Как перевести жилые дома в нежилые помещения и что необходимо для этого

• г. Новосибирск

У меня три земельных участка в собственности и два оформленных в собственность жилых дома, фактически объединенных в одно здание, используемое под магазин непродовольственных товаров, занимающий все три участка земли. Земельные участки в зоне ОД-1, но земля предоставлена для эксплуатации жилого дома. Дома построены с разрешением и введены в эксплуатацию как жилые. Я единственный собственник всех участков и домов, прописанных нет. Какова процедура перевода этих жилых домов в нежилые помещения? С чего начать?

Ответы на вопрос (2):

Требуется обзор документов. "на пальцах" не объяснить. Начинать нужно с изменения целевого назначения земельных участков.. Приходите на прием.

Спросить
Пожаловаться

Павел Валерьевич, данный процесс регулируется статьями 22 и 23 ЖК РФ.

Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и "законодательства" о градостроительной деятельности.

2. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

3. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

4. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным "требованиям" или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации "порядке" соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные "пунктами 3" и "4 части 2" настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном "реестре" прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные "пунктом 2 части 2" настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с "частью 2" настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в "части 2.1" настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с "частями 2" и "2.1" настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в "части 4" настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. "Форма" и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в "части 5" настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

7. Предусмотренный "частью 5" настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в "части 5" настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с "пунктом 5" части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном "частью 5" настоящей статьи документе.

9. Завершение указанных в "части 8" настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным "законом" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

Спросить
Пожаловаться

Земельный участок под жилым домом на две квартиры, входы разные земли используемой совместно нет, дворы огорожены забором, фактически общая - стена дома. Ранее земля принадлежала Министерству обороны. Квартиры приватизированы. По выписке из юстиции сейчас у земли собственника нет. Местная администрация провела кадастровый учет земли, установила разрешенное использование-для эксплуатации многоквартирного жилого дома. На все наши обращения с соседями об оформлении земельного участка отвечает, что участок у нас в общей долевой собственности, но никаких бумаг у нас на землю нет, используемые участки у нас с соседями разные, а земельный налог исчисляется по доле в собственности в доме. Как разделить участок на два участка и оформить в собственность?

В нежилом здании 32 жилых помещения. Других помещений, кроме подвала и одной душевой для хоз нужд, нет. Все помещения зарегистрированы, как жилые. Одно зарегистрировано, как КВАРТИРА. Права на здание не зарегистрированы. Что делать и кому оно, здание, принадлежит? Земля под зданием выставлена на торги по банкротству, хозяин земли (банкрот), не хозяин здания.

У меня к вам такой вопрос.

Я имею частный дом с земельным участком. На этот земельный участок есть СВИДЕТЕЛЬСТВО. В котором записано следующее:

форма собственности - государственная вид права - пожизненное наследуемое владение объект права - земельный участок - земли городской застройки, земельные участки индивидуальных жилых домов, предоставлен для эксплуатации части жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Через год собираются сносить дом, я хотела бы оформить свой земельный участок в частную собствееность, чтобы затем получить компенсацию.

Могу ли оформить в соответствии с законом земельный участок в свою собственность?

Получу ли я компенсацию за землю если мне не оформят участок в частную собственность?

Заранее спасибо за ответ.

По программе "Жилище" получен сертификат. После приобретения жилья нужно сделать отчуждение жилого помещения. В нашем случае это собственный дом; земельный участок, на котором он находится большой, тоже в собственности.

Нашла такую трактовку:" гражданином - участником Подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования".

Можно ли сделать отчуждение только дома, а землю оставить "себе"? Или хотя бы участок, не занятый домом.

На земельном участке здание из 3 помещений одно из них нежилое Здание приобретено кооперативом в 1985 г собственник нежилого помещения по решению суда 1/2 доли оформил на супругу, а свою долю продал сыну. В нежилом помещении открыли магазин. Землю через суд начали оформлять в 2016 на земле находятся 3 сарая перестроенные под гаражи. Дом застройка 1910 г. В администрации сказали что в жилых помещениях земля в собственность переходит бесплатно, а в нежилом нужно выкупать. Нужно ли выкупать землю под нежилым помещение и как будет формироваться цена.

Приобретено в собственность нежилое здание, земля в аренде, как оформить в собственность весь участок земли, т.к. администрация предлагает приобрести в собственность только землю под зданием, есть кадатровый план земельного участка с разрешенным использованием под эксплуатацию нежилого здания, разве участок можно разделить?

