На основании каких законодательных актов сособственнику жилой недвижимости может быть отказано в паспортном столе в прописке?
На основании каких законодательных актов сособственнику жилой недвижимости может быть отказано в паспортном столе в прописке?
Понятие «прописка» давно ушло в прошлое, существует регистрация по месту жительства. Если сособственник иностранный гражданин или лицо без гражданства и не имеет гражданства РФ или ВНЖ, не имеет миграционной карты, а при регистрации по месту пребывания РВП, то ему отказывают в регистрации в соответствии с Федеральным Законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Существует Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан и если недвижимость находится на территории, входящей в названный перечень, то для регистрации потребуется специальное разрешение Министерства безопасности Российской Федерации или его органов на местах.
Если сособственник-гражданин РФ, но его паспорт недействителен (не обменен своевременно в соответствии с достигнутым возрастом, то сначала нужно произвести замену паспорта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 23.01.2004) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
Сособственник обязан при регистрации предъявить документы, подтверждающие право собственности, паспорт, справку о регистрации по данной квартире по форме №9. Если документы не будут предъявлены, то в регистрации будет отказано в соответствии с «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 22.12.2004). Отказать в регистрации можно, если на квартиру наложен судом или прокуратурой арест и осуществлён запрет в регистрации соответствующим постановлением. Если принято решение о сносе дома или он признан аварийным, то в регистрации также можно отказать. Отказ в регистрации обжалуется в паспортный стол ГУВД, а затем в суд, либо сразу в суд.
СпроситьВ паспортном столе моей жене отказали в регистрации нашей дочери (9 мес.) по месту регистрации жены, ссылаясь на несогласие на это собственника жилья (отчима жены). Правомерны ли их действия и на основании каких законадательных актов нам отказано в регистрации? Спасибо.
На основании каких законодательных актов Вам отказали в регистрации дочери не совсем ясно, наверное следовало бы уточнить это в органе, отказавшем в регистрации.
По общему правилу, в силу ч.2 ст. 20 ГК РФ:
"Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов."
Для более подробного ответа необходмо знать, является ли Ваша супруга сособственником жилья, либо собственником жилья явяется только ее отчим.
Удачи
СпроситьУважаемая Зинаида!
В то время было достаточно постановления местных органов власти для передачи здания из одного фонда в другой.
С уважением,
Адвокат В.А.Латышев
СпроситьМожет ли один сособственник продать свою долю собственности второму сособственнику без разрешения третьего сособственника, или разрешение обязательно?
Правила преимущественного права покупки, предусмотренное ст. 250 Гражданского кодекса РФ распространяется на случаи продажи доли постороннему лицу. То есть при продаже доли другому сособственнику не требуется извещать третьего собственника.
СпроситьВ паспорте в прописке была сделана ошибка, ее исправили в паспортном столе, написали исправленному верить и поставили печать! С таким паспортом могут быть проблемы или это не столь важно? Спасибо за ответ! Наталья.
Ирина! На основании статьи 222 части первой Гражданского кодекса РФ.
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 3 июля 2007 г. N 595-О-П, содержащаяся в абзаце втором пункта 2 статьи 222 ГК РФ норма, являясь санкцией за совершенное правонарушение, не исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины
СпроситьМне необходим закон , где указываетя какое количество этажей может иметь жилой дом на землях ИЖС
СпроситьМне необходим закон............
________________________________________________
В проекте дома (технической документации) все НПА указаны, если его внимательно почитать.
А также Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ
СпроситьРазрешены ли сделки купли-продажи недвижимости между близкими родственниками, в частности, бабушкой и внуком, и на основании каких законодательных актов? Спасибо!
Такие сделки не запрещены, если внук совершеннолетний.
Другой вопрос, что по таким сделкам невозможно получить вычет по НДФЛ, так как сделка заключена между взаимозависимыми лицами.
СпроситьРазрешены ли сделки купли-продажи недвижимости между близкими родственниками, в частности, матерью и совершеннолетней дочерью, и на основании каких законодательных актов? Спасибо!
