Требование заказчика на копию путевого листа - соответствует ли закону?
₽ VIP

• г. Санкт-Петербург

Организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги. Заказчик транспортной услуги требует копию путевого листа, обосновывая это необходимостью подтверждения отнесения транспортной услуги в затраты, при расчете налога на прибыль. Является ли это требование правомерным? Если-да, то на основании какого нормативного документа? Спасибо.

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Здравствуйте, Татьяна!

Да, действительно заказчику могут пригодиться копии путевого листа, вернее дял их бухгалтера дял уменьшения налоговой ставки. Но это требование не является обязательным для Вас, Вы можете только по доброте душевной это сделать и чтобы не портить отношения с заказчиком. Законных оснований ТРЕБОВАТЬ у Вас путевой лист у заказчика нет.

Бухгалтеры наиболее часто задают вопросы, связанные с расходами, которые уменьшают базу по налогам. Основные проблемы вызывают документы на подтверждение затрат. Когда нет унифицированных форм учета, фирма может разработать свои. О такой возможности Минфин рассказал в письме от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77.

У многих компаний есть на балансе машины. Расходы на их содержание, как и любые другие затраты, необходимо оформлять с помощью установленных документов. Казалось бы, в чем проблема? Госкомстат в свое время утвердил унифицированные формы, в которых нужно отражать расход горючего и тому подобные затраты. Согласно закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 9), первичные документы можно принять к учету только в том случае, если они составлены по установленной форме.

Для транспортных организаций такой документ существует. Он утвержден постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 и называется «Путевой лист легкового автомобиля» (форма 3). Только применять его должны «юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси)». Кроме того, есть проблема с его оформлением. Она состоит в том, что установленный документ бухгалтер должен оформлять на один день или смену.

Что же делать фирмам, у которых основной вид деятельности не связан с транспортными услугами? Они могут разработать свою форму путевого листа (письмо Минфина от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214). В этом случае обязанность по ежедневному или ежесменному заполнению документа отсутствует. То есть можно утвердить внутреннюю форму и заполнять ее только по мере необходимости: раз в неделю, ежемесячно или даже ежеквартально.

Закон предъявляет определенные требования к первичным документам, которые фирма может разрабатывать самостоятельно (п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ). Обязательными реквизитами должны быть:

наименование документа;

дата составления;

название фирмы, от имени которой он составлен;

содержание хозяйственной операции;

ее денежное и натуральное выражение (например, сколько литров бензина потрачено и какова стоимость каждого литра);

должности тех, кто отвечает за правильность оформления документа и за саму хозяйственную операцию;

их подписи.

Обратите внимание, что первичные документы нужно составлять с такой регулярностью и таким образом, чтобы по ним можно было судить об обоснованности произведенных расходов. В том случае если бухгалтер будет заполнять путевой лист раз в три месяца, учет должен быть в такой форме, чтобы было понятно, сколько времени отработанно и сколько бензина при этом потрачено (письмо Минфина от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77). Обязательно нужно прилагать к документу кассовые чеки, подтверждающие покупку горючего.

Есть ли норма у расходов?

Уменьшить базу по налогу на прибыль на произведенные расходы можно лишь в том случае, если они документально подтверждены и обоснованны. Естественно, они должны быть направлены на получение дохода. Налоговики настаивали, что расходы на топливо могут снижать налогооблагаемую базу только в пределах установленных норм (письмо МНС от 30 апреля 1999 г. № 02-5-11/146). Такие нормативы установлены в документе, утвержденном Минтрансом (руководящий документ Р3112194-0366-03). Транспортники несколько раз обновляли лимиты, и в настоящее время действует именно этот вариант. Срок его действия заканчивается 1 января 2008 года.

Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих сделать вывод, что затраты на топливо нормируются. Кроме этого он не дает права Минтрансу утверждать лимит таких расходов, поэтому фирма может принимать их к учету в полном размере. Кстати, на стороне компаний и судебная власть. Существует масса постановлений, в которых сказано, что нормы Минтранса не должны служить основанием для расчета налогов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2001 г. № А74-1170/00-К2-Ф02-1007/01-ОС1).

