Коэффициенты индексации ввз чернобыльцам с 2001 года.
199₽ VIP
Коэффициенты индексации ввз чернобыльцам с 2001 года.
Судья Поляков Н.В. дело №33-3707
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего Хейло И.Ф.
Судей Жиляевой О.И., Нестеровой Е.А.
С участием прокурора Шамрай М.С.
При секретаре Булгаровой И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационной жалобе УСЗН Кагальницкого района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 17.01.2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Шабунина Л.П. обратилась в суд с иском к УСЗН Кагальницкого района Ростовской области о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности и убытков, причиненных несвоевременной выплатой ежемесячных сумм возмещения вреда.
В обоснование поданного иска Шабунина Л.П. указала, что с 1994 года является инвалидом 2-й группы вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в соответствии с п. 25 ст. 14 (в ред. до 01.01.2005 года), впоследствии с п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на получение суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, а также на их индексацию, обязанность по проведению которой возложена на орган социальной защиты.
Однако, в нарушение действовавшего порядка ответчик не произвел индексацию ВВЗ по коэффициентам МРОТ (1,581 с 01.07.2000 года; 1,515 с 01.01.2001 года); с 15.02.2001 года истица приобрела право на получение ежемесячной денежной суммы в размере 2500 руб., выплачена же она была в апреле 2001 года; с 01.01.2002 года изменился порядок индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с указанной даты суммы возмещения вреда подлежали индексации с применением коэффициентов ВПМ (с 01.01.2002 года - 1,25; с 01.01.2003 года – 1,26; с 01.01.2004 года – 1,16).
Поскольку суммы возмещения вреда выплачивались истице не в полном объеме из-за отсутствия своевременной индексации с 1 января каждого года, то она считает, что имеет право в соответствии с положениями ст. 12, 15, 16 ГК РФ требовать взыскания убытков.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 17.01.2011 года исковые требования Шабуниной Л.П. были удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УСЗН Кагальницкого района Ростовской области просит отменить постановленное решение.
Кассатор указывает, что суд необоснованно произвел индексацию выплачиваемых истице сумм ВВЗ за период с 01.07.2000 года по 14.12.2001 года на коэффициенты МРОТ 1,581 и 1,515, поскольку применение минимального размера оплаты труда в качестве критерия исчисления и индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам законодателем прекращено с 01.07.2000 года.
Также у суда не имелось законных оснований и для проведения индексации сумм ВВЗ с применением коэффициентов ВПМ за 2001 год, 2002 год, 2003 год, т.к. в соответствии с действующим законодательством суммы ВВЗ индексируются исходя из уровня инфляции.
Кроме того, кассатор указывает, что вины в действиях УСЗН в недоплате сумм ВВЗ Шабуниной Л.П. не имеется, соответственно, производить их взыскание безосновательно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ростоблпрокуратуры Шамрай М.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 362 ГПК РФ решение суда 1-ой инстанции подлежит отмене в кассационном порядке в случаях, когда: судом 1-ой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны установленные судом 1-ой инстанции обстоятельства; выводы суда 1-й инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены или неправильно применены норы материального или процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права.
Из материалов дела видно, что Шабунина Л.П. с 1994г. будучи участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 2 группы и имеет право на компенсации и льготы установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Истице выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью, размер которой по состоянию на 01.01.2000г. составлял 467 руб. 54 коп., в последующем назначенная исходя из фиксированного размера 2.500 руб. для инвалидов 2 группы сумма, должна была выплачиваться с 15.02.2001г., однако ответчиком выплачена в апреле 2001г.
Разрешая заявленные истицей требования, суд первой инстанции исходя из возможности индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, и права суда произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда", произвел индексацию суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2001 г., равного 1,581, а с 1 января 2001 г. 1,515.
С выводом суда первой о возможности индексации суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 января 2000 года по 15 февраля 2001 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, следует согласиться.
Статьей 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. От 26.04.2004 г № 31-ФЗ) предусмотрено право на защиту от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. от 05.04.2005г.), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, что предполагает право на индексацию названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.
Поскольку с 1 июля 2000 г. ответчиком с учетом индекса МРОТ - 1,581 и 1,515, установленного ФЗ-82 от 19.06.2000 г., расчет сумм возмещения вреда не производился, суд пришел к правильному выводу о необходимости индексации ежемесячных платежей на указанные индексы МРОТ, а также необходимости индексации этой задолженности на индексы потребительских цен.
Принимая решение об удовлетворении требований Шабуниной Л.П., суд исходил из того, что ежемесячная сумма возмещения вреда, должна быть проиндексирована с 1 июля 2001 г. с учетом увеличения минимального размера оплаты труда; с 1 января 2002 г. исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в данном субъекте Российской Федерации; с 1 января 2005 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год.
