Отказ в возврате денежных средств за системный блок с установленным программным обеспечением - возможность обращения в суд?
7 декабря купил системный блок в магазине, 10 декабря решил сдать покупку обратно. Системный блок исправен, но на нем установлено программное обеспечение (windows 8), которого как меня уверяли там нет. В магазине меня заставили написать заявление по возврату денежных средств потраченных на товар. Заявление обещали рассмотреть в течении недели. Сегодня (20 декабря) мне ответили отказом.
Вопрос: могу ли я в таком случае требовать возврат денег через суд?
Здравствуйте, Константин!
В данном случае не следует смешивать в одном договоре правоотношения по двум другим - договору купли-продажи товара (системного блока) и лицензионному договору (договор на право пользования операционной системой Windows 8). Общая стоимость, уплаченная Вами продавцу за системный блок, включила, помимо стоимости непосредственно товара, еще и оплату стоимости права использования программного продукта (оплату лицензии).
При активации предустановленного программного обеспечения пользователь своими действиями подтверждает согласие на условия использования лицензионного продукта и тем самым заключает лицензионный договор (п.3 ст. 1286 ГК РФ).
В соответствии со ст.16 Закона о защите прав потребителей, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением иных товаров (услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (услуг), возмещаются продавцом в полном объеме.
Поэтому, если вы располагаете доказательствами того, что при покупке системного блока поставили продавца в известность о необходимости отсутствия предустановленного программного обеспечения (операционная система windows 8) , в соблюдении этого требования Вас убедил продавец или информация магазина о товаре (ценник, описание товара на витрине) – есть основания для вывода о нарушении продавцом Ваших прав, а именно – навязывание приобретения права пользования лицензионным продуктом.
В этом случае вопрос можно ставить лишь о незаконности навязывания Вам продавцом лицензионного договора и возмещения продавцом причиненных убытков в размере стоимости права пользования лицензионным продуктом.
Для защиты Ваших прав «неугодное» Вам программное обеспечение не должно быть активировано (то есть Вами не должен быть заключен лицензионный договор).
Что касается самого системного блока:
В соответствии со ст.18 Закона о защите прав потребителей, недостаток товара – в том числе несоответствие товара целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
При наличии заключения соответствующего специалиста о невозможности использования системного блока без одновременной активации лицензии предустановленного программного обеспечения – можно говорить о том, что данный конкретный экземпляр системного блока имеет недостаток.
Поэтому, если лицензия не активирована и вы располагаете доказательствами невозможности использования товара без активации лицензии, а также что при покупке поставили продавца в известность о необходимости отсутствия предустановленного программного обеспечения (операционная система windows 8) , в соблюдении этого требования Вас убедил продавец или информация магазина о товаре – ваше требование о возврате уплаченных сумм в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи имеет право на существование.
Правовая целесообразность обращения в суд с данным требованием в настоящий момент зависит от наличия у Вас доказательств приведенных выше фактов и содержания ранее направленной продавцу претензии.
Удачи Вам!
Спросить