Еще один интересный вывод сделал суд в отношении дефектов формы путевых листов. Они не влияют на производственный характер затрат (постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2005 г. № КА-А40/13281-05). Также в постановлении сказано, что при наличии приказов о предоставлении служебных машин работникам фирмы и чеков ККМ на бензин от АЗС эти затраты можно включать в состав расходов (на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК).

В результате налоговая служба пересмотрела свое мнение и признала, что настаивать на лимитированных расходах по горюче-смазочным материалам неправомерно (например, письмо УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. № 2612/44873). Тем не менее контролеры хотя и не отрицают, что можно учесть все фактически произведенные затраты, но настаивают на экономическом обосновании каждой лишней капли бензина. Для этого бухгалтеру и нужен будет путевой лист. Как его правильно оформить, было рассмотрено выше.

Чтобы максимально снизить риск претензий со стороны проверяющих, можно также разработать и принять внутренние нормы расхода топлива, масла и т. п. Обосновать это нужно приказом руководителя фирмы, причем прописать в нем, что повышенный лимит связан с передвижением по городу в часы пик, изношенностью двигателя и т. д.

Общественная нагрузка на личный транспорт

Рассмотрим ситуацию с точки зрения индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, который использует личный транспорт в своей экономической деятельности. Как ему правильно оформить и обосновать связанные с этим затраты? Такие расходы будут уменьшать базу по налогу на доходы физических лиц. Основанием для этого послужит следующее: Налоговый кодекс закрепляет возможность снижения налога на прибыль (положения кодекса о расходах организаций также применяют к ПБОЮЛ) на сумму компенсации работникам за эксплуатацию их имущества, в данном случае машины (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК).

Но эти расходы лимитированы. Нормы устанавливает правительство (постановление от 8 февраля 2002 г. № 92). Для документального подтверждения затрат предприниматель должен представить в налоговую инспекцию расходный кассовый ордер, приказ о выплате компенсации, копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Безусловно, к этому списку необходимо добавить путевые листы с кассовыми чеками.

Бухгалтер может уменьшить налог на прибыль на компенсацию сотрудникам за использование личного транспорта в служебных целях. Нормы таких расходов установлены постановлением правительства от 8 февраля 2002 г. № 92. Они зависят от объема двигателя. При объеме до 2000 куб. см – 1200 рублей, свыше 2000 куб. см – 1500 рублей. Компенсацию выплачивают один раз в месяц. Во время отсутствия сотрудника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный лист и т. п.), когда автомобиль не эксплуатируется, ее не платят.

Кстати, если фирма заключит договор аренды транспортного средства со своим сотрудником, то сможет списать все расходы, связанные не только с арендными платежами, но и с использованием машины. То есть бухгалтер вправе отнести на затраты все, что связано с обслуживанием автомобилей, в том числе горюче-смазочные материалы. При этом компенсацию, предусмотренную постановлением № 92, не выплачивают. Такая позиция указана Минфином в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/463.

Спросить

Перевозчик не обязан представлять заказчику копию путевого листа и путевой лист не обосновывает затраты заказчика. По смыслу ст. 252 и 254 НК РФ, в целях подтверждения затрат, заказчику обязательно нужно иметь прежде всего товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, подтверждающую факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, а также договор, акт выполненных услуг и платежный документ об оплате перевозки. Все остальное - от лукавого.

Спросить

Правильно ли я понимаю, что для подтверждения факта оказания услуг по перевозке у заказчика (для налоговых органов), достаточно наличия товарно-транспортной накладной, акта выполненных услуг и счета-фактуры?

Спросить

Все верно, Татьяна. Так и должно быть

Спросить

Верно вы перечислили исчерпывающий перечень рнеобходимых документов. А требование Заказчика больше связано на мой взгляд с тем, чтобы проверить переменные затраты (ГСМ, пробег). С уважением, Л.К.

Спросить
Светлана
25.05.2017, 09:45

Возможна ли смена договора транспортной экспедиции на агентский и как это повлияет на организацию?

