Проблемы доступа к дорожному сообщению в новостройке - как решать с минимальными затратами?
995₽ VIP
В 2009 году физическое лицо приобрело право собственности на муниципальную землю 40 га из состава земель сельхоз назначения. Позднее этот земельный участок решением органов муниципальной власти вошел в состав сельского поселения, деревни и получил разрешенное использование под индивидуальное жилищное строительство. Решением собственника земельного участка (физлица) участок разделен на 231 земельный участок, в т.ч. 3 земельных участка, судя по строению, предназначались под подъезды к вновь созданным участкам. Земельные участки собственником проданы по рыночной цене, в т.ч. и участки, предназначенные под проезды подарены пенсионеру. Проезд по участкам, предназначенным для проезда не запрещается, препятствия не создаются. По данным участкам проведен газопровод, электросети, присвоена постановлением сельской администрации улица. Однако, участки земли, выделенные под проезды, никто не обслуживает. Вкладывать свои деньги никто не хочет, т.к. в любой момент собственник может перекрыть проезд. Оформление сервитута с учетом установления платы собственником за доступ к дороге, которой нет и по которой проехать невозможно, тоже не является выходом из ситуации. Обращение в Прокуратуру по бездействию администрации, что не обслуживают дорогу, по факту проверки законности раздела земельного участка, по факту того, что подъезд не может быть приватизирован согласно ЗК и Градостроительного кодекса не дали результата, надзорные органы не нашли фактов нарушения закона, порекомендовали оформить сервитут.
Вопрос:
Какие принять меры собственникам и жильцам данной новостройки, чтобы реализовать права в доступе к дорожному сообщению надлежащего качества с минимальными затратами.
Нужно оформлять сервитут согласно ст. 23 ЗК РФ:
"1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 411-ФЗ)
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ)
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Иного пути нет.
СпроситьВыход- установить сервитут.
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
[Земельный кодекс РФ] [Глава IV] [Статья 23]
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) утратил силу.
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
7. Абзац утратил силу.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
СпроситьЕдинственно верным выходом будет установление сервитута согласно ст. 274 ГК РФ
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. 2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. 3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. 4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. 5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. 6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка
СпроситьВам нужно оформлять сервитут ст. 23 ЗК РФ
СпроситьПока нет никаких нарушений прав собственников говорить о том, что права нарушены нельзя. Если земля в собственности, то обязанность по ее содержанию возлагается на собственника (ст. 210 ГК РФ). Полагаю ,что Вам будет удобнее заключить какое-либо соглашение с собственником участков, предназначенных для проезда, о нечинении препятствий и возможных вложений остальных собственников в обустройство проезда (ст. 421 ГК РФ). Если потом будут нарушаться права, то будете думать о сервитуте.
СпроситьCобственникам и жильцам данной новостройки, чтобы реализовать права в доступе к дорожному сообщению надлежащего качества с минимальными затратами нужно подумать о сервитуте согласно ст. 23 ЗК РФ
Пока же нет никаких нарушений прав собственников нельзя говорить о том, что права нарушены. Если земля в собственности, то обязанность по ее содержанию возлагается на собственника .
Если оформление сервитута с учетом установления платы собственником за доступ к дороге, которой нет и по которой проехать невозможно, не является выходом из ситуации, есть другой вариант: вам будет лучше заключить соглашение с собственником участков, предназначенных для проезда о нечинении препятствий и возможных вложений остальных собственников в обустройство проезда (ст. 421 ГК РФ).
СпроситьНеобходимо обратиться в администрации с заявлением об обмене земельного участка, согласно Земельного кодекса РФ.
Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
[Земельный кодекс РФ] [Глава V.2] [Статья 39.21]
Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
В случае отказа администрации, действия администрации можно оспорить в судебном порядке, согласно ст. 254 ГПК РФ.
СпроситьНеужели администрация не несет никакой ответвенности за градостроительную деятельность, нарушение градостроительного плана и регламента? Почему дорога, которая не может быть приватизирована согласно закона, находится в собственности физического лица? Почему житель должен нести расходы на содеражание дороги?
СпроситьМожет еще не прочитали, ответ выше на ваш вопрос, и это предусмотрено ЗК РФ, именно по отношению дорог тоже.
Статья 39.21.ЗК РФ.
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
СпроситьНикакой в этом случае ответственности она не несет. Собственник купил землю. Распорядился ей как захотел (ст.209 ГК РФ), размежевал,продал,подарил. Вы же наверняка тоже документы смотрели, когда приобретали. Спрашивать что-либо с администрации нет смысла. Другое дело, что сам собственник в дальнейшем может отказаться от этой земли. Содержать одну дорогу - не выгодно. А заработать на этом много он навряд ли сможет.
СпроситьВ данном случае планировкой земельных участков занималось, как я понимаю, частное лицо, которое не имеет отношения к администрации. Если в итоге окажется, что данное лицо продало Вам землю, которая имеет существенный недостаток, препятствующий нормальному использованию, то все претензии придется предъявлять именно продавцу земли, который предоставил Вам такой товар (участок), не уведомив о наличии недостатков. Какую конкретно статью из ГК РФ надо будет применять (то ли 475-ю, то ли иную) сможет выяснить юрист, который будет заниматься Вашим вопросом вплотную
СпроситьКак раз в части градостроительных требований, они прикрыты. Обязательное
требование обеспечить проезды при разделении участка соблюдены.
Проезды обеспечены. И оформление сервитута, это признание того, что законных прав на проезд по этим дорогам нет. А они обязаны быть по градкодексу.
Вопрос о содержании. Есть общее правило в ГК, бремя содержания имущества на собственнике участка.
СпроситьА разве мои права не нарушены в том, что дорожного сообщения нет, нет подъезда к моему жилому дому? Есть лишь участок под ИЖС частного лица.
СпроситьВаши права конечно нарушаются, в общих чертах это можно рассмотреть как опять же нарушение норм ЗК РФ.
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
[Земельный кодекс РФ] [Глава I.1] [Статья 11.9]
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 114 из 47 429 Поиск Регистрация