Какие документы нужны для вступления в брак с гражданином Израиля?
Я собираюсь выйти замуж за гражданина Израиля. Какие нужны для вступления в брак документы? Справка с места жительства в Израиле не выдается. Есть только вкладыш в его внутреннем паспорте о его место прописке.
Статья 156. Заключение брака на территории Российской Федерации
1. Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства в принципе приравниваются в России в правах к российским гражданам, нет никаких препятствий для заключения у нас браков таких лиц. При этом законодательство не требует от российских граждан получения разрешения на вступление в брак с иностранцами. Заключение брака не влияет на гражданство супругов (ст. 8 Закона о гражданстве Российской Федерации).
Форма брака на территории России определяется по российскому законодательству (п. 1 комментируемой статьи). Это значит, что брак должен заключаться в органах ЗАГС. Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, на основе обычаев, не порождают правовых последствий. Российским законодательством определяется и порядок заключения в России браков с иностранными гражданами: брак совершается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении определенного срока, в порядке, установленном для государственной регистрации заключения брака (см. комментарий к ст. 11 СК).
Правило п. 1 комментируемой статьи соответствует существующей практике и действовавшему ранее законодательству (ст. 161 КоБС). И в иностранных государствах форма и порядок заключения брака по общему правилу подчиняются законодательству места вступления в брак. В договорах России о правовой помощи форма заключения брака подчиняется обычно законодательству государства, на территории которого он заключается. В целом это регулирование совпадает с правилом п. 1 ст. 156 СК; в последнем, однако, вопрос о форме и порядке заключения брака решается только применительно к случаю, когда супруги вступают в брак в России (так называемая односторонняя коллизионная норма). Минская конвенция 1993 г. не содержит коллизионной нормы о форме брака.
2. Условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 161 КоБС), для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является.
Поскольку семейное законодательство отнесено п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а ст. 13 СК допускает регулирование некоторых условий вступления в брак и законодательством субъектов РФ (см. комментарий к ст. 13 СК), возможны особенности в регулировании условий заключения брака в субъектах РФ. При отсылке коллизионной нормы п. 2 комментируемой статьи к российскому законодательству такие особенности должны быть учтены.
Если в России заключается брак двух иностранных граждан, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.
Факт принадлежности лица к гражданству того или иного государства определяется согласно п. 2 ст. 156 СК на момент заключения брака. Тем самым исключаются возможные споры по поводу подлежащего применению законодательства в случае изменения супругами гражданства.
При заключении брака иностранных граждан требуется также соблюдение российского законодательства, а именно ст. 14 СК в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Так, ст. 14 СК не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке. Если будущий супруг, желающий заключить брак в России, уже состоит в браке, то даже если подлежащий применению закон его страны допускает вступление во второй брак, в России в заключении брака ему на основании ст. 14 СК должно быть отказано. Что касается других условий заключения брака, предусмотренных СК, например, правила о брачном возрасте (ст. 13 СК), то соблюдения их в данном случае закон не требует. Поэтому возможно заключение браков и с лицами моложе 18 лет, если это правомерно по законодательству иностранного государства, гражданином которого является супруг.
Коллизионные нормы об условиях заключения брака содержат некоторые договоры России (ранее - СССР) о правовой помощи и Минская конвенция 1993 г. (как и Кишиневская конвенция от 7 октября 2002 г.). Ими предписано применять либо законодательство государства, на территории которого заключается брак (Договор с Финляндией), либо законодательство страны гражданства будущего супруга с соблюдением при этом требований законодательства государства, на территории которого заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака (ст. 26 Договора с Азербайджаном*(151), ст. 24 Договора с Польшей*(152), ст. 26 Договора с Эстонией*(153) и т.д.; так же решен вопрос в ст. 26 Минской конвенции 1993 г.).
В случае расхождения в регулировании условий заключения брака в п. 2 комментируемой статьи и в соответствующем международном договоре применяться должны правила договора (см. комментарий к ст. 6 СК). Например, при заключении в Москве брака между финским гражданином и российской гражданкой условия заключения брака для финского гражданина будут определяться с учетом п. 2 ст. 22 договора с Финляндией о правовой помощи, т.е. по российскому законодательству, а не по законодательству страны гражданства будущего супруга, как это предписано п. 2 ст. 156 СК.
3. Условия заключения брака лицом, имеющим несколько гражданств, определяются следующим образом: если одно из гражданств - российское, применению подлежит законодательство России. Ссылки российского гражданина на имеющееся у него, кроме того, гражданство иностранного государства, подтвержденное соответствующими документами, в этом случае не должны приниматься во внимание и не должны влечь за собой применение иностранного законодательства.
При наличии двух (нескольких) гражданств, ни одно из которых не является российским, вопрос решается по выбору обладателя иностранных гражданств. Не требуется устанавливать, с каким государством лицо более тесно связано, - выбор законодательства принадлежит исключительно самому вступающему в брак лицу. При этом оно не должно обосновывать свой выбор, однако выбор ограничен законодательством тех государств, гражданином которых лицо является.
4. Пункт 4 комментируемой статьи исходит из того, что лица без гражданства наиболее тесно связаны с государством, где они постоянно проживают. Такой подход соответствует и международной практике. Условия заключения в России браков лиц без гражданства подчинены поэтому законодательству государства, в котором они имеют постоянное место жительства. Если лицо без гражданства постоянно проживает в России, условия вступления его в брак будут определяться по российскому законодательству, если же оно находится здесь временно - по законодательству государства, где оно имеет постоянное место жительства.
Хотя п. 3 и п. 4 ст. 156 СК не указывают, как п. 2 данной статьи, на необходимость соблюдения кроме иностранного законодательства требований ст. 14 СК в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, по смыслу ст. 156 СК правило п. 2 этой статьи носит общий характер и поэтому должно применяться и при заключении брака лицом, имеющим несколько иностранных гражданств, и при вступлении в брак лица без гражданства, имеющего постоянное место жительства за границей.
Минская конвенция 1993 г., которая предоставляет правовую защиту не только гражданам стран-участниц, но и лицам, проживающим на ее территории (ст. 1), устанавливает, что условия заключения брака таких лиц определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное место жительства; кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства государства, на территории которого заключается брак (ст. 26). Аналогично решен вопрос и в Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 г. (ст. 1 и 29).
Как видно, в регулировании условий заключения брака лиц без гражданства Конвенциями и п. 4 комментируемой статьи в принципе нет расхождений.
Спросить