Предприятие ранее заключало договора транспортной экспедиции. Сейчас хочет изменить данный договор на агентский (заменив фразу "транспортное экспедирование" на "оказание услуг", то есть сам договор не менять по смыслу, оказывая при этом экспедирование, а отразить в тексте, что оказываем услуги). Возможно ли оказывая транспортно-экспедиционные услуги, перейти на агентский договор, они очень схожи? На мой взгляд кардинальное различие в предоставлении отчета по агентскому договору, остальное схоже за небольшим отличием. И, если оганизация, оказывающая транспортное экспедирование перейдет на агентсткий договор, то уже не будет подпадать под закон о транспортной экспедиции?
Читать ответы (2)
Андрей
21.07.2003, 08:52

Влияет ли наименование сторон в договоре на его суть - пример договора транспортной экспедиции

Имеет ли какое значение наименование сторон в договоре. Например, при заключении договора транспортной экспедиции в договоре употребляются наименования сторон Заказчик и Экспедитор, однако в законе по договрору транспортной экспедиции выступают Клиент и Экспедитор. Имеет ли существенное значение замена наименования "Клиент" на "Заказчик", если при этом предметом договора является оказание транспортно-экспедиционных услуг, в частности организация перевозок грузов. Спасибо,
Читать ответы (1)
Юлия
16.04.2004, 12:45

Необходима ли лицензия для оказания транспортно-экспедиционных услуг согласно договору

Должна ли организация, оказывающая другой организации по договору транспортно-экспедиционные услуги (цитата предмета договора: "Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Экспедитором поручений Заказчика на организацию перевозок и транспортно-экспедиторское обслуживание (ТЭО) экспортно-импортных и внутрироссийских грузов Заказчика") иметь на это лицензию? Спасибо.
Читать ответы (1)
Алла
23.08.2016, 14:44

Оформление договора на передачу топливных карт перевозчику и налоговые риски для заказчика

Организация-заказчик транспортных услуг покупает топливо у поставщика со скидкой, посредством топливных карт, если эта организация передаст часть топливных карт своему контрагенту-перевозчику, который оказывает транспортные услуги организации-заказчику, то каким договором нужно это оформить, как перепредъявлять перевозчику затраты на топливо? Какие в этом случае налоговые риски у заказчика?
Читать ответы (1)
Александр
12.04.2019, 13:29

Необходимость указывать номер путевого листа в Товарно-Транспортной Накладной

Наш главный бухгалтер требует информацию (номер путевого листа) для заполнения Товарно-Транспортной Накладной. Обязательно должен быть прописан номер путевого листа в ТТН (в транспортном разделе) или нет, для того чтобы налоговая не имела к нашей бухгалтерии претензий по ТТН?
Читать ответы (3)
Евгения
28.07.2016, 16:02

Требование проставления печати от заказчика на документах - правомерно?

По договору логистических услуг заказчик передал исполнителю услуги по хранению обработке экспедирование и доставке грузополучателю товаров, предоставленных заказчиком. Была выдана доверенность исполнителю на совершение транспортного-экспедиционных услуг услуг по хранению, в том числе и подписание первичной учетной документацией. Однако, поскольку в товарных и товарно-транспортных документах в качестве грузополучателя указывается заказчик, то транспортно-экспедиторские компании доставляющие груз на склад исполнителя требуют проставлению печати на документах от заказчика. Правомерно их требование?
Читать ответы (1)
Вадим
15.11.2013, 09:48

Легально ли требовать банковскую карту с образцом подписи исполнителя при заключении договора на транспортно-экспедиционные

При заключении договора на транспортно экспедиционные услуги с исполнителя требуют банковскую карту с образцом подписи исполнителя законно ли это?
Читать ответы (1)
Светлана
23.03.2020, 22:20

Можно ли работать с транспортной компанией по ЕНВД на своём автомобиле в качестве ИП-перевозчика?

Я ИП, Можно ли на своём личном автомобиле работать с транспортной компанией по ЕНВД? Договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Читать ответы (1)
Оксана
19.08.2015, 13:59

Наша компания осуществляет перевозки грузов заказчик выписывает Товарно Транспортную Накладную сколько рейсов

Наша компания осуществляет перевозки грузов заказчик выписывает Товарно Транспортную Накладную сколько рейсов, что возили и на какое расстояние, при выставлении авизовки заказчику он требует от нашей компании еще и копию путевого листа хотя в нем нет на какой записи ответственного лица заказчика кроме самого водителя в праве ли он требовать копию путевого листа?
Читать ответы (2)