Какой документ имеет юридическую силу - постановление Правительства или приказ Минобрнауки при отказе в приеме ребенка в школу?
199₽ VIP
Мне отказали в принятии ребенка в первый класс школы, на территории которой мы прописаны (постоянная регистрация). Причина отказа: нет мест. Предлагают другие школы, в которые нужно добираться на транспорте. Но школа по ряду причин нужна именно эта (одна воспитываю двоих детей, один из которых ходит в сад рядом со школой на сокращенный режим..., и если одну водить в этот сад, а второго ребенка возить куда-то ещё, возникают проблемы потери времени, а соответственно, снижение заработка, а во-вторых, я просто физически не могу находиться в двух местах одновременно, чтобы забрать обеих в обед).
Собираюсь использовать все доступные способы, чтобы попасть в сад, и не отрицаю возможность суда. Сегодня наткнулась на информацию, которая меня заинтересовала. Цитирую: если ребенок является гражданином РФ, то правила его приема в школу регулируются ФЗ Об образовании и типовым положением об образовательном учреждении.
Привожу цитаты из указанных документов.
Статья 16 ФЗ Об образовании. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009).
Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении
46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
Судя по этой информации, ребенка обязаны принять в любом случае. Однако, не так давно у нас действует ещё и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва.
Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, в котором есть следующие положения:
4. Правила приема граждан в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее - закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее - закрепленные лица)1.
6. Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
Как видно, в вышеназванном Постановлении Правительства отказано при отсутствии мест может быть только не проживающим (=не зарегистрированным) лицам, а вот уже в Приказе Минобрнауки почему-то отказано может быть и проживающим.
В связи с чем у меня вопрос: какой документ имеет большую юридическую силу?
Ведь если Постановление - то можно смело идти в суд и оспаривать положения Приказа 107 как не соответствующие законодательству и просить обязать директора школы принять ребенка?
Заранее спасибо.
Требования к приему детей в образовательные учреждения закреплены в ст. 16 ФЗ РФ "Об образовании" Согласно п.п. 1, 1.1 ст. 16 Закона об образовании правила приема граждан в гос. и муниципальные образовательные учреждения определяются законодательством в сфере образования, Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения (утвержден приказом Министерства обр. и науки РФ от 15.02.2012 N 107,), типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в частности Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196,), нормативными актами образовательных учреждений.
Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании, п. 5 Порядка приема должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования. При этом как проживающим на закрепленной территории (п. 6 Порядка приема), так и не проживающим на ней гражданам (п. 46 Типового положения) может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении. В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс (п. 6 Порядка приема, письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 "Рекомендации по организации приема в первый класс"). Таким образом, законодательство об образовании обязывает муниципальное образовательное учреждение в пределах установленного в учреждении максимального числа обучающихся принимать для обучения граждан, проживающих на территории, закрепленной за этим учреждением, то есть принимают по мере возможности.
СпроситьВ иерархии нормативных правовых актов РФ постановления правительства РФ имеют бОльшую юридическую силу, чем акты министерств и ведомств.
СпроситьВ Типовом положении (ст.46) явно видно, что образовательное учреждение должно принять всех нуждающихся в приеме детей. Явно указано, прямо отдельной строкой, что не принять могут только и только не проживающих на территории уч. заведения лиц. Почему Приказ 107 с какого-то перепугу видоизменил эту норму, сам в своем пункте отсылая к ст.46 Типового Положения, но противореча ему? Статья 6 Приказа 107 и статья 46 Типового Положения противоречат друг другу.
Не так?
СпроситьТак, - все так, Валентина. МинОбр. - давно заслужил определение "ПУГАЛО" в образовании наших детей...
Постановления правительства РФ имеют большую юридическую силу, чем акты министерств и ведомств - это так. Но, чтобы судиться с ними - необходимо знать, что иск придется предъявлять в Конституционный суд РФ.
Вам не имели право отказывать в приеме. Факт. Обжаловать можно в отдел образования, в прокуратуру. Пусть поработают мозгами и...скорее всего - напишут Вам отписку...
Такова наша система...
СпроситьИрина Евгеньевна, а можете прокомментировать ответ Алексея Евгеньевича? Он допускает присутствие взаимоисключающих норм в данных НПА.
СпроситьДопускание взаимоисключающих норм права в правовых актах - анархия, которая ведет к развалу системы, не важно какой...
Допускание такового - правовой нигилизм, который должен пресекаться...- со стороны государства, кстати, но по-моему, никто этим не озабочен и не хочет быть озабочен... - и, смею Вас уверить, никто и никогда не будет этого делать, пока на дыбу не вздернут...
Спросить