Выделение урока математики в отдельный предмет УРЗ с отдельной аттестацией
Здравствуйте!
Это очень хороший и правильный вопрос, который волнует многих родителей. Давайте разберем ситуацию по полочкам с точки зрения законодательства и логики.
1. Правомерно ли введение отдельного предмета "УРЗ"?
Короткий ответ: Да, это правомерно, но с важными оговорками.
Школа имеет право на введение в учебный план так называемого компонента образовательной организации. Это время (обычно до 20-30% от общего количества часов), которое школа может использовать по своему усмотрению для углубленного изучения основных предметов, введения новых дисциплин, факультативов и т.д.
Если школа официально:
1. Внесла курс "Умение решать задачи" (УРЗ) в учебный план.
2. Утвердила на него рабочую программу (с целями, задачами, содержанием и критериями оценки).
3. Прописала его в основном расписании, а не в рамках факультативных занятий,
то такой предмет является полноправной частью учебного процесса и подлежит аттестации наравне с другими.
2. Почему его оценивают отдельно от математики?
Здесь логика школы, хоть и может вызывать споры, понятна:
· Разные цели: Основной курс математики во 2 классе направлен на формирование вычислительных навыков, понимание состава числа, единиц измерения, основ геометрии. Курс "УРЗ" фокусируется исключительно на формировании метапредметного навыка — умении анализировать условие, выстраивать логическую цепочку, выбирать способ решения нестандартных задач.
· Разное содержание: На уроках УРЗ дети могут решать логические, комбинаторные, олимпиадные задачи, которые не входят напрямую в стандартную программу по математике для 2 класса.
· Разные критерии оценки: По математике "5" ставится за безошибочное решение примеров, знание правил. По УРЗ "5" может ставиться за нестандартный ход мысли, умение составить план решения сложной задачи, даже если в вычислениях была небольшая ошибка.
Таким образом, школа формально разделила два разных вида деятельности: освоение базовых знаний (математика) и развитие навыка применения этих знаний в сложных ситуациях (УРЗ).
3. Что это значит на практике для вас и вашего сына?
Ситуация, когда по основному предмету "5", а по выделенному из него "4" — не редкость. Она говорит о том, что у ребенка:
· Отлично сформированы базовые навыки: он прекрасно считает, знает правила, решает типовые примеры и задачи из учебника.
· Навык решения нестандартных задач находится в стадии развития: возможно, ему требуется больше времени на анализ условия, он теряется, если задача представлена в необычной форме, или пока не всегда может выбрать правильную стратегию решения.
Четверка по УРЗ — это очень хорошая оценка! Она не умаляет его пятерки по математике, а лишь дает более точную, "прицельную" обратную связь.
4. Ваши дальнейшие шаги
Чтобы развеять все сомнения и действовать конструктивно, рекомендую:
1. Не конфликтовать из-за оценки. "4" — это не повод для беспокойства, а ориентир для работы. Подход "все пятерки испортил одну четверку" в данном случае неконструктивен.
2. Изучить документы.
· Зайдите на сайт школы и найдите Основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО).
· В разделе "Учебный план" найдите, как именно введен предмет "УРЗ" (часто это курс с названием вроде "Занимательная математика", "Логика", "Решение проектных задач" и т.п.).
· Попросите у классного руководителя или администрации рабочую программу по курсу УРЗ, чтобы понять, чему именно там учат и как оценивают.
3. Поговорить с учителем. Задайте вопросы не в формате "Почему вы поставили 4?", а в формате:
· "Подскажите, пожалуйста, над какими именно типами задач нам стоит поработать?"
· "Что именно не получилось у сына в той работе, где он получил четверку?"
· "Как мы можем развивать этот навык дома?"
Вывод
Действия школы правомерны. Введение отдельного курса, развивающего метапредметные умения, — это современная и распространенная практика. Отдельная оценка по нему дает вам и педагогу более детальную картину успехов ребенка.
Вместо того чтобы видеть в этой четверке "испорченную" пятерку по математике, посмотрите на нее как на ценный сигнал: ваш сын отлично знает математику как науку, но ему можно немного помочь стать еще более уверенным и гибким "решателем" сложных задач. Это важнейший навык для будущего, который пригодится не только в математике.
Спроситьшкола формально разделила два разных вида деятельности: освоение базовых знаний (математика) и развитие навыка применения этих знаний в сложных ситуациях (УРЗ).
Спросить