ООО Вектор начала строительство базы отдыха без оформления необходимых документов
₽ VIP

• г. Новый Уренгой

ООО "Вектор" без оформл в установл порядке докум на землю, без разреш на сторит-во приступило с строит-ву базы отдыха. В результате снят плодор-й слой почвы, поставлено ограждение, заложен фундамент.

Какие правонаруш-я имеют место в действиях ООО? кАКИЕ ОРГАНЫ ВПРАВЕ ПРИНИМАТЬ РЕШ-Я О ПРЕДОСТАВЛ ЗЕМ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТОИТ-ва, выдавать разреш-я на строит-во? Какие меры к правонаруш-лю могут принять органы государств зем контроля?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, Алла!

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, если при их проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию предусмотрена статьей 9.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 50 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 50 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 млн. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.06.2006 N 93-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ

ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА"

Принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ (далее - Закон N 93-ФЗ) вызвано необходимостью упростить процедуру государственной регистрации сделок с принадлежащими гражданам объектами недвижимости, правоустанавливающие документы на значительную часть которых отсутствуют либо не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этих целях Закон вносит изменения в Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и некоторые другие законодательные акты.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением норм, устанавливающих размер пошлины за регистрацию некоторых сделок с объектами недвижимости, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.

Особенности оформления прав граждан на принадлежащие им земельные участки

Закон N 93-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с определением и оформлением статуса земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации прав) и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правоустанавливающие документы на принадлежащие гражданам указанные земельные участки, так же, как и на другие объекты недвижимости, выданные до вступления в силу Закона о госрегистрации прав и Земельного кодекса РФ, считаются действительными, однако для совершения сделок с такими объектами недвижимости права на эти объекты необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по правилам Закона о госрегистрации прав.

Закон N 93-ФЗ установил, что гражданин может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок, в т.ч. предоставленный ему ранее на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования, либо на праве, вид которого по имеющимся документам невозможно определить, причем принятия специального решения органа власти о предоставлении участка в собственность, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является какой-либо из следующих документов:

акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства; форма выписки должна быть установлена Росрегистрацией);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к таким документам является кадастровый план соответствующего земельного участка, причем государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в предоставленном гражданином документе, не соответствуют данным кадастрового плана этого участка.

Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность выделенный ему земельный участок, входящий в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Закон N 93-ФЗ отделил предоставление такого земельного участка в собственность гражданина, осуществляемое по новым правилам только в индивидуальном порядке, от процедуры предоставления в собственность указанным некоммерческим объединениям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования объединения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, обязаны принять решение о предоставлении таких участков гражданину или, в упомянутых случаях, некоммерческому объединению в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (ранее - в месячный срок).

Важным элементом порядка оформления прав граждан на земельные участки являются землеустроительные процедуры, предшествующие государственной регистрации прав на земельный участок, в т.ч. кадастровый учет земельного участка и предоставление правообладателю земельного участка кадастрового плана участка.

Закон N 93-ФЗ установил, что в случае несоответствия сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающем документе, представленном для государственного кадастрового учета участка, сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений, содержащихся в документах о межевании; проведение кадастрового учета в таких случаях не приостанавливается, в отличие от иных случаев противоречивости содержащихся в документах сведений. В то же время, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано.

В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении, или отсутствуют сведения о его разрешенном использовании или принадлежности к категории земель, правообладателю кадастровый план выдается. Одновременно ему выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение осуществляется в порядке, установленном для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Особенности оформления прав граждан на иное принадлежащее им недвижимое имущество

Закон N 93-ФЗ регламентировал порядок государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости.

К таким объектам относятся:

объект недвижимого имущества, для строительства или реконструкции которого не требуется выдачи разрешения на строительство (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ выдачи разрешения на строительство не требуется, в частности, в случаях строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства или дачного хозяйства, строительства киосков, навесов, строений и сооружений вспомогательного характера; Закон N 93-ФЗ распространил эти нормы Градостроительного кодекса на объекты, построенные, реконструированные или измененные до введения Кодекса в действие);

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства;

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на эти объекты являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект. Предоставления документа на земельный участок не требуется, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о госрегистрации прав. Кроме того, требуется представить также кадастровый план участка, за исключением целого ряда установленных Законом N 93-ФЗ случаев (например, представления кадастрового плана не требуется в случае, если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого участка).

