Как бороться с возбуждением уголовного дела и заплатой таможенных платежей за автомобиль, находящийся в розыске - опыт собственника.
₽ VIP

• г. Кострома

В сентябре 2005 г. я приобрела по договору купли продажи автомобиль. При постановке на учет и прохождении тех осмотров машина была проверена на угон и соответствие номеров на агрегатах. В декабре 2007 г. при прохождении очередного тех осмотра было выявлено что машина находится в розыске по факту контробанды на территории РФ.В отношении меня в возбуждении уголовного дела отказано. Сотрудниками ГИБДД были изъяты гос. номера, ПТС и свидетельство о регистрации ТС.В иске к Управлению ГИБДД о допуске ее к эксплуатации и нарушении права собственника было отказано. Предложено заплатить таможенные платежи за ТС. Машина 2000 г. выпуска, поэтому сумма получилась баснословной. Посоветуйте, что можно предпринять в этой ситуации? Спасибо.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, Светлана!

Вам нужно разыскать первого владельца, который сюда ввез этот автомобиль, с него можно требовать уплаты таможенных платежей.

3 августа 2006

Конституционный суд защитил владельцев нерастаможенных машин. Они могут распоряжаться ими без каких-либо ограничений, если только таможенники не докажут, что владелец авто должен был знать, что покупает контрабандный товар

Автомобильная амнистия

Конституционный суд против арестов нерастаможенных авто

Конституционный суд (КС) защитил владельцев нерастаможенных машин. Они могут распоряжаться ими без каких-либо ограничений, если только таможенники не докажут, что владелец авто должен был знать, что покупает контрабандный товар. Вчера КС окончательно утвердил это определение.

Инициатором процесса в КС стал Владимир Кириллов. В 2002 г. он купил у незнакомца (продавец действовал по доверенности) Nissan Patrol и поставил его на постоянный учет в ГИБДД. Из паспорта автомобиля (ПТС) следовало, что машина ранее стояла на учете в Нижнем Новгороде и Москве. В 2004 г. Кириллов, решив продать авто, подал в ГИБДД заявление на снятие ее с учета. И вот тут выяснилось, что никогда раньше Nissan на самом деле на учет не ставился и по ПТС это вовсе не японский джип, а "Москвич-21412". Гаишники сработали оперативно - регистрацию "японки" отменили, ПТС изъяли. А против самого Кириллова чуть не возбудили уголовное дело, но потом "оправдали", решив, что виновата халатность самих же гаишников.

На этом злоключения Кириллова не кончились - выяснилось, что машина не была растаможена. В связи с этим осенью 2005 г. Канавинский райсуд Нижнего Новгорода отказал Кириллову в удовлетворении иска о постановке машины на учет и выдаче нового ПТС. Суд апеллировал к Таможенному кодексу (ТК), запрещающему использование авто до их растаможки и говорящему о ничтожности всех сделок с таким имуществом. Тогда-то Кириллов и решил искать защиту в КС.

КС не впервые рассуживает таможенников и автомобилистов. Еще в 1999 г. он рассматривал дело о запрете на использование нерастаможенных машин. Тогда КС признал, что нерастаможенное имущество не может использоваться и продаваться, но уже совершенные сделки с контрабандой регулируются Гражданским кодексом, а не Таможенным, говорит руководитель налогового департамента "Бейкер Тилли Русаудита" Эдуард Кучеров. Разъясняя это решение в 2001 г. по запросу таможенников, КС уточнил, что ТК не обязывает растаможивать машину лиц, не имевших отношение к ее ввозу в страну. Добросовестных приобретателей нельзя заставлять платить таможенные сборы за свою машину, уверен Кучеров: "Но если будет доказано, что покупатель должен был знать, что приобретает контрабанду, ситуация меняется".

В новом решении КС, сделав ссылку на прежние и прекратив производство по жалобе Кириллова, вынес решение фактически в его пользу. "Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности ввоза, не могут рассматриваться как ответственные за его таможенное оформление, включая уплату таможенных платежей", - решил КС. Установить же степень осведомленности владельца о контрабандном ввозе машины должны суды, отмечается в определении.

Это решение ничего не меняет, говорит источник в Федеральной таможенной службе (ФТС). "Это же КС говорил и ранее, об этом написано и в ТК", - говорит чиновник. По ТК за незаконный ввоз машин и неуплату таможенных пошлин граждане, купившие машину, несут ответственность, если "в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза". При этом таможенники и сейчас обязаны доказать суду, что покупатель авто знал или должен был знать, что транспорт не прошел таможенную очистку. "Эта позиция КС не нова", - согласен Кучеров.

