Каков срок возврата денежных средств при установленном недостатке в мобильном телефоне - 10 дней или 20 дней?
597₽ VIP

• г. Ижевск

Кратко ситуация: мобильный телефон куплен 1 июля, 4 июля унёс его обратно в Евросеть. Наличие недостатка, предположим, не вызывает сомнения, по крайней мере у меня. Недостаток проявляется не всё время, то есть при первичном осмотре я мог его не увидеть, тоже примем это как факт. Требование о ВОЗВРАТЕ средств изложил доступно в заявлении. Бумажку, которую мне сунули при возврате телефона (с пунктами типа извещён и согласен), подписал с припиской, что пункты не соответствуют законодательству РФ. Естественно мне озвучили срок проведения проверки качества - 20 дней. Продавец сильно расстраивалась доказывая, что это в законе написано. В итоге сошлись на том, что у нас с ней законы разные. В заявлении чётко указал, что хочу вернуть телефон и получить все деньги в течение 10 дней. Против проведения проверки качества и любых других аналогичных действий не возражаю, но в случае, если денег фактически не будут на счету 15 июля, то обращаюсь в суд со всеми вытекающими затратами и требованиями.

Уже несколько дней пытаюсь найти что-то убедительное из практики, ничего однозначного найти не могу.

Вопрос конкретно в том, сколько дней есть у продавца для удовлетворения требования о возврате?

Изучая вопрос столкнулся с двумя популярными и, как водится, противоположными мнениями:

А. денежные средства Вам должны быть возвращены в течении 10 дней (с учетом проведения экспертизы).

Б.в десятидневный, если установлен недостаток и причины его возникновения по вине изготовителя. (добавлено мной): плюс срок необходимый для доп. проверки качества.

Просьба высказать мнения, но аргументированные, и желательно подкреплённые практикой. С текстом я знаком хорошо, общий смысл мне понятен, нужны аргументы для будущего суда, и полезно будет узнать заранее, какие доводы может привести ответчик.

И сразу уточняющие вопросы тем, кто согласен с вариантом Б.

1. Чем мотивирована такая позиция

2. Недостаток может быть установлен и позже (например если я после отказа сам буду экспертизу заказывать). То есть фактически вопрос будет в том, что продавец не готов был признать этот факт при сдаче аппарата, но Факт неисправности всё же останется фактом. И дата его признания продавцом никак не повлияет ни на дату возникновения недостатка, ни на дату предъявления мной претензий. Я не прав?

3. На сколько я понимаю, вина за вышедшее из строя товар в определённые сроки (гарантийный, годности) как раз заведомо ложится на производителя (продавца), если не будет доказана вина покупателя (третьих лиц, стихии). И, естественно, если экспертиза признает мою вину, то дело уходит совсем в другое русло. А если всё-таки через какое-то время продавец признает СВОЮ вину, но позднее 10 дней, то как это повлияет на срок УДОВЛЕТВОРЕНИЯ МОЕГО ТРЕБОВАНИЯ?

Читать ответы (8)
Ответы на вопрос (8):

В п. 21 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ г. с изменениями «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», согласно которому в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем). В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Предмет доказывания.

Четкое распределение судами бремени доказывания, возможно в случае правильного установления существа заявленных требований, их оснований, предусмотренных законом.

При предъявлении требований, связанных с продажей товаров ненадлежащего качества, потребитель должен:

1) доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте;

2) подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара, если при продаже оно не было оговорено продавцом;

3) подтвердить факт обращения к продавцу с просьбой о выполнении требований, указанных в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

В судебном процессе подлежат доказыванию:

1) факт отказа руководителем или иным должностным лицом торгового места произвести указанные выше действия;

2) наличие гарантийного срока (срока годности) для этого товара;

3) дата уведомления потребителем продавца о недостатке товара (уведомление должно быть в пределах гарантийного срока товара);

4) наличие понесенных потребителем убытков вследствие приобретения товара ненадлежащего качества;

5) иные обстоятельства в конкретном случае.

Необходимыми для суда доказательствами по делу могут быть:

-документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте;

-заключение специалиста. (В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза, которая при разрешении спора в суде, должна оцениваться в соответствии с требованиями ст. ст. 86,67 ГПК РФ);

-заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах. ( Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г . N 575);

-ответ на претензию;

-доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.

При отсутствии какого – либо из вышеуказанных доказательств, отказ потребителю в удовлетворении заявленных требований возможен, если обстоятельства дела невозможно установить из иных, имеющихся в деле доказательств.

Предмет доказывания при разрешении спора, связанного с нарушением прав потребителя при предоставлении услуг:

Закон разграничивает ответственность исполнителя по двум критериям:

-за нарушение исполнителем сроков выполнения работ (ст. 31 Закона).

-при обнаружении недостатков выполненной работы (ст. 29 Закона).

При предъявлении требований потребитель услуг должен доказать:

1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом;

2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы;

3) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок;

4) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей");

5) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" при обнаружении недостатков выполненной работы.

Подлежит доказыванию в судебном процессе факт отказа исполнителем произвести указанные выше действия.