Необходимо отметить, что до внесения в Закон о госрегистрации прав излагаемых изменений представление кадастрового плана земельного участка было обязательным в любом случае, кроме случаев, когда он уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. В декларацию включаются сведения об адресе или местоположении объекта, его виде, назначении, площади, количестве этажей, материалах наружных стен и некоторые другие сведения.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или - в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, - разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Соответствующее уточнение Закон N 93-ФЗ внес в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", установив, что до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта.

Формы декларации об объекте недвижимого имущества и технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства должны быть утверждены Минэкономразвития РФ.

Закон N 93-ФЗ внес изменение в Гражданский кодекс РФ, установив возможность признания права на самовольные постройки, к которым, в частности, относятся индивидуальные жилые дома, построенные или реконструированные без проверки на соответствие градостроительным и строительным нормам, не только в судебном, но и в административном порядке.

Помощь гражданам в оформлении прав на объекты недвижимого имущества

Закон N 93-ФЗ установил, что в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества органы местного самоуправления на основании заявлений граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на этих земельных участках объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них.

В этих целях органы местного самоуправления организуют прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов, выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, проводят разъяснительную работу по порядку оформления документов, а также подают в интересах граждан заявки о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получают документы о проведении кадастрового учета и свидетельства о государственной регистрации, и передают их гражданам.

Аналогичное право предоставлено и нотариусам. Нотариус вправе представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в орган госрегистрации в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки, а также вправе получать свидетельства о государственной регистрации прав для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась регистрация.

Финансирование мероприятий по оформлению прав граждан на объекты недвижимого имущества

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.

Субъекты РФ могут устанавливать на период до 1 января 2010 года предельные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) работ по проведению территориального землеустройства в отношении принадлежащих гражданам земельных участков.

Налоговый кодекс РФ дополнен подпунктом, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельные участки, о которых идет речь в Законе N 93-ФЗ (т.е. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства), либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества - этот размер составляет 100 рублей. Упомянутая новая норма Налогового кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2007 года; в настоящее время за совершение указанных действий физические лица должны уплачивать пошлину в размере 500 рублей.

Приватизация жилищного фонда

Кроме вышеизложенного, Закон N 93-ФЗ перенес с 1 января 2007 года на 1 марта 2010 года срок, с наступлением которого признаются утратившими силу действующие нормы ряда законодательных актов, в т.ч. Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и таким образом продлил срок приватизации гражданами жилых помещений, а также действие законодательной нормы, допускающей "расприватизацию", т.е. возможность передачи гражданами принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, и заключения договора социального найма этих помещений.

Кроме этого признана утратившей силу законодательная норма, устанавливавшая обязанность преобразования в срок до 1 января 2007 года жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в которых все их члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этими кооперативами жилые помещения, в товарищества собственников жилья, или ликвидации этих кооперативов.

Выдача разрешения на строительство.

1. Основные требования к порядку выдачи разрешений на строительство предусмотрены ст. 62 Градостроительного кодекса РФ. Подготовку документов для выдачи разрешений на строительство осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства. 2. Для получения разрешения на строительство застройщик представляет главному архитектору района (города) заявление на получение разрешения на строительство, постановление главы муниципального образования о разрешении на размещение объекта строительства и заключение Градостроительного совета Главархитектуры или местного органа архитектуры и градостроительства по проекту, инвестиционный контракт (иной необходимый договор) на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости на территории Московской области в соответствии с законодательством Московской области.

3. Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления муниципального образования. По поручению главы муниципального образования разрешение на строительство подписывает и выдает главный архитектор района (города) (3, ст. 23 и ст. 27). Разрешение на строительство утверждает глава района, города или другого муниципального образования.

4. Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления застройщика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.

5. До начала производства строительно-монтажных работ объекты строительства подлежат регистрации в органах Госархстройнадзора Московской области. Застройщик одновременно с заявлением на регистрацию представляет в органы Госархстройнадзора необходимые документы.

Перечень документов для получения разрешения на строительство индивидуальных жилых, садовых, дачных домов.

За разрешением на строительство индивидуальных жилых, садовых, дачных домов застройщик обращается в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением на имя Главы района.

