Различия между приватизацией жилых помещений и признанием права собственности в порядке приватизации - юридические аспекты
₽ VIP
В чем различие между «признанием права собственности на жилое помещение в порядке приватизации» и «признанием права на приватизацию жилых помещений»? В законах и юридической литературе эти понятия разделяются.
В законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сказано, что передача жилых помещений в собственность граждан может осуществляться органами местно-го самоуправления, за которыми закреплён жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. При этом нотариального удо-стоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Можно ли заключить такой договор с администрацией, если бывшие общежития ФГУП переданы в муниципалитет или нужно проходить все процедуры приватизации, если права на приватизацию не утрачены?
Если жилые помещения переданы в муниципалитет, нужно заключить с ним договор социального найма и проходить все процедуры приватизации. ФГУП, передавший помещения муниципалитету, не вправе уже ими распоряжаться.
Признание права собственности в порядке приватизации - это решение суда о предоставлении Вам в собственность жилого помещения.
Признание права на приватизацию - это решение суда о том, что Вы вправе оформлять приватизацию, данное решение будет входить в комплект документов, которые Вы будете оформлять во внесудебном порядке на приватизацию.
С уважением, юрист ЮК "Феникс" Малова Ю.Г.
СпроситьПриватизация осуществляется по заявлению граждан путем заключения договора приватизации-безвозмездной передачи в собственность между владельцем жилой площади и гражданами.Право собственности по догоору подлежит регистрации в УФРС.В этом и состоит процедцра приватизации.
СпроситьОтвет 10.08.09:
Уважаемый Алексей Анатольевич !
Отвечаю на первый Ваш вопрос, чем отличаются правовые понятия "признание права
собственности на жилое помещение в порядке притваизации", от "признание права на
приватизаци жилых помещений"
Приавтизация жилищного фонда в Российской Федерации осуществляется с момента
вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1
О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по настоящее
время. Бесплатная приватизация жилых помещений заканчивается 01 марта 2010 года
(Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 30.06.2006)).
На протяжении действия указанного выше Закона РФ были случаи, когда граждан, в т.ч.
несовершеннолетних лиц, лишали права быть участником приватизации жилых помеще-
ний. Поэтому судебная практика за более 10 летний период пр рассмотрении судебных
дел по искам граждан или их предстатвителей, опекунов складывалась на основании
исковых заявлений с требованиями "о признании права собственности на жилое поме-
щение в порядке приватизации". Суд рассмотривали такие иски и если устанавливали в
ходе рассмотрения таких дел доказательства о наличии права у истца на приватизацию
данного жилого помещения, а также о незаконном лишении истца права на притваиза-
ции, то выносили решения об удовлетворении исковых требований и жилое помещение
судом заново уже распределялось в долях между собственниками, в т.ч. истцом. Таким
образом ПРИВАТИЗАЦИЯ жилого помещения сохранялась, но количество долевых соб-
ственников увеличивалось.
Некторые истцы по аналогичным делам в своих исковых заявлениях требовали приз-
нать за ними права на приватизацию жилого помещения, а приватизацию, которая на-
рушила их права, требовали признать незаконной, т.е. предметом искового требования
было "признаием права на приватизацию конкретного жилого помещения". И если суд
в ходе рассмотрения находил в доказательствах основания признания права на прива-
тизацию у истца, то договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в
данном случае признавался незаконным.
В чём основное отличие этих 2-х предметов исковых требований и решений по ним.
В первом случае ПРИВАТИЗАЦИЯ жилых помещений оставалась, хотя и изменялись
права первоначальных собствеников жилого помещения, т.е. их доли их уменьшались.
Во втором случае суд признавал право истца на приватизацию жилого помещения, а
ПРИВАТИЗАЦИЯ жилого помещения признавалась незаконной и отменялась. Таким
образом первоначальные собственники в ходе приватизации жилого помещения при-
знавались незаконными, хотя за ними и сохранялось право на приватизацию жилого
помещения, но с согласия истца, за которым признавалось в решении суда право на
приватизацию жилого помещения. А даст он согласие на повторную приватизацию жи-
логоо помещения или не дасть, это его право, а не обязанность согласно статьи 2 вы-
шеуказанного Закона № 1541-1.
Отвечая на второй Ваш вопрос, хочу обратить Ваше внимание на статью 4 Закона РФ №
1541-1 ( см. ниже эту статью дословно ):
Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения,
в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося
в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
По этому поводу Президиум Верховного Суда Российской Федерации при утверждении
судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года
в Постановлении от 7 и 14 июня 2006 года дал следующее разъяснение (см. ниже дослов- но):
Вопрос 20: Возможно ли с 1 марта 2005 года приватизировать жилые помещения, рас- положенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципаль-
ным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и исполь- зовавшихся в качестве общежитий, которые были переданы в ведение органов местного самоуправления ?
О т в е т: Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ( в редакции от 20 мая 2002 г. ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» ( признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Всего Вам доброго.
Спросить