Мне необходимо получить временную прописку через паспортный стол. В паспортном столе сотрудница сообщила, что мне для получения прописки необходимо сдать оригинал паспорта на 14 дней.
При этом, когда я получал прописку в другом паспортном столе, там было достаточно дать ксерокопию паспорта.
Обязательно ли сдавать оригинал паспорта в паспортный стол при получении прописки?
Для передачи документов в органы регистрационного учета, в том числе паспорта предусматривается 3-дневный срок.
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета п. 17 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
СпроситьДля регистрации по месту пребывания, необходимо сдавать в паспортный стол оригинал паспорта. Но срок регистрации обычно составляет 3 дня, а не 14.
СпроситьНет, для прописки не обязательно сдавать паспорт на 14 дней и подобные требования являются незаконными. Прописка - это дела 5 минут, если все документы в порядке.
СпроситьЗдравствуйте, Alexey.
Вы задали юристам очень важный для себя юридический вопрос, надеясь получить на него более полные разъяснения с ссылками на нормативные акты, а не краткие ответы без ссылок на нужные нормативные акты и их положения.
Во-первых, у нас в России уже более 20 лет нет никаких прописок для граждан РФ в жилых помещениях, пора давно уже забыть об этом слове.
Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" с 1993 года в место существовавшей тогда "прописки" был введен для граждан Российской Федерации регистрационный учет в жилых помещениях по месту их жительства (это постоянная регистрация) и по месту пребывания (это временная регистрация).
Во-вторых, все вопросы, связанные со вселением граждан в жилые помещения и регистрацией граждан в жилых помещениях, а также со снятием их с регистрационного учета в жилых помещениях, регулируются у нас в Российской Федерации следующими нормативными актами:
1. Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
4. Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ 17.07.1995 г. № 713.
5. Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 г. № 288.
С этими нормативными актами или хотя бы с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства возможно ознакомиться в любое время при наличии выхода в Интернет.
В-третьих, согласно п.9 Правил регистрации,
граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.
В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).
Согласно п.11 Правил регистрации,
должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
Согласно п.12 Правил регистрации,
органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, а в случае, предусмотренном абзацами пятым и шестым пункта 9 настоящих Правил, не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.
Исходя из вышеизложенного, при регистрации гражданина по месту пребывания в жилом помещении он обязан предоставить паспорт гражданина РФ подлинный для регистрации по месту пребывания.
Срок регистрации будет зависеть от того, каким образом Вы будете обращаться в паспортный стол ФМС с документами для регистрации по месту пребывания, о чем указано в п.12 Правил регистрации.
Знать свои права и обязанности, определенные Законами, это хорошо, но лучше уметь пользоваться ими на практике с пользой для себя, а не наоборот.
В этом и может помочь разобраться более подробно уже конкретный юрист, в т.ч. с этого сайта по договоренности, после получения от Вас более полной и нужной информации по юридическому вопросу и (или) нужных копий документов.
Удачи Вам.
СпроситьСтавропольский край Грачевский р-он сТугулук Кто должен прошивать книгу, нумеровать её,заполнять и ставить штампы о прописки паспортный стол или администрация села. Мы не можем завести домовую книгу, в паспортном столе нам говорят, что это должны делать в администрации села, а в администрации говорят, что эти обязанности передали паспортному столу.
---это их совместные обязанности. приобретаете домовую книгу и идёте в администрацию села. сами прошиваете её. а там ставят печать и отметку на книге. с которой потом идёте в паспортный стол и туда вносятся данные о всех зарегистрированных в доме. лицах. так это делается.
СпроситьВ 2015 году купил участок в СНТ, в 2017 году участку присвоен юридический адрес. На основании каких законодательных актов я могу построить жилой дом? Спасибо.
Жилой дом построить можно, но его не зарегистрируют как жилой, так как это земли СНТ и зарегистрироваться там будет нельзя.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 2 ст. 1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлениями КС РФ от 14.04.2008 N 7-П и от 30.06.2011 N 13-П.
садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);
садоводческое, огородническое или дачное неком.