При этом представляет следующие документы:

• Заявление;

• Ходатайство Главы территориального образования района;

• Копию свидетельства на право собственности на землю;

• Кадастровый план земельного участка;

• Проект дома и хозяйственных построек в двух экземплярах (Проект разрабатывается организацией или частным лицом, имеющим лицензию на этот вид деятельности);

• Технические условия на подключение к сетям инженерных коммуникаций;

• Договор купли-продажи земельного участка (договор дарения);

• Акт выноса в натуру осей строений и границ земельного участка, согласованный с УАГ и территориальной администрацией;

• Топографическую съемку земельного участка в М 1:500;

Порядок оформления строительного паспорта индивидуального застройщика Управлением архитектуры и градостроительства администрации района.

УАГ готовит документы для согласований со службами района (ЦГСЭН, ОГПС, Газовое хозяйство), и в соответствии с постановлением Главы района, выдает разрешительную документацию на строительство (строительный паспорт) в составе:

• Разрешение на строительство индивидуального жилого дома (части дома), подписанное Главным архитектором района и утвержденное Заместителем Главы Администрации района;

• Постановление Главы района о согласовании размещения объекта строительства;

• Согласованный проект жилого, садового, дачного дома и других строений;

• Проект застройки земельного участка, выполненный на плане топографической съемки земельного участка в М 1:500;

• Акт выноса в натуру границ участка и осей строений;

• Технические условия на подключение объекта строительства к сетям инженерных коммуникаций;

• Копию свидетельства на право собственности на землю;

• Объект строительства подлежит регистрации в территориальном отделе Главгосархстройнадзора.

Перечень документов для приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов недвижимости.

Приёмка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов осуществляется комиссией, утвержденной распоряжением Главы района.

Документация для приемки в эксплуатацию строений представляется застройщиком в составе:

• Ходатайство территориальной администрации района о приемке законченных строительством строений в эксплуатацию;

• Паспорт объекта строительства, выполненный ГУП "БТИ" района;

• Строительный паспорт, подготовленный УАГ;

• Справки о выполнении технических условий, предусмотренных проектом строительства;

Перечень документов для получения разрешения на строительство нового жилого дома взамен старого, сгоревшего, реконструкцию жилого дома (части жилого дома)

За разрешением на строительство нового жилого дома, взамен старого, сгоревшего, реконструкцию жилого дома (части жилого дома) застройщик обращается в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением на имя Главы района.

При этом представляет следующие документы:

• Заявление;

• Ходатайство Главы территориального образования района;

• Копию свидетельства на право собственности на землю (целевое назначение земельного участка - индивидуальное жилищное строительство);

• Кадастровый план земельного участка;

• Проект жилого дома (части жилого дома), дачи, садового дома в двух экземплярах (Проект разрабатывается организацией или частным лицом, имеющим лицензию на этот вид деятельности );

• Технические условия на подключение дома к сетям инженерных коммуникаций;

• Акт выноса в натуру осей строений и границ земельного участка, согласованного с УАГ и территоригльной администрацией;

• Топографическую съемку земельного участка в М 1:500;

• Справку БТИ о принадлежности жилого дома;

• План дома и земельного участка из БТИ;

• Нотариально заверенное согласие совладельцев дома, если дом принадлежит нескольким совладельцам.

Перечень документов для получения разрешения на строительство хозяйственных построек.

За разрешением на строительство хозяйственных построек, застройщик обращается в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением на имя Главы района.

При этом представляет следующие документы:

• Заявление;

• Ходатайство Главы территориального образования района;

• Копию свидетельства на право собственности на землю (целевое назначение земельного участка - индивидуальное жилищное строительство);

• Кадастровый план земельного участка;

• Проект хоз. постройки в двух экземплярах (Проект разрабатывается организацией или частным лицом, имеющим лицензию на этот вид деятельности);

• Технические условия на подключение дома к сетям инженерных коммуникаций;

• Топографическую съемку земельного участка в М 1:500;

• План земельного участка из БТИ.

Приемка законченных строительством строений оформляется актом комиссии и утверждается постановлением Главы района.

Извлечение из СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства"

Усадебный, одно-, двухквартирный дом должен отстоять:

• От красной линии улиц не менее чем на 5 метров;

• От красной линии проездов не менее чем на 3 метра;

• Расстояние хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее:

• От усадебного 1-, 2-х квартирного и блокированного дома - 3 м;

• От постройки для содержания скота и птицы - 4 м;

• От других построек (бани, гаража и др.) - 1 м;

• От стволов высокорослых деревьев - 4 м;

• От стволов среднерослых деревьев - 2 м;

• От кустарников - 1 м.

