Требование заказчика на копию путевого листа - соответствует ли закону?
₽ VIP

• г. Санкт-Петербург

Организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги. Заказчик транспортной услуги требует копию путевого листа, обосновывая это необходимостью подтверждения отнесения транспортной услуги в затраты, при расчете налога на прибыль. Является ли это требование правомерным? Если-да, то на основании какого нормативного документа? Спасибо.

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Здравствуйте, Татьяна!

Да, действительно заказчику могут пригодиться копии путевого листа, вернее дял их бухгалтера дял уменьшения налоговой ставки. Но это требование не является обязательным для Вас, Вы можете только по доброте душевной это сделать и чтобы не портить отношения с заказчиком. Законных оснований ТРЕБОВАТЬ у Вас путевой лист у заказчика нет.

Бухгалтеры наиболее часто задают вопросы, связанные с расходами, которые уменьшают базу по налогам. Основные проблемы вызывают документы на подтверждение затрат. Когда нет унифицированных форм учета, фирма может разработать свои. О такой возможности Минфин рассказал в письме от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77.

У многих компаний есть на балансе машины. Расходы на их содержание, как и любые другие затраты, необходимо оформлять с помощью установленных документов. Казалось бы, в чем проблема? Госкомстат в свое время утвердил унифицированные формы, в которых нужно отражать расход горючего и тому подобные затраты. Согласно закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 9), первичные документы можно принять к учету только в том случае, если они составлены по установленной форме.

Для транспортных организаций такой документ существует. Он утвержден постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 и называется «Путевой лист легкового автомобиля» (форма 3). Только применять его должны «юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси)». Кроме того, есть проблема с его оформлением. Она состоит в том, что установленный документ бухгалтер должен оформлять на один день или смену.

Что же делать фирмам, у которых основной вид деятельности не связан с транспортными услугами? Они могут разработать свою форму путевого листа (письмо Минфина от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214). В этом случае обязанность по ежедневному или ежесменному заполнению документа отсутствует. То есть можно утвердить внутреннюю форму и заполнять ее только по мере необходимости: раз в неделю, ежемесячно или даже ежеквартально.

Закон предъявляет определенные требования к первичным документам, которые фирма может разрабатывать самостоятельно (п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ). Обязательными реквизитами должны быть:

наименование документа;

дата составления;

название фирмы, от имени которой он составлен;

содержание хозяйственной операции;

ее денежное и натуральное выражение (например, сколько литров бензина потрачено и какова стоимость каждого литра);

должности тех, кто отвечает за правильность оформления документа и за саму хозяйственную операцию;

их подписи.

Обратите внимание, что первичные документы нужно составлять с такой регулярностью и таким образом, чтобы по ним можно было судить об обоснованности произведенных расходов. В том случае если бухгалтер будет заполнять путевой лист раз в три месяца, учет должен быть в такой форме, чтобы было понятно, сколько времени отработанно и сколько бензина при этом потрачено (письмо Минфина от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77). Обязательно нужно прилагать к документу кассовые чеки, подтверждающие покупку горючего.

Есть ли норма у расходов?

Уменьшить базу по налогу на прибыль на произведенные расходы можно лишь в том случае, если они документально подтверждены и обоснованны. Естественно, они должны быть направлены на получение дохода. Налоговики настаивали, что расходы на топливо могут снижать налогооблагаемую базу только в пределах установленных норм (письмо МНС от 30 апреля 1999 г. № 02-5-11/146). Такие нормативы установлены в документе, утвержденном Минтрансом (руководящий документ Р3112194-0366-03). Транспортники несколько раз обновляли лимиты, и в настоящее время действует именно этот вариант. Срок его действия заканчивается 1 января 2008 года.

Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих сделать вывод, что затраты на топливо нормируются. Кроме этого он не дает права Минтрансу утверждать лимит таких расходов, поэтому фирма может принимать их к учету в полном размере. Кстати, на стороне компаний и судебная власть. Существует масса постановлений, в которых сказано, что нормы Минтранса не должны служить основанием для расчета налогов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2001 г. № А74-1170/00-К2-Ф02-1007/01-ОС1).

Еще один интересный вывод сделал суд в отношении дефектов формы путевых листов. Они не влияют на производственный характер затрат (постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2005 г. № КА-А40/13281-05). Также в постановлении сказано, что при наличии приказов о предоставлении служебных машин работникам фирмы и чеков ККМ на бензин от АЗС эти затраты можно включать в состав расходов (на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК).

В результате налоговая служба пересмотрела свое мнение и признала, что настаивать на лимитированных расходах по горюче-смазочным материалам неправомерно (например, письмо УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. № 2612/44873). Тем не менее контролеры хотя и не отрицают, что можно учесть все фактически произведенные затраты, но настаивают на экономическом обосновании каждой лишней капли бензина. Для этого бухгалтеру и нужен будет путевой лист. Как его правильно оформить, было рассмотрено выше.

Чтобы максимально снизить риск претензий со стороны проверяющих, можно также разработать и принять внутренние нормы расхода топлива, масла и т. п. Обосновать это нужно приказом руководителя фирмы, причем прописать в нем, что повышенный лимит связан с передвижением по городу в часы пик, изношенностью двигателя и т. д.