СпроситьЗдравствуйте, Роман! Вам нужно менять ВРИ участка. Для этого нужно обращаться в Администрацию муниципального образования.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
[b] садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
[/b]
СпроситьЗдравствуйте. При таком разрешенном использовании земельного участка (для ведения садоводства) регистрация жилого дома в Росреестре невозможна. Для постановки на кадастровый учет и дальнейшей регистрации права собственности на жилой дом вам необходимо сменить разрешенное использования с «для ведения садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства».
Смена разрешенного использования возможна собственником, но только в том случае, если такое разрешенное использование имеется в градостроительном плане территориальной зоны на этот земельный участок.
Иначе в кадастровом учете и государственной регистрации должны отказать. Желаю удачи. В.
СпроситьСогласно ст.34 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" «Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом».
То есть, закон предоставляет право на САДОВОМ участке в садоводстве возводить строения и сооружения, в том числе и садовые дома.
Касаемо строительства жилого дома - Вам желательно поменять вид разрешенного использования земельного участка - на ИЖС. И получить разрешение на строительство, ст.51 Грк РФ.Тогда проблем вообще не будет.
Касаемо возможности регистрации в доме. В соответствии Постановлением № 13-П от 30.06.2011 г. положения ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части запрета на регистрацию по месту жительства в таковых утратили силу с момента принятия ДАННОГО Постановления КС РФ. Таким образом, и в доме, расположенном на территории СНТ, возможна регистрация гражданина по месту проживания при определенных условиях (дом, в котором решил прописаться гражданин, должен в установленном законом порядке быть признан жилым помещением, пригодным для проживания в нем в течение всего года (вне зависимости от сезона). Для этого строение должно иметь прочные конструкции, быть оснащенным коммуникациями и обеспечивать проживающих лиц достаточным уровнем условий для достойного проживания и земельный участок. Кроме того, земельный участок под домом (как и сам дом) должен находиться в частной собственности) гражданина.
СпроситьЗдравствуйте. Нет таких оснований. См.ст. 51 Градостроительного кодекса
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 30.09.2017)
СпроситьЗдравствуйте.
Вам нужно разрешение для начала взять.
ГрК РФ Статья 51. Разрешение на строительствоСпросить(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объекта использования атомной энергии - уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
3.1) объекта космической инфраструктуры - Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос";
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утратил силу. - Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(часть 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.
(часть 5.1 введена Федеральным законом
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ст.1,19 закона о СНТ.
.
ст. 51 Градостроительного кодекса РФСпросить17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1)строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому
лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Статья 1. Основные понятия
дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);
садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке;
Как правило, такие вопросы решаются на основании вида разрешенного использования земельного участка, категории земель (земельный участок должен стоять на кадастровом учёте) после проведения необходимых геологических изысканий.
Ограничения для прописки (регистрации по месту жительства) в жилом строении на садовом земельном участке сняты постановлениями Конституционного суда РФ, признавшим не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части:
в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (постановление КС РФ от 30.06.2011 N 13-П);
в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населённых пунктов (постановление КС РФ от 14.04.2008 N 7-П).
Строительство дома на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства исключает необходимость получения разрешения на его строительство (п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).
Остаётся выяснить, вправе ли Вы построить дом на этом земельном участке.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540) относит садоводство по кодировке вида разрешенного использования земельного участка к сельскохозяйственному использованию, которое включает в себя размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
С 3 ноября 2015 года в перечень видов разрешенного использования включён такой вид разрешённого использования как ведение садоводства (код 13.2 по Классификатору), в описании которого указывается на возможность размещения садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли … используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Например, статья 85 Земельного кодекса среди территориальных зон земель населённых пунктов, выделенных в соответствии с градостроительными регламентами, различает жилые зоны, зоны сельскохозяйственного использования и иные территориальные зоны.
Согласно п.2 указанной статьи правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В силу п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом п.11 ст.85 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населённых пунктов и правилами землепользования и застройки.
Из этого следует, что в силу прямого указания Закона земельный участок в составе земель населённых пунктов, предоставленный для ведения садоводства должен использоваться для сельскохозяйственных целей. Возможность строительства на нем дома зависит от градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны, определяющего основные, условно-разрешённые и вспомогательные виды разрешенного использования (ст.37 Градостроительного кодекса РФ), с которым необходимо ознакомиться в первую очередь..