Что касается Москвы:

Глава 5. Порядок оформления, вступления в действие, приостановления действия, прекращения действия разрешения на строительство, реконструкцию

Статья 17. Содержание разрешения на строительство, реконструкцию

1. В разрешении на строительство, реконструкцию должны быть указаны:

1) номер и дата регистрации разрешения на строительство, реконструкцию;

2) застройщик (заказчик), которому выдано разрешение на строительство, реконструкцию, его реквизиты;

3) объект, для создания, изменения которого выдано разрешение на строительство, реконструкцию, адрес объекта;

4) земельный участок, предназначенный для строительства, реконструкции, его кадастровый номер;

5) номер и дата регистрации акта разрешенного использования территории, номер и дата принятия решения о строительстве, реконструкции;

6) документы, удостоверяющие право застройщика (заказчика) на использование для строительства, реконструкции земельного участка, иного объекта недвижимости, реквизиты указанных документов;

7) номер и дата регистрации заключения органа государственной экспертизы на проектную документацию, номер и дата регистрации утвержденной проектной документации;

8) срок действия разрешения на строительство, реконструкцию;

9) дата и срок продления действия разрешения на строительство, реконструкцию;

10) дата и срок временного приостановления действия разрешения на строительство, дата восстановления действия разрешения на строительство;

11) дата досрочного прекращения действия разрешения на строительство;

12) должностное лицо, ответственное за подготовку, регистрацию разрешения на строительство, реконструкцию;

13) руководитель органа архитектуры и градостроительства города Москвы или иное уполномоченное Правительством Москвы должностное лицо, выдавшее разрешение на строительство, реконструкцию, продлившее, временно приостановившее, восстановившее, досрочно прекратившее его действие.

2. Форма разрешения на строительство, реконструкцию утверждается Правительством Москвы.

Статья 18. Порядок оформления, регистрации, вступления в действие разрешения на строительство, реконструкцию

1. Для получения разрешения на строительство, реконструкцию застройщик (заказчик) должен представить в орган архитектуры и градостроительства города Москвы:

1) заявление установленной Правительством Москвы формы;

2) документы, удостоверяющие право на использование земельного участка, иного объекта недвижимости;

3) документ, подтверждающий выполнение условий договора (контракта) на строительство, реконструкцию, подлежащих выполнению до получения разрешения на строительство;

4) утвержденную, зарегистрированную в установленном порядке проектную документацию, заключение органа государственной экспертизы проектной документации.

2. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы в срок до двадцати дней рассматривает представленные документы и оформляет, регистрирует и выдает застройщику (заказчику) разрешение на строительство или направляет заявителю в письменной форме отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию с указанием причины отказа, возвращает застройщику (заказчику) все представленные им документы и документацию.

3. Разрешение на строительство не выдается в случаях:

1) неполноты, несоответствия установленным требованиям представленных документов;

2) невыполнения условий договора (контракта) на строительство, реконструкцию, подлежащих выполнению до получения разрешения на строительство, реконструкцию.

4. Разрешение на строительство, реконструкцию регистрируется органом архитектуры и градостроительства города Москвы в государственном градостроительном кадастре города Москвы.

5. Разрешение на строительство вступает в действие со дня его регистрации.

6. Разрешение на строительство оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается застройщику. Второй экземпляр хранится в архиве органа архитектуры и градостроительства города Москвы. Копии разрешения на строительство, реконструкцию, заверенные органом архитектуры и градостроительства города Москвы, хранятся у исполнителя (подрядчика) работ на участке строительства, в соответствующих префектуре, управе района, в уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, в органе государственного архитектурно-строительного надзора в течение всего срока действия разрешения на строительство, реконструкцию.

7. Разрешение на строительство, реконструкцию является основанием для выдачи исполнителю (подрядчику) работ ордера (ордеров) на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом организации строительства. Указанные ордера выдаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора. Дата начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории (при необходимости специальных мер по ее защите, благоустройству, инженерному обеспечению, транспортному и коммунально-бытовому обслуживанию в период строительства) устанавливается ордером на выполнение указанных работ по согласованию с соответствующими территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями, ответственными за функционирование объектов транспортной и инженерной инфраструктур.

