Сейчас нередки случаи, когда юридическое название фирмы не совпадает с рекламируемым.

• г. Санкт-Петербург

Сейчас нередки случаи, когда юридическое название фирмы не совпадает с рекламируемым. Обязательна ли по закону регистрация торговой марки? Чем грозит клиенту работа с такой фирмой?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Согласно Закону РФ от от 23.09.1992 № 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" под товарным знаком (для услуг - знаком обслуживания) понимается обозначение, способное отличать товары (услуги) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других лиц (ст. 1 названного Закона). Согласно ст.2 названного Закона правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. О регистрации товарного знака производится публикация в официальном бюллетене патентного ведомства "Товарные знаки. Знаки обслуживания".

Разновидностью товарного знака является торговая марка - оригинальный отличительный знак, помещаемый торговыми предприятиями на реализуемых ими товарах или товарах, изготовленных по их заказу.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 3 названного Закона).

Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (ст. 4 названного Закона).

Использованием товарного знака считается его применение на товарах, их упаковке, а если это невозможно - в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках (ст. 22 названного Закона).

Незаконным использованием товарного знака следует считать любое из указанных действий, совершенных без согласия владельца товарного знака. Согласно действующему законодательству товары и услуги, для которых испрашивается регистрация товарного знака, классифицируются в соответствии с классами, указанными в Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ).

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство является документом, удостоверяющим приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.

Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. В современных условиях роль сервиса значительно возросла, поэтому приобретают особую актуальность знаки обслуживания. Банки, страховые компании, туристические агентства регистрируют свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания в Патентном ведомстве ("Инкомбанк", "Промышленно-строительный банк", "Интурист" и др.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях к продаже товаров;

- в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

ЗоТЗ предусматривает и общеизвестный товарный знак (ст. 19.1), под которым признается товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации; товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации; а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица. Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению, поданному в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 19.1 настоящего Закона.

Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты внесения товарного знака в Перечень. Форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Согласно ст.46 названного Закона использование товарного знака и наименования места происхождения товара или сходного с товарным знаком или наименованием места происхождения товара обозначения, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 40 настоящего Закона, влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, государственного органа, прокурора или общественной организации:

прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством;

опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку или наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Возмещение причиненных убытков, указанных в п.2 ст.15 ГК РФ, является в соответствии со ст.1082 ГК РФ одним из способов возмещения причиненного вреда. При этом ст.1064 ГК РФ предусмотрено, что законом может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда.

Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации, поэтому попытки отстоять свои права на товарный знак, пусть действительно созданный собственным творческом трудом, но не зарегистрированный в установленном порядке, практически равны нулю. Государственная регистрация товарных знаков осуществляется в порядке, установленном Законом о товарных знаках или в силу международных договоров, наиболее важными из которых являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (все ратифицированы). Организации, владеющие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, могут распоряжаться ими по своему усмотрению.

Статья 25 Закона № 3520-1 допускает, что товарный знак может быть уступлен (продан) его владельцем в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

При передаче (уступке) исключительного права на товарный знак у продавца происходит выбытие объекта нематериальных активов. К приобретателю товарного знака переходят в полном объеме все те права, которые были у прежнего владельца. То же самое касается и ограничений.

Уступка товарного знака не допускается, если она может ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Договор об уступке товарного знака регистрируется в Роспатенте, иначе он считается недействительным. За регистрацию взимается пошлина. Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору

(ст.26 Закона 3520-1). Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Другой способ - заключение договора коммерческой концессии (договор франчайзинга).

Подписывая подобные соглашения, организация оставляет за собой исключительное право на товарный знак. Как и договор уступки, лицензионный договор и договор коммерческой концессии действительны только при условии их регистрации в Роспатенте.

В Законе № 3520-1 имеется понятие - "контрафактный товар". Это товары (этикетки, упаковки), на которых незаконно используется чужой товарный знак. С таких товаров он должен быть удален. Причем оплачивать это будет нарушитель. Если знак невозможно удалить, то Закон № 3520-1 предусматривает:

- уничтожение контрафактного товара;

- передачу товара в доход государства;

- передачу товара владельцу товарного знака для возмещения его убытков или для уничтожения.

Спросить

Санкт-Петербург - онлайн услуги юристов