Что касается выводов суда о возможности индексации суммы возмещения вреда здоровью с учетом коэффициента величины прожиточного минимума 1,25, 1,26, и 1,16, с ними согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда основанными на неправильном применении и толковании норм законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи со следующим.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб.
В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 г. указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Следовательно, выводы суда относительно необходимости индексации Шабуниной Л.П. в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, в частности, инвалидам 2 группы, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения Шабунина Л.П. с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Удовлетворяя требования истицы в части взыскания убытков, вызванных несвоевременной выплатой компенсационных платежей в возмещение вреда здоровью, суд первой инстанции не проверил когда именно ей была выплачена сумма задолженности по этим платежам, в то время как вопрос о сроках исполнения органами социальной защиты населения своих обязательств по выплате сумм возмещения вреда здоровью является юридически значимым.
Кроме того, суд не проверил, имели ли место инфляционные процессы в стране в период с момента наступления у ответчика обязанности по выплате истцу сумм возмещения вреда здоровью в повышенном размере до момента исполнения им обязательств по выплате указанных сумм.
Из искового заявления следует, что задолженность по выплате истице сумм возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001г. выплачена ей в апреле 2001 года.
Удовлетворяя требования о взыскании убытков за рамками исполнения ответчиком обязательств по выплате задолженности, образовавшейся вследствие несвоевременной индексации платежей, суд не учел, что в таком случае будет иметь место осовременивание не самой задолженности, а сумм образовавшихся убытков, в то время, как действующим законодательством такой порядок индексации убытков не предусмотрен.
Соглашаясь с требованиями истицы о необходимости взыскания убытков, образовавшихся вследствие того, что ответчик производил начиная с 2002 года ежегодную индексацию выплачиваемых сумм, суд не проверил сроки выплаты органами социальной защиты такой задолженности, наличие инфляционных процессов в стране за период задержки выплат и никак не обосновал свой вывод о возможности взыскания убытков за переделами исполнения ответчиком обязательства по выплате образовавшейся задолженности.
Что же касается требований истицы о взыскании задолженности и убытков в связи с индексацией сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. по 14.02.2001г. с применением индексов МРОТ, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для их удовлетворения, лишена возможности проверить правильность выводов суда в этой части, поскольку материалы дела не содержат расчета сумм задолженности за период с 01.07.2000г. по 14.02.2001г., и убытков, вызванных неприменением индексов МРОТ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований закона и порядка, подлежащего применению при расчете размера взыскиваемых сумм, разрешить возникший спор.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 17 января 2011 г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи:
СпроситьЗакон РФ от 18.06.1992 г. №3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был принят для защиты прав и интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на ЧАЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст.1 Закона).
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствие с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ».
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года (в редакции Постановления Пленума Верховного уда РФ от 05 апреля 2005 года №7) первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2000 года.
Поскольку индекс 1,3 был введен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума в 2001 году, для данного периода установлен иной механизм индексации, исходя из роста минимального размера оплаты труда, следовательно с 01 января 2002 года подлежит применению индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 год, то есть 1,191. Доводы истца и его представителя о необходимости применения индекса 1,544, отражающего абсолютную величину изменения прожиточного минимума (путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления суммы на количество кварталов в году) суд находит необоснованными и противоречащими сведениям Комитета по труду Кировской области об индексе величины прожиточного минимума (ВПМ) в 2002 году - 1,191, представляющего соотношение среднегодового размера ВПМ для пенсионеров 2002 года (1293 руб. 25 коп.) к среднегодовому размеру ВПМ для пенсионеров за 2001 год (1085 руб. 75 коп.).
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847 « Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 01.06.2004 г. индексация ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы. установленной частью 1 статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы ЧАЭС» производится с коэффициентом 1,38 определенного нарастающим итогом, исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год».
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143) с 01.01.2005 индексация ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы, установленных частями 1 и 2 статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС» производится с коэффициентом 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 25.04.2006г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143) с 01.01.2006 индексация ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы, установленных частями 1 и 2 статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС» производится с коэффициентом 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится с 01.01.2007 года с коэффициентом 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 21.12.2007 г. №914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится с 01.01.2008 года с коэффициентом 1,105 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г.».
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21.12.2007 г. №914 «Об индексации в 2009 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», осуществляется с 1 января 2009 г. индексация с применением коэффициента 1,13 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 16.12.2009 г. №1024 «Об индексации в 2010 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», осуществляется с 1 января 2010 г. индексация с применением коэффициента 1,1 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
(О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 31 августа 2010 года г. Киров Ленинский районный суд г. Кирова)
СпроситьЗдравствуйте!
Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. № 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, входят как ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, так и иные ежемесячные и единовременные выплаты.
Ежемесячная денежная компенсация, индексируется с применением коэффициента 1,38 определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции
Спросить