8. Не позднее чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить на границе участка строительства информационный стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий сведения о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции. Требования к размещению указанных информационных стендов, их составу и оформлению устанавливаются органом архитектуры и градостроительства города Москвы.

9. Копия разрешения на строительство, реконструкцию, ордер на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ предъявляются исполнителем (подрядчиком) работ по требованию уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля, соответствующего органа местного самоуправления, а также депутата Московской городской Думы от соответствующего избирательного округа. Сведения о наличии действующего разрешения на строительство, реконструкцию, ордеров на выполнение работ предоставляются управой района, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора по первому требованию граждан и юридических лиц, являющихся законными пользователями объектов недвижимости на прилегающей к участку строительства территории.

10. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы не позднее чем за пять дней до вступления в силу принятого в соответствии со статьями 18 и 19 настоящего Закона решения о продлении срока действия, о временном приостановлении и последующем возобновлении действия, о досрочном прекращении действия разрешения на строительство, реконструкцию информирует о соответствующем решении застройщика и органы, указанные в части 6 настоящей статьи, вносит соответствующие сведения в оригиналы и заверенные им копии разрешения на строительство, реконструкцию.

Статья 19. Срок действия, порядок продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию

1. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими нормативами продолжительности сроков строительства на период до приемки в эксплуатацию законченного градостроительного объекта, но не более чем на три года со дня вступления в действие разрешения на строительство.

2. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию может быть продлен органом архитектуры и градостроительства города Москвы: в первый раз на срок до полутора лет - самостоятельно, во второй раз на срок до полутора лет - на основании решения Правительства Москвы.

3. Для продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию застройщик (заказчик) должен в течение десяти дней после возникновения обстоятельств, препятствующих завершению строительства в установленный срок, но не позднее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, обратиться в орган архитектуры и градостроительства города Москвы с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию и представить документы, подтверждающие невозможность завершить строительство в установленный срок, а также технико-экономические расчеты и обоснования заявленного срока продления действия разрешения на строительство, реконструкцию.

4. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы, Правительство Москвы в течение тридцати дней принимают решение о продлении или об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, информируют застройщика (заказчика) о принятом решении. В случае положительного решения органа# архитектуры и градостроительства города Москвы в течение десяти дней оформляет, регистрирует и выдает застройщику (заказчику) разрешение на строительство, реконструкцию с указанным в нем сроком продления его действия.

5. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию подлежит обязательному продлению в случаях возникновения не зависящих от застройщика (заказчика) обстоятельств, воспрепятствовавших завершению строительства в установленный срок и в установленном порядке. Отсутствие у застройщика (заказчика) средств для финансирования строительства не является основанием для обязательного продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию.

6. Разрешение на строительство, реконструкцию не подлежит продлению, если в отсутствие обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, строительно-монтажные работы не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении действия разрешения на строительство, реконструкцию. В продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию может быть отказано, если причиной незавершения работ в ранее установленные сроки явилось устранение выявленных в ходе выполнения работ нарушений, указанных в пункте 1 части 1 статьи 20 настоящего Закона, а также в случае неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по договору (контракту) на строительство, реконструкцию.

7. Основанием для отказа в повторном продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию в отсутствие обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, может являться принятие в соответствии с законодательством органами государственной власти города Москвы решения о нецелесообразности продолжения строительства в связи с необходимостью использования участка территории для государственных нужд города Москвы. Отказ в повторном продлении срока действия разрешения на строительство при необходимости использования участка территории для государственных нужд города Москвы влечет за собой возмещение застройщику затрат, убытков, иные компенсации в соответствии с законодательством.

8. Решения о продлении, об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию принимаются с учетом мнения органов местного самоуправления.

Статья 20. Временное приостановление, досрочное прекращение действия разрешения на строительство, реконструкцию

1. Действие разрешения на строительство, реконструкцию может быть временно приостановлено в случаях:

1) выполнения работ без соответствующего ордера на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ или выполнения указанных работ с нарушением требований разрешенного использования территории, утвержденной проектной документации, градостроительных, строительных, санитарных норм и правил, иных требований законодательства;

2) возникновения при выполнении работ угроз безопасности территории и населения;

3) нарушения прав смежных землепользователей, а также охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц на сопредельных территориях.

