный служащий (кроме муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту), имеет право выполнять иную оплачиваемую работу, если при этом не возникает конфликт интересов и не нарушаются установленные федеральным законодательством запреты (ч. 2 ст. 11, ст. 14 Закона N 25-ФЗ) (смотрите также определения Оренбургского областного суда от 22.01.2015 N 33-283/2015, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2019 N 33-1768/2019, решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2016 N 2-71/2016).
СпроситьМуниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу (в том числе по совместительству) с предварительным письменным уведомлением работодателя (представителя нанимателя), если это не приводит к конфликту интересов (п. 2 ст. 11, ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Конфликт интересов понимается как ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (ч. 1 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Муниципальному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Закона № 25-ФЗ). Однако регистрация в качестве самозанятого не приравнивается к предпринимательской деятельности в классическом понимании, а является особым налоговым режимом для физических лиц, оказывающих услуги или продающих товары без образования юридического лица.
При этом муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению конфликта (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ).
Если деятельность самозанятого не связана с исполнением муниципальных полномочий и не создает конфликт интересов, то такая деятельность допускается.
Налоговый режим самозанятых (Налог на профессиональный доход) применяется к определённым видам деятельности, и муниципальный служащий может использовать этот режим для оказания услуг, например, юридических, при условии соблюдения вышеуказанных ограничений.
Таким образом, если вы, будучи муниципальным служащим, оказываете юридические услуги как самозанятый, и при этом:
уведомили работодателя письменно о своей деятельности;
отсутствует конфликт интересов (ваша деятельность не связана с исполнением муниципальных полномочий и не влияет на объективность исполнения служебных обязанностей);
не нарушаете запреты, установленные для муниципальных служащих;
то такое совмещение не является нарушением законодательства.
СпроситьПо желанию муниципальный служащий имеет право осуществлять иную оплачиваемую деятельность в соответствии с трудовым (гражданско-правовым и т.п.) договором о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) (статья 60.1 ТК РФ).
СпроситьЗдравствуйте, уважаемая Ольга!
Модно. Главное, чтобы не было конфликта интересов. Муниципальный служащий (кроме муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту), имеет право выполнять иную оплачиваемую работу, если при этом не возникает конфликт интересов и не нарушаются установленные федеральным законодательством запреты (ч. 2 ст. 11, ст. 14 Закона N 25-ФЗ) (смотрите также определения Оренбургского областного суда от 22.01.2015 N 33-283/2015, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2019 N 33-1768/2019, решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2016 N 2-71/2016).
В рассматриваемой ситуации отсутствует конфликт интересов и не нарушаются предусмотренные в ст. 14 Закона N 25-ФЗ запреты, то муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять работу на условиях внешнего совместительства (решение Серышевского районного суда Амурской области от 30.05.2017 N 2а-370/2017).
СпроситьОтвет отключен модератором
Работаю муниципальным служащим в местной администрации в должности главного специалиста отдела экономики и оказываю юридические услуги в фирме по банкротству физических лиц
Ольга. у вас нет такого права, причём ОДНОЗНАЧНО. Прокуратура сразу же заинтересуется этим вопросом, и тем более что вы в должности главного специалиста отдела экономики! У вас явный конфликт интересов! Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "О противодействии коррупции" Статья 10. Конфликт интересов
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При проведении очередной проверки, прокурор сразу же вынесет Предписание об устранении данного обстоятельства, по конфликту интересов! Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закона N 273-ФЗ) устанавливает, что конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее - должностное лицо), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (далее - полномочия).
-----------------------------
Будут произведены запросы: запрос в организацию, в которой должностное лицо осуществляет иную оплачиваемую работу или работало ранее, может способствовать установлению трудовых обязанностей должностного лица в данной организации и конкретного вида поручаемой ему работы;
- запрос в ФНС России позволит установить доходы, полученные должностным лицом в течение рассматриваемого периода, лиц, перечислявших ему денежные средства, информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, а также доли участия в уставных капиталах организаций;
- запрос в Росреестр позволит установить наличие зарегистрированных прав должностного лица на недвижимое имущество, а также лиц, с которым совершены сделки по купле-продаже такого имущества;
- запрос в кредитные организации позволит установить информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, получить информацию об осуществляемых денежных переводах по таким счетам, об используемых должностным лицом банковских продуктах (кредит, вклад, ипотека и пр.).
