Что вы знаете об авторском праве в хореографии в России?
Дорогие юристы! Помогите, пожалуйста! Что вы знаете об авторском праве в хореографии в России? Информации практически нигде нет. Интереесует всё! Заранее благодарна за любой ответ!
Вы знаете данные правоотношения регулируются частью 4 ГК РФ, и ничего нового в этом нет если Вы хотите присвоить авторство себе на какое либо творческое произведение, танец, или какое либо движение и т.п., то достаточно обратиться с заявлением в соответствующую палату о присвоении авторства, они рассмотрят в течении двух месяцев и выдают соотвествующий патент.
СпроситьНовый закон об авторском праве 1993 года исключил положения, согласно которым хореография охранялась, только если она была специальным образом изложена. Единой, общепризнанной системы записи хореографии нет, поэтому, согласно новому закону, это не оговаривается: хореография охраняется в любом случае, как бы она ни была зафиксирована.
В случае, когда современный автор, например, Борис Эйфман, создает новую оригинальную хореографическую постановку, закон обеспечивает ему полный объем охраны его авторских прав.
Если же, однако, современные хореографы восстанавливают хореографию, например, Мариса Петипа на основании записей, сделанных в начале 20 века, то их работу нельзя назвать авторской. По закону реставрация и редакция не являются объектом авторского права.
Иногда в хореографии редакция спектакля вносит некие новые творческие элементы. Однако даже в этом случае хореограф обладает авторским правом только на эти конкретные элементы танца. Они должны быть обязательно зафиксированы в авторском договоре между хореографом и театром, или между театром и третьей стороной, если хореограф является штатным сотрудником театра. Эти элементы, признаваемые конкретным творческим вкладом хореографа в реконструкцию балета, должны в договоре терминологически обозначаться как авторская работа. Т.е. в договоре должно быть четко прописана и работа по восстановлению, и авторская работа по созданию новых элементов балета.
Другая проблема возникает, когда бывшие сотрудники театров уезжают заграницу и там осуществляют балетные постановки, по хореографии идентичные балетам своего бывшего работодателя - театра.
Здесь нужно учитывать два важных аспекта охраны авторского права: это гражданство автора и место обнародования (первой публикации, постановки и т.д.). Если произведение создано гражданином другой страны, даже нашим бывшим соотечественником, и обнародовано впервые на территории этой страны, то авторские права на него охраняются в соответствии с местным законодательством, а не Российским.
При этом причина смены гражданства не играет роли. Так, например, даже если эмиграцию многих деятелей культуры после революции можно счесть в некотором смысле (а иногда и в прямом - это, например, известная высылка в 1922 году из России большой группы философов и деятелей культуры) принудительной, то для Закона об авторском праве и смежных правах важен лишь сам факт смены гражданства. Определенные льготы по закону предоставляются лишь незаконно репрессированным гражданам бывшего СССР, наследники которых имеют право на полный срок охраны их прав с момента реабилитации, а не с момента смерти.
Также нужно знать:
кем создана изначальная хореография и когда;
кто обладатель прав на эту хореографию, т.е. была ли она создана в рамках служебных обязанностей (тогда права принадлежат театру), или приглашенным хореографом по авторскому договору (тогда права принадлежат ему);
действует ли еще авторское право в отношении этих произведений в России;
охраняется ли хореография как объект авторского права на территории той страны, где она воссоздана или повторена;
если да, то на основании каких международных конвенций в той другой стране права российских хореографов могут охраняться и каковы рубежные даты этой охраны, если эти конвенции не подразумевают обратной силы (т.е. охраны всегда, независимо от даты вступления России или той страны в данную конвенцию).
Российские обладатели прав на хореографию должны очень внимательно рассмотреть все эти аспекты, потому что если по какому-либо из указанных пунктов их права в данной зарубежной стране просто не охраняются (причем не охраняются ПО ЗАКОНУ), то выставление претензий не будет иметь никаких оснований, а послужит лишь увеличению напряженности в отношениях с зарубежной организацией культуры.
Есть еще один важный аспект деятельности театра - это приглашение авторов исполнителей (хореографов, актеров, режиссеров-постановщиков, музыкантов) из-за рубежа.
Здесь нужно помнить лишь одно: если произведение (или исполнение) создается и обнародуется (впервые исполняется) по договору с Российским театром на территории России, то все взаимоотношения сторон и охрана прав (авторских и смежных) регулируются на основании Российского законодательства. Приглашенные специалисты вправе или согласиться на условия договора, или отказаться от него, но не вправе потребовать соблюдения своих прав на территории России в соответствии с законодательством стран, гражданами которых являются.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 95 из 47 429 Поиск Регистрация