Общественная нагрузка на личный транспорт

Рассмотрим ситуацию с точки зрения индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, который использует личный транспорт в своей экономической деятельности. Как ему правильно оформить и обосновать связанные с этим затраты? Такие расходы будут уменьшать базу по налогу на доходы физических лиц. Основанием для этого послужит следующее: Налоговый кодекс закрепляет возможность снижения налога на прибыль (положения кодекса о расходах организаций также применяют к ПБОЮЛ) на сумму компенсации работникам за эксплуатацию их имущества, в данном случае машины (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК).

Но эти расходы лимитированы. Нормы устанавливает правительство (постановление от 8 февраля 2002 г. № 92). Для документального подтверждения затрат предприниматель должен представить в налоговую инспекцию расходный кассовый ордер, приказ о выплате компенсации, копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Безусловно, к этому списку необходимо добавить путевые листы с кассовыми чеками.

Бухгалтер может уменьшить налог на прибыль на компенсацию сотрудникам за использование личного транспорта в служебных целях. Нормы таких расходов установлены постановлением правительства от 8 февраля 2002 г. № 92. Они зависят от объема двигателя. При объеме до 2000 куб. см – 1200 рублей, свыше 2000 куб. см – 1500 рублей. Компенсацию выплачивают один раз в месяц. Во время отсутствия сотрудника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный лист и т. п.), когда автомобиль не эксплуатируется, ее не платят.

Кстати, если фирма заключит договор аренды транспортного средства со своим сотрудником, то сможет списать все расходы, связанные не только с арендными платежами, но и с использованием машины. То есть бухгалтер вправе отнести на затраты все, что связано с обслуживанием автомобилей, в том числе горюче-смазочные материалы. При этом компенсацию, предусмотренную постановлением № 92, не выплачивают. Такая позиция указана Минфином в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/463.

Спросить

Перевозчик не обязан представлять заказчику копию путевого листа и путевой лист не обосновывает затраты заказчика. По смыслу ст. 252 и 254 НК РФ, в целях подтверждения затрат, заказчику обязательно нужно иметь прежде всего товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, подтверждающую факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, а также договор, акт выполненных услуг и платежный документ об оплате перевозки. Все остальное - от лукавого.

Спросить

Правильно ли я понимаю, что для подтверждения факта оказания услуг по перевозке у заказчика (для налоговых органов), достаточно наличия товарно-транспортной накладной, акта выполненных услуг и счета-фактуры?

Спросить

Все верно, Татьяна. Так и должно быть

Спросить

Верно вы перечислили исчерпывающий перечень рнеобходимых документов. А требование Заказчика больше связано на мой взгляд с тем, чтобы проверить переменные затраты (ГСМ, пробег). С уважением, Л.К.

Спросить

Юристы ОнЛайн: 53 из 47 430 Поиск Регистрация

PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Калининград
Працко В.А.
4.8 25 276 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
416
Россия
Юрист онлайн
г.Краснодар
Юдаев В.В.
4.9 1 971 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
413
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Усольцев В.Н.
4.9 17 754 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
123
PRO Россия
Адвокат, стаж 23 лет онлайн
г.Москва
Чурсинова А.А.
4.9 401 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
220
PRO Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Тула
Кочетков А.В.
4.8 58 516 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
404
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Бабъяк С.В.
4.6 3 169 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
142
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Осоцкий А.А.
4.9 1 793 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
27
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Злотникова Л.Г.
4.9 31 595 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
121
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Краснодар
Арзуманян Р.В.
4.9 1 014 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
174
Россия
Юрист, стаж 22 лет онлайн
г.Москва
Чистяков А.Е.
4.9 19 565 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
60
Россия
Юрист, стаж 26 лет онлайн
г.Москва
Ефимов В.П.
4.9 485 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
31
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Воронеж
Хоров А.Г.
4.8 5 680 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
327
Россия
Адвокат, стаж 21 лет онлайн
г.Орёл
Бахтин С.В.
4.7 25 901 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
366
Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Грейть В.В.
4.8 3 159 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
138
Россия
Юрист онлайн
г.Москва
Наумова Т.Ю.
4.9 1 495 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
108
Россия
Юрист онлайн
г.Гаврилов-Ям
Коровин А.В.
4.9 192 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
108
Россия
Адвокат, стаж 20 лет онлайн
г.Ростов-на-Дону
Лавринов Г.А.
3.1 11 851 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
80
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Москва
Питниченко А.Ю.
4.9 16 542 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
39
Россия
Адвокат онлайн
г.Ростов-на-Дону
Быков И.Б.
4.8 6 877 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
38
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Москва
Дейслинг Т. А.
4.9 3 303 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
32
PRO Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Москва
Леонтьев М.О.
5 367 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
21
Россия
Адвокат, стаж 22 лет онлайн
г.Ростов-на-Дону
Чередниченко В.А.
5 116 451 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
19
Россия
Юрист, стаж 24 лет онлайн
г.Ижевск
Кирдяев А Н
5 948 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
6
Россия
Юрист, стаж 14 лет онлайн
г.Реутов
Вареничева Т.В.
3.7 3 012 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
3
показать ещё