Судом должны быть установлены:

1) гарантийный срок выполненной работы;

2) причины несоблюдения исполнителем срока выполнения работы, произошло ли несоблюдение сроков вследствие непреодолимой силы или вины потребителя;

3) причины недостатков выполненной работы (услуги), произошло ли это после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы;

4) даты начала и окончания выполнения работы, дата уведомления потребителем исполнителя о нарушении срока или обнаружении недостатков выполненной работы;

5) наличие понесенных потребителем убытков вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы;

6) иные обстоятельства в соответствии с конкретными Правилами оказания услуг.

Необходимые доказательства.

Для подтверждения фактов, перечисленных в предмете доказывания, сторонам необходимо представить суду доказательства по делу. Ими могут быть:

документ, подтверждающий выполнение указанной работы (оказанной услуги) исполнителем. (Подобным доказательством могут служить договор об оказании услуг, выполнении работы; квитанция; транспортная накладная);

надлежаще оформленный акт об объеме выполненной работы с указанной в договоре датой окончания выполнения работы (оказания услуги) (При доказывании нарушения исполнителем сроков выполнения работы для установления даты начала и окончания выполнения работы представляется акт о начале работы и акт о завершении выполнения работы);

заключение специалиста о недостатках выполненной работы. (В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза);

претензия к исполнителю работы по выполнению требований Закона (при нарушении сроков или обнаружении недостатков выполненной работы) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы;

ответ на претензию исполнителя;

доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы.

При отсутствии какого – либо из вышеуказанных доказательств, суд принимает решение по делу, исходя из совокупности всех представленных сторонами доказательств.

Особенности доказывания по искам, вытекающим из ненадлежащего представления информации о товаре.

В силу абз. 2 п.4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Положения об информации о товаре содержатся в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно указанной правовой нормы изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация, предусмотренная пунктом 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона информация о товарах (работах, услугах) должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания.

Из анализа вышеизложенных норм права в их совокупности следует, что предоставление информации о товаре на иностранном языке, без перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п. п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г . № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке» установлено, что в целях усиления контроля за обеспечением качества и безопасностью использования на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров с 1 июля 1998 г . запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1575 «Об утверждении правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке» установлено, что с 1 мая 1997 г . запрещается продажа на территории РФ импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

Ответственность в связи с непредоставлением информации, предоставлении неполной, недостоверной информации о товаре (работе, услуге), предусмотрена ст.ст. 1095-1098 ГК РФ; ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Это самостоятельное основание ответственности, не зависящее от ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) при нарушении прав потребителей в связи с конструктивными и иными недостатками товара.

Предметом доказывания в данном случае является сам факт предоставления неполной (недостоверной) информации о товаре, либо ее непредоставления.

При разрешении споров о нарушении прав потребителей, связанных с предоставлением ненадлежащей информации или ее непредоставлением следует четко устанавливать, что права потребителя нарушены именно тем, что ему не была предоставлена информация о товаре (услуге) или предоставлена ненадлежащая информация.

1) Если не предоставлена возможность получения информации о товаре при заключении договора - потребитель вправе:

а) требовать возмещения убытков , причиненных уклонением от заключения договора;

б) если договор заключен – отказаться от его исполнения, требовать возмещения убытков, возврата уплаченной за товар суммы. (п.1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

2) За непредоставление, неполное предоставление информации потребителю наступает ответственность, предусмотренная п.п. 1 – 4 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» (п. 2 ст. 12 Закона).

Обращайтесь в соответствии с рекомендациями Пленума ВС РФ,

Спросить

Уважаемый Николай, хотя Вы и указали, что с текстом знакомы, я все же сошлюсь на статью.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей"

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Таким образом, согласно закона, срок исчисляется с момента предъявления требований потребителем, без учета срока проведения проверки качества. Иное толкование противоречит статье 22 закона.

Спросить

В случае если предъявлено требование возврата денег,то проверка качества и экспертиза,если необходимо,проводятся в десятидневный срок,поскольку на удовлетворение требований дается 10 дней.

Вот выдержка из Закона п.5 ст.18 Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Спросить

Добрый вечер!

10 дней входит в срок проведения экспертизы т.к. Заявление Продавец получил вместе с аппаратом. В Законе "О защите прав потребителей" сроки указаны.

Спросить

Ещё вопрос к Ижевским адвокатам. Я проживаю в Воткинске, телефон фактически мне выдавался в офисе Евросети в Ижевске, заказывал через интернет. Сам филиал Евросети юридически в Самаре. Возможно ли подать в суд в Ижевске? Если да и кто-то готов подать иск в моих интересах в Ижевске (желательно без моего участия, я буду в поездке скорее всего), напишите пожалуйста.

Спросить

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Со всем остальным, думаю, что помогут Ижевские юристы.

Спросить

Спасибо, вот как раз речь идёт о месте исполнения договора. Место передачи товара- это то место? Дело в том, что как такового договора купли продажи нет вообще( я не подписывал). В Ижевске я получил товар, получил товарный чек и гарантийник с печатями приволжского филиала(который юридически в Самаре), на них стоит подпись сотрудника Ижевского офиса. В принципе конечно разумно было бы подать в Воткинске, но как я уже говорил, я уезжаю, а с адвокатами в Воткинске как минимум не густо.

Спросить

Посмотрите юристов вашего региона в нашей подборке (раздел наверху) . Человек, который будет с вами работать, уже и примет решение, как ему лучше. Есть прямые основания для Воткинска, можно подтянуть к Ижевску (мое мнение).

Спросить