Какой документ имеет юридическую силу - постановление Правительства или приказ Минобрнауки при отказе в приеме ребенка в школу?
199₽ VIP

• г. Иркутск

Мне отказали в принятии ребенка в первый класс школы, на территории которой мы прописаны (постоянная регистрация). Причина отказа: нет мест. Предлагают другие школы, в которые нужно добираться на транспорте. Но школа по ряду причин нужна именно эта (одна воспитываю двоих детей, один из которых ходит в сад рядом со школой на сокращенный режим..., и если одну водить в этот сад, а второго ребенка возить куда-то ещё, возникают проблемы потери времени, а соответственно, снижение заработка, а во-вторых, я просто физически не могу находиться в двух местах одновременно, чтобы забрать обеих в обед).

Собираюсь использовать все доступные способы, чтобы попасть в сад, и не отрицаю возможность суда. Сегодня наткнулась на информацию, которая меня заинтересовала. Цитирую: если ребенок является гражданином РФ, то правила его приема в школу регулируются ФЗ Об образовании и типовым положением об образовательном учреждении.

Привожу цитаты из указанных документов.

Статья 16 ФЗ Об образовании. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009).

Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении

46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Судя по этой информации, ребенка обязаны принять в любом случае. Однако, не так давно у нас действует ещё и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва.

Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, в котором есть следующие положения:

4. Правила приема граждан в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее - закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее - закрепленные лица)1.

6. Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Как видно, в вышеназванном Постановлении Правительства отказано при отсутствии мест может быть только не проживающим (=не зарегистрированным) лицам, а вот уже в Приказе Минобрнауки почему-то отказано может быть и проживающим.

В связи с чем у меня вопрос: какой документ имеет большую юридическую силу?

Ведь если Постановление - то можно смело идти в суд и оспаривать положения Приказа 107 как не соответствующие законодательству и просить обязать директора школы принять ребенка?

Заранее спасибо.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Требования к приему детей в образовательные учреждения закреплены в ст. 16 ФЗ РФ "Об образовании" Согласно п.п. 1, 1.1 ст. 16 Закона об образовании правила приема граждан в гос. и муниципальные образовательные учреждения определяются законодательством в сфере образования, Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения (утвержден приказом Министерства обр. и науки РФ от 15.02.2012 N 107,), типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в частности Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196,), нормативными актами образовательных учреждений.

Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании, п. 5 Порядка приема должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования. При этом как проживающим на закрепленной территории (п. 6 Порядка приема), так и не проживающим на ней гражданам (п. 46 Типового положения) может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении. В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс (п. 6 Порядка приема, письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 "Рекомендации по организации приема в первый класс"). Таким образом, законодательство об образовании обязывает муниципальное образовательное учреждение в пределах установленного в учреждении максимального числа обучающихся принимать для обучения граждан, проживающих на территории, закрепленной за этим учреждением, то есть принимают по мере возможности.

Спросить

В иерархии нормативных правовых актов РФ постановления правительства РФ имеют бОльшую юридическую силу, чем акты министерств и ведомств.

Спросить

В Типовом положении (ст.46) явно видно, что образовательное учреждение должно принять всех нуждающихся в приеме детей. Явно указано, прямо отдельной строкой, что не принять могут только и только не проживающих на территории уч. заведения лиц. Почему Приказ 107 с какого-то перепугу видоизменил эту норму, сам в своем пункте отсылая к ст.46 Типового Положения, но противореча ему? Статья 6 Приказа 107 и статья 46 Типового Положения противоречат друг другу.

Не так?

Спросить

Так, - все так, Валентина. МинОбр. - давно заслужил определение "ПУГАЛО" в образовании наших детей...

Постановления правительства РФ имеют большую юридическую силу, чем акты министерств и ведомств - это так. Но, чтобы судиться с ними - необходимо знать, что иск придется предъявлять в Конституционный суд РФ.

Вам не имели право отказывать в приеме. Факт. Обжаловать можно в отдел образования, в прокуратуру. Пусть поработают мозгами и...скорее всего - напишут Вам отписку...

Такова наша система...

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Ирина Евгеньевна, а можете прокомментировать ответ Алексея Евгеньевича? Он допускает присутствие взаимоисключающих норм в данных НПА.

Спросить

Допускание взаимоисключающих норм права в правовых актах - анархия, которая ведет к развалу системы, не важно какой...

Допускание такового - правовой нигилизм, который должен пресекаться...- со стороны государства, кстати, но по-моему, никто этим не озабочен и не хочет быть озабочен... - и, смею Вас уверить, никто и никогда не будет этого делать, пока на дыбу не вздернут...

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7