Осуществление строительства дома только по основанию, указанному в Классификаторе (подзаконном акте) представляется поспешным и необдуманным решением, лучше по этому вопросу обратиться с таким вопросам к органам местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
При этом для осуществления ИЖС на земельных участках с другим разрешенным использованием (не для садоводства) необходимо направлять заявление и документы для получения разрешения на строительство (п.9 ст.51 Градостроительного кодекса), что и представляется целесообразным сделать в данном случае, чтобы исключить возможные проблемы.
СпроситьДо введения в действия с 01.01.2017 года Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости действовала статья:
25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и
одним из оснований для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, расположенный на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, является декларация о таком объекте - документ, подтверждающий факт создания объекта, представляемый правоприобретателем такого объекта.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденна приказом Минэкономразвития России и предусматривала возможность указания вида (названия) объекта - "дом" (для дома, созданного на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства), с назначением объекта - "нежилое" (в отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, например, дом, размещенный на садовом участке из состава земель сельскохозяйственного назначения).
Поэтому и не требовалось разрешения на строительство таких домов, так как зарегистрировать на него право можно было в упрощенном порядке.
Ныне, в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 32 "Налог на имущество физических лиц" жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, относятся к жилым домам.
Законодательством Российской Федерации, включая Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статус жилого строения исчерпывающе не определен.
ПОэтому для того, чтобы дом называть жилым, необходимо получить в соответствии со ст.51 ГрК РФ разрешение на строительства (документов там не много требуется).
ВОт Вам пример: (в нем регистрация произошла, именно, как жилого дома, но так как ст.25.3 утратила силу, то лучше не в упрощенном порядке, а получив разрешение на строительство, после чего регистрация дома, как жилого будет возможна).
...
Разрешая вопрос о законности оспариваемого отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в регистрации права собственности на дом, предназначенный для постоянного проживания, судебные инстанции посчитали, что строительство жилого дома на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, возможно при условии получения разрешения на строительство, которое в данном случае отсутствует.
Вопреки выводам судебных инстанций выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требуется (пункт *** части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
А в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке (пункт 1); документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3); истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.3 названного федерального закона объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается; отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 447 утверждена форма декларации об объекте недвижимого имущества. Пункт 2.1 декларации "Здание" в графе "дом" заполняется, если объектом недвижимого имущества является дом, созданный на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства; в пункте 3 заполняется "Назначение объекта": жилое или нежилое.
Судом достоверно установлено, что объект недвижимого имущества - дом, возведен Починчук Н.С. на земельном участке с кадастровым номером, площадью кв. м, находящемся в ее собственности и расположенном по адресу: г. , из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для садоводства".
Следовательно, Починчук Н.С. не должна была представлять разрешение на строительство в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области для регистрации права собственности на дом в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, учитывая, что Починчук Н.С, обращаясь с заявлением 18 мая 2015 года о государственной регистрации права собственности на дом, возведенный на названном земельном участке, представила все необходимые правоустанавливающие документы, в том числе документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения садоводства земельном участке, а именно декларацию об объекте недвижимого имущества с описанием его характеристик, у судебных инстанций не было оснований для выводов о законности отказа в государственной регистрации права на данный возведенный объект.
Поскольку нарушения судами норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, имея в виду право Починчук Н.С. в упрощенном порядке, на основании декларации об объекте этого недвижимого имущества, зарегистрировать право собственности на дом, построенный на земельном участке в садоводческом некоммерческом партнерстве (СНП) "", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы кассационной жалобы обоснованными, а решение Советского районного суда г. Липецка от 10 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 5 ноября 2015 года подлежащими отмене с вынесением нового решения о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в государственной регистрации права собственности на дом, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что коль скоро в настоящем решении суда возлагается обязанность осуществить государственную регистрацию прав, она производится в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" без заявления о государственной регистрации прав на основании настоящего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.
Спросить