2.6.4. В целях своевременного выявления и урегулирования ситуаций конфликта интересов подразделениям (уполномоченным лицам) рекомендуется принимать в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с уполномоченными государственными органами меры по установлению круга лиц, с которыми должностное лицо состоит в семейных или иных близких отношениях. Кроме того, представляется необходимым детально изучить род занятий и место работы лиц, с которыми должностное лицо связано иными близкими отношениями, а также осуществляемые данными лицами трудовые обязанности.
2.6.5. Если для проведения проверки требуется проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверка осуществляется путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". При этом в таком запросе необходимо указать сведения, предусмотренные пунктом 17 Положения о проверке. https://www.garant.ru/
СпроситьОтвет отключен модератором
Здравствуйте!
Самозанятость - особый режим налогообложения.
Нельзя! Обратитесь к статье 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход":
Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).СпроситьДля целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы в том числе государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений
Добрый вечер, Ольга.
1)Да, муниципальному служащему разрешено работать по совместительству, в том числе и самозанятым, при соблюдении определенных условий и ограничений.
2)Начнем с правовой позиции:
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” (далее – Закон о муниципальной службе):
Статья 14 (Ограничения, связанные с муниципальной службой):
Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
-Муниципальный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, или в подведомственных ему организациях.
-Муниципальный служащий не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Исключение - вознаграждения, получаемые в рамках служебных командировок, а также подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
-Муниципальный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
3)Закон о муниципальной службе прямо не запрещает совместительство, но накладывает определенные ограничения. Главное - совместительство не должно противоречить ограничениям, установленным статьей 14.
4)Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”
-Самозанятость разрешена для граждан, в том числе и для муниципальных служащих, при соблюдении ограничений, установленных другими федеральными законами.
5)Да, с большой вероятностью, в вашей ситуации есть нарушение законодательства о муниципальной службе.
-Оказание юридических услуг по банкротству физических лиц, даже в статусе самозанятого, является предпринимательской деятельностью.
-Ваша деятельность может создать конфликт интересов, особенно учитывая вашу должность главного специалиста отдела экономики. Вы можете иметь доступ к информации, которая может быть использована в вашей частной деятельности. Кроме того, деятельность может подрывать авторитет муниципальной службы.
-Одновременная работа на двух работах (муниципальной службе и самозанятости) может приводить к ненадлежащему исполнению служебных обязанностей на муниципальной службе.
6)Работа муниципального служащего в качестве самозанятого по оказанию юридических услуг по банкротству физических лиц, скорее всего, является нарушением законодательства о муниципальной службе, особенно учитывая вашу должность.
СпроситьНет, это является прямым нарушением действующего законодательства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Оказание юридических услуг в рамках самозанятости (получение дохода от самостоятельной профессиональной деятельности) квалифицируется как форма предпринимательской деятельности.
Запрет на применение режима "Налог на профессиональный доход" (самозанятость):
Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" прямо устанавливает, что не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (т.е. быть самозанятыми) государственные и муниципальные служащие, за исключением случаев сдачи в аренду жилых помещений.
Таким образом, статус муниципального служащего автоматически исключает возможность быть самозанятым и применять этот налоговый режим для своей профессиональной деятельности.
Ваша деятельность по оказанию юридических услуг в качестве самозанятого, будучи муниципальным служащим, является нарушением законодательства. Оповещение работодателя об этом факте не легализует запрещенную деятельность.
СпроситьУважаемая Ольга, здравствуйте!
-------
Муниципальному служащему запрещено осуществлять иную оплачиваемую деятельность, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, а также деятельности по сдаче внаем жилых помещений, находящихся в собственности.
Данная норма установлена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Оказание юридических услуг в статусе самозанятого относится к иной оплачиваемой деятельности и не подпадает под указанные исключения. Кроме того, осуществление такой деятельности может привести к возникновению конфликта интересов, что прямо запрещено статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Факт уведомления работодателя не освобождает от ответственности за нарушение установленных ограничений. Таким образом, совмещение муниципальной службы с деятельностью самозанятого по оказанию юридических услуг является нарушением законодательства Российской Федерации.
