Или для этого тоже нужно разрешение на использование иностранной рабочей силы?
Скажите, пожалуйста, имеет ли право организация оформлять иностранных граждан (например Украины) для оказания услуг по договору гражданско-правового характера (договору подряда, соглашению)? Или для этого тоже нужно разрешение на использование иностранной рабочей силы? Как рассматриваются в данном случае граждане Белоруссии?
Спасибо.
Уважаемая Галина!
Правовая регламентация процесса выполнения работ (оказания услуг) осуществляется ГК РФ. Однако, когда соответствующие отношения осложнены иностранным элементом приходится учитывать некоторую специфику.
Во-первых, многие «ушлые» работодатели пытаются «прикрыть» трудовые отношения гражданско-правовыми. В силу ст.11 ТК РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Аналогичного похода придерживается и судебная практика (п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). А это означает, что необходимо разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Кроме того, Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» прямо говорит о том, что заказчиком работ (услуг) в соответствии с этим законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок получения необходимого разрешения регламентирован Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утверждённым Указом Президента РФ от 16.12.1993 №2146.
Обращаю Ваше внимание на то, что санкции за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу значительно ужесточены (ст.18.10 КоАП РФ)
Для наглядности, приведу текст соотвествующей статьи:
«Статья 18.10. Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу
(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 № 126-ФЗ)
1. Нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 №187-ФЗ)
2. Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.».
Так, что сами видите, «удовольствие» не дешевое, да и малоприятна перспектива попасть между административной "дубиной" власти, с одной стороны, и судебным решением в пользу работника по трудовому спору, сдругой.
Желаю успехов!
СпроситьУважаемая Галина!
Насколько мне известно, никаких международных соглашений, ставящих граждан Беларуси в привилегированное положение по сравнению с гражданами Украины, стороной которых выступала бы Россия, не имеется.
СпроситьУважаемая Галина!
Хотелось бы дополнить мой ответ ещё раз, поскольку, как известно, из любого правила бывают исключения, которыми дополняю свои ответы. Ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":
"Статья 13. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях
1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) временно проживающих в Российской Федерации;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание."
Ст.2 Закона под временно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами понимает лиц, получивших разрешение на временное проживание;
под постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными граждами понимают лиц, получившее вид на жительство.
Рекомендую ознакомиться с текстом дейтсвующей редакции Закона, т.к. он возлагает ряд дополнительных обязательств на работодателей работников-иностранных граждан (см. www.consultant.ru).
Желаю успехов.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 99 из 47 429 Поиск Регистрация