2. Действие разрешения на строительство, реконструкцию временно приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений или угроз безопасности территории и населения, если он превышает десять дней, но не более чем на три месяца.

3. Действие разрешения на строительство, реконструкцию временно приостанавливается органом архитектуры и градостроительства города Москвы на основании протокола о нарушениях или протокола о возникновении угроз, указанных в части 1 настоящей статьи, оформленного уполномоченным органом государственного надзора в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Москвы. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы вносит в оригинал и копии разрешения на строительство, реконструкцию, указанные в части 6 статьи 18 настоящего Закона, сведения об основании, дате и сроке временного приостановления действия разрешения на строительство, реконструкцию.

4. Действие временно приостановленного разрешения на строительство, реконструкцию восстанавливается органом архитектуры и градостроительства города Москвы на основании заявления застройщика (заказчика) и протокола об устранении указанных в части 1 настоящей статьи нарушений, угроз, оформляемого тем же органом, который выявил эти нарушения, угрозы.

5. Временное приостановление действия разрешения на строительство, реконструкцию вследствие нарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, не является основанием для продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию.

6. Действие разрешения на строительство, реконструкцию может быть досрочно прекращено в случаях:

1) возникновения непреодолимых при продолжении работ по строительству угроз безопасности территории и населения;

2) существенных нарушений утвержденной проектной документации, градостроительных, строительных и санитарных норм и правил в части обеспечения безопасности территории и населения, установленных режимов охраны объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, установленных режимов функционирования транспортной и инженерной инфраструктур, а также в части соответствия утвержденному архитектурно-градостроительному решению градостроительного объекта;

3) неисполнения, ненадлежащего, несвоевременного исполнения в период временного приостановления действия разрешения на строительство, реконструкцию требований к устранению выявленных нарушений или возникших угроз безопасности территории и населения;

4) неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по договору (контракту) на строительство, реконструкцию;

5) когда для устранения нарушений, угроз, указанных в части 1 настоящей статьи, требуется срок более трех месяцев.

7. Действие разрешения на строительство, реконструкцию досрочно прекращается Правительством Москвы на основании заключений специально уполномоченных органов государственного надзора, уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, органов государственной экспертизы или по решению суда.

8. Строительство, реконструкция на участке территории, на котором досрочно прекращено действие разрешения на строительство, реконструкцию, может быть осуществлено только на основании нового решения о строительстве, реконструкции и разрешения на строительство, реконструкцию, подготовленных в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом заключений органа архитектуры и градостроительства города Москвы, специально уполномоченных органов государственного надзора, уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, органов государственной экспертизы, а также с учетом мнения соответствующего органа местного самоуправления о необходимости корректировки, переработки соответствующей градостроительной и проектной документации.

Статья 21. Требования к выполнению работ и содержанию территории в период временного приостановления, после прекращения действия разрешения на строительство, реконструкцию

1. В период временного приостановления действия разрешения на строительство, реконструкцию на участке строительства и прилегающей к нему территории должны выполняться необходимые для устранения нарушений и (или) угроз безопасности населения и территории, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Закона, работы, а также необходимые работы по благоустройству и обеспечению функционирования объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Продолжение основных работ по строительству в указанный период разрешается только в случаях их технологической обязательности, а также в случаях, когда их продолжение не препятствует выполнению указанных выше необходимых работ. Все указанные выше работы выполняются на основании ордера (ордеров), выдаваемых уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора.

2. После досрочного прекращения действия разрешения на строительство, реконструкцию, а также в случае, когда после истечения срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объект не принят в эксплуатацию, на участке строительства и прилегающей к нему территории должны быть выполнены работы по обеспечению безопасности незавершенного строительством объекта и территории, благоустройству и обеспечению функционирования объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

3. Порядок выполнения работ, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, лица, ответственные за их выполнение, определяются в случае временного приостановления действия разрешения на строительство, реконструкцию органом архитектуры и градостроительства города Москвы, в случаях, указанных в части 2 настоящей статьи, - Правительством Москвы или могут быть определены в решении суда о досрочном прекращении действия разрешения на строительство, реконструкцию.