Жилой многоквартирный (МКД) 9-этажный. В 1999 году собственник первого этажа (магазин, нежилое помещение) вывел себе в собственность земельный участок под домом (один собственник, юр/лицо). В 2015 году собственники помещений (жилых, и нежилых в т.ч.) вывели в собственность придомовую территорию (двор). Могут ли собственники жилых помещений через суд обязать соединить два земельных участка (участок под домом и придомовая территория) и передать их в общую совместную собственность всех собственников помещений в данном доме (и жилых, и нежилых). Слышала, что в Москве было несколько таких прецедентов, но не могу найти. У нас, в Тюмени, говорят, были такие суды, но собственники жилых помещений не добились своей цели. Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Придомовые территории (земельные участки, прилегающие к двум многоквартирным домам) находится в исторически сложившемся районе в сложившейся дореволюционной застройке исторического центра Санкт-Петербурга (9-я линия ВО, дом 16 и дом 18). Могут ли эти земельные участки находиться в муниципальной (или городской) собственности без предварительного кадастрового оформления и постановки на кадастровый учет? И, с другой стороны, если кадастровое оформление этих земельных участков было всё-таки проведено и эти участки были поставлены на кадастровый учёт, то могут ли эти земельные участки оставаться в муниципальной собственности с учётом того обстоятельства, что подавляющее число жилых и нежилых помещений в двух многоквартирных домах находятся в частной собственности с государственной регистрацией этого права собственности? Обязательны ли в этом случае длительные, многохлопотные и затратные процедуры по оформлению этих земельных участков и постановки их на кадастровый учёт для того, чтобы собственники жилых и нежилых помещений двух многоквартирных домов смогли подтвердить (доказать) своё право собственности на эти земельные участки (придомовые территории) и распоряжаться ими по своему усмотрению или чиновники должны выдавать выписки из кадастрового паспорта и копии кадастровых планов, не утаивая эту значимую для граждан информацию? Сфокусирую суть своего вопроса: нужно ли нам оформлять уже давно оформленные земельные участки и ставить их на кадастровый учет, в то время, когда они уже давно поставлены на этот кадастровый учет? Мой вопрос базируется на следующих принципиальных предпосылках: 1) Земельный участок МКД (многоквартирного дома) - это не только земельный участок непосредственно ПОД домом (по обрезу фундамента), с необходимой и достаточной площадью для физического размещения самого дома на поверхности земли (о домах, подвешенных на дирижаблях пока мы не слышали), но и прилегающий к дому земельный участок, придомовая территория, необходимая для обслуживания дома (иначе контейнерную площадку для сбора и хранения ТБО, детскую и спортивную площадку, деревья, газоны, гаражи, сушилки для белья, скамейки и т.д. - все эти объекты нужно будет затащить на крышу дома); 2) Собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на прилегающий к МКД земельный участок являются все собственники жилых и нежилых помещений в МКД; 3) Любой земельный участок в городе (особенно в исторически сложившемся районе и в сложившейся застройке), у которого есть собственник, обязательно оформлен и обязательно поставлен на кадастровый учет, иначе просто не может быть земельного участка в качестве объекта права собственности - без его предварительной индивидуализации, выделения его из множества других земельных участков и его отграничения от них, определения его размера, границ, постановки на кадастровый учёт. Если всего этого нет, то нет и объекта собственности и, соответственно, не может быть собственника этого земельного участка. Следовательно, любой прилегающий к МКД земельный участок прошел кадастровое оформление и поставлен на кадастровый учёт; 3) Любой собственник жилого и/или нежилого помещения в МКД с момента государственной регистрации прав на недвижимость (на жилые и нежилые помещения в МКД) одновременно становится собственником и соответствующей доли в праве собственности на прилегающий к МКД земельный участок, поскольку в силу закона регистрация права собственности на жилые и нежилые помещения в МКД являются одновременной регистрацией права собственности на соответствующую долю в праве общей собственности на земельный участок. Просьба рассматривать мой вопрос в рамках вышеприведённого макроконтекста. Вопрос сугубо практический, поэтому он адресован практикующим юристам с большим опытом, имеющим реальные возможности доступа к той информации, которая скрывается чиновниками от населения (должностные инструкции, кадастровая документация и учётная информация по объектам недвижимости, сведения из поземельных книг, данные инвентаризации земельных участков, кадастровые планы земельных участков и т.д). В заключение я должен признаться в осознании того, что по тем же причинам, которые меня вынудили задать свой вопрос, мне вряд ли приходится рассчитывать на объективный и исчерпывающий ответ. Желаю всем здоровья и успехов в работе! С уважением, Рауф Давлетович.

Как оформляется земля (собственность, аренда) под многоквартирным домом (две квартиры в собственности и одно нежилое помещение в собственности). Нам отказали в обще долевую собственность так как категория земель либо должна быть для эксплуатации нежилых помещений либо жилых. Сослаться на какие статьи законодательства нормативные акты.

Могут ли собственники жилых помещений в доме где есть жилые и административные помещения претендовать на ИСПОЛНЕНИЕ СанПиН 2.1.2.2645-10 п. 3.7 «Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории», если территория фактически являющаяся проходами к подъездам не в общедомовой собственности и на балансе муниципалитета? Будет ли иметь значение требования ЖК РФ 36.4 «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество земельный участок, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты»?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение