При приостановлении операций по счетам налогоплательщика - приоритет уплаты налогов или выплаты пособий по временной нетрудоспособности?
₽ VIP
Прошу Вас разъяснить вопрос?
В связи с тем, что у предприятия, где я работал имеется непогашенная задолженность по НДС за 2009 год, ИФНС вынесло решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Работодатель передал листки временной нетрудоспособности для начисления пособия в Фонд социального страхования. На счет предприятия были из Фонда социального страхования перечислены деньги для оплаты моего листка временной нетрудоспособности. Банком данные средства, поступившие из государственного Фонда социального страхования были перечислены в счет уплаты налогов и сборов, несмотря на то, что предприятие обратилось в Банк с просьбой выдать перечисленные средства. В своих действиях Банк руководствуется ст.855 ГК РФ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997-21-П: (трактовка данных документов юристом Банка) - "При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ (налоги, штрафные санкции по ним и т.п.), а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (заработная плата, выплаты по больничным и т.п.), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов в кредитную организацию". Таким образом, Банк делает заключение, что оплата листка временной нетрудоспособности и оплата налогов стоят в одной очереди и исполняются банками по мере их поступления. Правомочны ли действия Банка?. Что имеет приоритетное значение: выплаты пособий по временной нетрудоспособности или уплата налогов и сборов в бюджет РФ?
С уважением.
Шелепов Николай Ветиславович.
Николай Ветиславович! Ваш вопрос уже больше 10 лет беспокоит властные структуры, но однозначного решения решения до сих пор нет. Постановление КС от 23.12.97 г. № 21-П, на которое Вы ссылаетесь в своем вопросе действительно признало не соответствующим Конституции РФ абзаца 4 ст. 855 ГК РФ, поскольку его применение ущемляет платежи в бюджет. Однако, редакция этого абзаца в тексте ГК РФ с 1997 г. осталась неизменной, следовательно действующей. Я считаю, что параллельно с платежами в бюджет должны быть произведены и социальные выплаты, основываясь на следующем.
При недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований применяется следующее правило. Для этого случая статья 855 ГК РФ устанавливает шесть групп очередности платежей. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст.339 ГПК). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в шестую очередь.
Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету No.9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека No.2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке No.2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека No.2 надлежащим образом пересматриваться.
Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБР от 01.03.96 No.245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Указанный нормативный акт не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, отнесенные к одной очереди, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в ПФ РФ, подоходный налог, платежи в ФСС РФ и Государственный фонд занятости населения РФ). Указанная проблема частично решена п.31 Инструкции ГНС от 29.06.95 No.35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и п.50 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 No.27 «По кассовому исполнению государственного бюджета СССР». Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисление удержанного подоходного налога в графе «Назначение платежа» указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями-плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налогов, удержанных из заработной платы.
Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие «оплата труда» следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ от 10.07.95 No.89 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера».
На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку No.2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 No.17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБР пояснил, что в этом случае в картотеку No.2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.
Правило п.2 ст.855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника. Перечисление этих платежей может быть возложено на организацию законодательством (алименты по исполнительным листам, подоходный налог, платежи в ПФ РФ) или распоряжением работника (добровольные алименты, платежи за приобретенные в кредит товары и т.п.). Возникает вопрос, в какую очередь следует оплачивать соответствующие им расчетные документы. Если бы указанные вычеты из зарплаты работника не производились, то он получил бы причитающиеся ему суммы в третью очередь и имел бы возможность самостоятельно оплатить свои долги. Поэтому было бы нелогично осуществлять такие платежи в шестую очередь. Следовательно суммы произведенных работодателем вычетов из заработной платы работника должны перечисляться в ту же очередь, что и средства на оплату труда, т.е. в третью. Исключение составляют только операции по перечислению сумм алиментов на основании исполнительных листов - первая очередь.
На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (No.76), ГНС РФ (No.ВГ-6-09\597) и ЦБР (No.318) от 22.08.96. Между тем это письмо противоречит п.2 ст.855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. постановления Государственной Думы от 11.10.96 No.682-11 ГД и No.683-11 ГД - РГ. 22.10.96).
При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст.855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.
СпроситьВправе ли он осуществить списание денежных средств со счета клиента по платежным документам клиента