Статья 22. Недопущение воспрепятствования законному (разрешенному) строительству, реконструкции

Граждане и юридические лица, должностные лица, кроме специально уполномоченных и действующих на основаниях, указанных в статьях 20 и 21 настоящего Закона, не вправе воспрепятствовать застройщику (заказчику), исполнителю работ в выполнении работ по строительству, реконструкции при наличии действующего разрешения на строительство, реконструкцию ордера на выполнение работ.

Статья 23. Обжалование в суде решений органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с разрешением на строительство, реконструкцию

Решения органов исполнительной власти города Москвы о выдаче, отказе в выдаче, продлении, отказе в продлении, временном приостановлении, досрочном прекращении действия разрешения на строительство, реконструкцию могут быть обжалованы в порядке подчиненности, а также в соответствии с законодательством.

Спросить
Евгения
04.05.2011, 22:28

Незаконное строительство базы отдыха - правонарушения, ответственность и меры государственного контроля

ООО «Вектор» без оформленных в установленном порядке документов на землю, без получения разрешения на строительство приступило к строительству базы отдыха. В результате строительства был снят плодородный слой, ограждена строительная площадка и заложен фундамент. Какие правонарушения имеют место в действиях ООО «Вектор»? К какому виду ответственности можно привлечь ООО «Вектор»? Какие меры к правонарушителю могут принять органы государственно – земельного контроля?
Читать ответы (1)
Ирина Валерьевна
25.03.2015, 08:53

Необходимые документы для получения разрешения на размещение рекламного щита на ограждении кладбища без эксплуатации

Какие документы необходимы для получения разрешения на размещение рекламного щита на ограждении кладбища (без эксплуатации почвенного слоя). ограждение не стоит на балансе местного органа самоуправления и не является частной собственностью.
Читать ответы (4)
Юлия
19.10.2017, 05:22

Процесс строительства двухэтажного магазина и дома на арендованной земле - необходимые документы и возможность лишения участка.

Здравствуйте. Проживаю в Сахалинской области. Предприниматель, имею ООО, магазин, земля в аренде у государства. Решили строить новый магазин на этом же месте но 2 х этажный, на втором этаже хотим поставить дом. Какие докумдокументы необходимо собрать? И что нужно знать в таких случаях? Стоит ли брать участок, что у нас сейчас в аренде, в собственность, а если не брать в собственность землю а строить магазин на арендованной земле, может ли быть такое что меня могут "убрать" с участка?
Читать ответы (1)
Светлана
17.09.2012, 14:45

Оформление договора купли-продажи земельного участка с фундаментом - плюсы и минусы

Хотим купить земельный участок, на нём уже заложен фундамент под жилой дом, как оформить договор купли-продажи или стоит составить два договора, один на землю, другой на фундамент и что именно указывать в договоре на покупку фундамента?
Читать ответы (2)
Сергей
26.01.2021, 09:42

Особенности выбора и аренды земли под базу отдыха без фундамента

Какой вид (статус) земли необходим для открытия базы отдыха, и чем опасно брать в аренду участок земли под базу отдыха. Предполагается строительство без фундамента и высотой не более 6 м.
Читать ответы (3)
Жора
02.07.2013, 16:12

Фундамент на участке - как получить разрешение на строительство и узаконить постройку

Собираемся купить участок, на нем стоит фундамент который ни как не оформлен. Фундамент расположен в несоответствии с нормами строительства, но на месте старого фундамента (новый больше), дадут ли нам разрешение строить на данном фундаменте, и если мы построим дом без разрешения сможем ли мы узаконить постройку и во сколько это обойдется?
Читать ответы (2)
Регина Радиковна
28.05.2016, 10:33

Как решить проблему с соседом, строящим гараж рядом с нашим домом и касающимся его стен?

У нас стоит жилой дом. Сосед строит впритык гараж, касаясь досками нашего дома. Сам ведёт себя неадекватно. Подскажите, какие меры принять и куда обращаться? И возможно ли этот гараж убрать?
Читать ответы (4)
Нелли
31.08.2018, 15:49

Куда обратиться и какие меры предпринять после укуса ос на отдыхе в лесной базе

На базе отдыха покусали осы, куда пожаловаться, какие меры будут приняты по отношению к предпринимателю, оказывающему услуги по предоставлению отдыха. База отдыха в лесу. Спасибо!
Читать ответы (1)