Прокуратура выявит, будут проблемы. Уволить могут
С уважением, Д.А.Разина
СпроситьЗдравствуйте уважаемая Ольга !
В данном случае, нет муниципальному служащему запрещено осуществлять иную оплачиваемую деятельность, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, а также деятельности по сдаче внаем жилых помещений, находящихся в собственности в силу ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
При этом муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению конфликта (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ).
Таким образом, с юридической точки зрения, невозможно ли муниципальному служащему работать по совместительству самозанятым.
Всего доброго Вам!
Рад был помочь!
СпроситьЗдравствуйте.
Нарушение есть. Вы не можете оказывать юридические услуги в качестве самозанятого, поскольку являетесь муниципиальным служащим. Можете быть самозанятым, если сдаете в аренду жилье (но только то, которое приобретено для личных нужд, а не в целях продажи или сдачи) - это единственный вариант.
Это прямо указано в ст.6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход":
2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:1) получаемые в рамках трудовых отношений;
2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
В силу ст.14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации":
1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:...3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
В Письме Минтруда России от 19.04.2021 N 28-6/10/В-4623 "О направлении Разъяснений по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" разъяснено также:
должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно пункту 4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений....
В этой связи при отнесении деятельности к предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
С уважением.
СпроситьСамозанятость не предусмотрена законом в качестве термина, её нет в системе правовых понятий. Правильное название- налогоплательщик НПД .
Как указано в пп.4 п.2 ст.6 закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений..
Поэтому у вас нет права применять налоговый режим НПД при оказании юридических услуг другой организации при работе в должности главного специалиста местной администрации.
Нельзя оказывать такие услуги и с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, так как пп.3.1 п.1 ст.14 закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Вместе с тем, вы вправе работать в организации по банкротству в должности юриста по трудовому договору на основании п.2 ст.11 закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Указанной нормой установлено, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
СпроситьДеятельность муниципальных служащих регламентируется Федеральным законом № 25-ФЗ от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». Данный закон определяет ограничения, связанные с работой муниципальных служащих помимо основной занятости.
Статья 14 Закона № 25-ФЗ запрещает муниципальным служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. То есть получение дохода от коммерческой деятельности само по себе недопустимо.
Самозанятость, регулируемая специальным режимом налогообложения ("Налог на профессиональный доход"), рассматривается как форма индивидуального предпринимательства. Следовательно, формально выполнение услуг как самозанятый считается занятием предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем важно учитывать специфику вашей профессиональной деятельности:
- Работа юриста по вопросам банкротства может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с предоставлением консультаций, что формально не противоречит ограничениям.
- Однако ключевым моментом является возможное влияние данной деятельности на исполнение обязанностей должностного лица. Например, если работа связана с финансовыми вопросами муниципалитета или затрагивает бюджетные процедуры, конфликт интересов может возникнуть.
Важнейшим аспектом в вашем случае является риск возникновения конфликта интересов. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» обязывает государственные и муниципальные органы предотвращать конфликты интересов.
Конфликт интересов возникает, если личные интересы сотрудника влияют на принятие решений в рамках исполнения должностных полномочий. Примером конфликта интересов может служить случай, когда работник оказывает юридическую помощь гражданам, чья финансовая безопасность зависит от бюджета местного самоуправления, которым занимается отдел экономики.
Если возникнут подозрения на коррупционные риски или формальную зависимость, комиссия по урегулированию конфликтов интересов может рассмотреть дело и применить меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения.
Формально оказание юридических услуг как самозанятый, будучи муниципальным служащим, требует осторожного подхода. Несмотря на уведомление работодателя, существует потенциальный риск признания деятельности нарушением норм федерального законодательства, особенно если она влияет на исполнение служебных обязанностей или создаёт условия для возможного конфликта интересов.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 87 из 47 430 Поиск Регистрация
Улан-Удэ - онлайн услуги юристов

Можно ли муниципальному служащему работать по совместительству в администрации имея другое основное место работы?
Можно ли муниципальному служащему работать секретарем в школе по совместительству?
Как расчитать начисление стажа после перевода сотрудника из не муниципального служащего в муниципального служащего?
Можно ли муниципальному служащему работать водителем в одной администрации?