Но юристы говорят, что на практике доказывать добросовестность приобретения авто приходится их владельцам. "Нерастаможенную машину могут арестовать", - говорит Николай Фрейтак из AGA Management. Чиновники могут просто не выдавать ПТС и не регистрировать машину, отмечает Владимир Чикин из юркомпании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Граждане часто проигрывают суды и им приходится платить пошлину, говорит Чикин. "У человека есть возможность получить у нас ПТС, если он заплатит все таможенные платежи", - согласен представитель ФТС. Но стоимость растаможки может приближаться к стоимости подержанной иномарки, отмечает Чикин.

Эксперты надеются, что решение КС изменит практику. "Определение КС можно и нужно будет использовать при доказывании добросовестности приобретения", - полагает Чикин. А Фрейтак замечает, что определение помешает таможенникам в борьбе с ввозом товаров по серым схемам.

Автомобилисты рады. Для проверки машины на растаможку и угон есть ГИБДД, пусть она и ищет доказательства злого умысла, говорит председатель общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. "Автомобилист оплачивает специальную экспертизу в ГИБДД (2000-3000 руб.), и, если работник ГИБДД сказал, что она чиста, какие могут быть вопросы, - отмечает он. - А если машина не растаможена, отвечать должны работники, прошляпившие это дело".

С невозможностью арестовать все нерастаможенные машины смирились и сами мытари. Еще в начале весны они пообещали больше чем в восемь раз сократить базу автомобилей, разыскиваемых за неуплату таможенных платежей. Амнистия коснулась более чем 7000 авто. Милость таможенников объяснялась расхождениями в их базе и в системе "Автопоиск", которой пользуется МВД. В базе таможенников не были учтены сведения о прекращении уголовных дел против владельцев нерастаможенных машин. А через некоторое время бороться будет не с чем: сейчас поток "черных" иномарок снизился почти до нуля, говорит заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. Абсолютное большинство таких машин ввезено еще в 1990-е гг., добавляет он.

Цены разные

Несмотря на унификацию пошлин, цены на авто в Европейском союзе разные. Самый дешевый Ford Focus согласно исследованию Европейской комиссии - в Дании и Венгрии. В Чехии самые дорогие авто - на 7,3% выше, чем в среднем в Европе. Внутри зоны евро дороже всего Ford Focus в Германии, а дешевле - в Финляндии и Восточной Европе. При этом в Финляндии Ford Focus можно купить на 30% дешевле, чем в Германии. Съездив за Focus в Хельсинки, любой немец сможет сэкономить около 4000 евро. У россиян сэкономить не получится: здесь авто стоят не дороже, чем в Финляндии.

По дорогам России в 2002 году ездили 2,5 млн иномарок. Несколько десятков тысяч из них не были растаможены. Аналитик инвестиционной компании "Проспект" Николай Иванов отмечает, что в основном "всерую" дорогие машины ввозились физическими лицами, а затем продавались на авторынках. Для занижения таможенной стоимости в документах занижался объем двигателя или год выпуска машины. До сих пор владельцу такого автомобиля угрожало преследование по суду, а сведения о машине хранились в базе ГАИ (ГИБДД) по разыскиваемым таможенными органами транспортным средствам.

Приказ N1404 "О снятии ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами" позволяет добросовестным и неосторожным покупателям легализовать автомобиль, незаконно ввезенный в Россию, не обращаясь в суд. Приказ ГТК РФ N1404 от 25 декабря 2002г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало 10 февраля 2003г. В ГТК разъяснили, что приказ регламентирует действия таможенных органов по снятию ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, но таможенные платежи заинтересованными лицами уплачены. В настоящее время, по данным ГТК, на территории России находится до 40 тыс. автомобилей, ввезенных с нарушениями таможенных правил. Вице-президент ИГ "Атон" Александр Агибалов считает, что "покупка нерастаможенной машины - это не вина автовладельца. По льготной схеме без уплаты таможенных пошлин "ввозились дорогие и чаще всего краденые машины, поскольку ввозить дешевые просто нет смысла. Причем их количество минимум на 50% превышает указанные таможенниками 40 тыс.". Для сравнения: по данным ИК "Проспект", в 2002 году в Россию ввезли 400 тыс.

Спросить