Как вернуть деньги за отмененный тур в Египет из-за запрета на полеты?

• г. Екатеринбург

Как нам поступить в ситуации с запретами полетов в Египет.

Я оплатила 100% стоимости тура в Египет на Новогодние праздники 24.10.15.

В связи с приостановлением полетов в Египет на основании указа президента РФ от 06.11.15 моя поездка не состоится. Хотела ы вернуть все оплаченные денежные средства, а не оставлять их на депозите, как предлагает туроператор. Подскажите пожалуйста как мне поступить в данной ситуации? Заранее спасибо.

Ответы на вопрос (1):

Добровольно возвращать денежные средства, уплаченные за предстоящую поездку в Египет, туроператоры не намерены и в этом их поддерживает Ростуризм.

Если туристы откажутся от обмена или отложения тура, то им будет возвращено всего 10-15% от уплаченной суммы, поскольку с туристов, в соответствии со ст. 32 ЗЗПП будут удерживаться понесённые туроператором расходы. По мнению руководителей правовой службы Ассоциации туроператоров России, никаких правовых оснований для применения статьи 14 закона "Об основах туристской деятельности в РФ" нет. Туроператоры заявляют, что они имеют право удерживать понесенные расходы при отмене туров. В Ростуризме так же считают, что статья 14 в данном случае не работает, поскольку угроза безопасности туристов в Египте официально не признана. В нынешней ситуации россияне имеют право обратиться в суд, который, в свою очередь, примет решение относительно возмещения стоимости тура.

Что это за ст. 14 ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» дающая туристу право на полное возмещение стоимости тура и почему, возникли сложности с её применением?

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального Закона № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Сложность применения данных положений связана с другими положениями этой же статьи: Наличие указанных обстоятельств (угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу) подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Вместе с тем: в применимом тексте Указа президента, приостановившем авиасообщение, не содержится прямого указания на угрозу жизни, здоровью или имуществу. Этим собственно и бравируют туроператоры.

Есть ли у туристов шанс, при данных обстоятельствах истребовать уплаченные денежные средства в полном объёме?

Шанс есть: В соответствии со ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основах туристической деятельности» туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

В соответствии со ст.6 вышеназванного закона, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.9 вышеназванного закона туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Статья 14. Федерального Закона № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Верховным судом РФ в Постановлении Пленума от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что, применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").

Практические рекомендации:

- Не спешите заявлять о расторжении договора по собственной инициативе. Если Вы расторгаете договор с туроператором или турагентом в одностороннем порядке до начала путешествия, то в соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ и статьей 32 закона «О защите прав потребителей» вы должны будете оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Требуйте оказания услуги до последнего, в дальнейшем предоставляете туроператору претензию и обращаетесь в суд.

- Правовым основанием ваших требований должна быть именно ст. 14 Федерального Закона № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». При этом нужно самим доказать наличие угрозы жизни или здоровью. Помните, что в ситуации отсутствия решения органов власти, информацию о наличии угрозы жизни и здоровью можно получить в ответ на запрос в Ростуризм, отказ в предоставлении такой информации наказуем.

- Так же можно использовать ст. 61 ГПК РФ. Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. 31 октября 2015 года в Египте потерпел крушение авиалайнер А321 российской авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На борту самолета находились 224 человека, все они погибли. Требуйте признания общеизвестным обстоятельством угрозы жизни и здоровью, применительно к целям ст. 14 Федерального Закона № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ».

- Во избежание применения 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 закона «О защите прав потребителей» и снижения размера суммы возврата, требуйте от туроператоров подтверждений понесённых расходов: Исходя из судебной практики: уплаченные ответчиком третьему лицу (своему контрагенту) штрафные санкции не являются фактическими расходами, понесенными ответчиком в связи с оказанием услуг истцу, а являются убытками ответчика (исполнителя), которые не могут быть возложены на истца (заказчика), так как право заказчика на отказ от такого вида договора прямо предусмотрено нормами статьи 782 Гражданского кодекса и статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В части возврата стоимости авиабилетов, помните положения агентских соглашений туристической фирмы с перевозчиками касаются исключительно предпринимательской деятельности перевозчика и агента, не должны влиять на право пассажира на возврат денежных сумм в случае добровольного отказа от перевозки, предусмотренное действующим законодательством. В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. В силу ст. 787 ГК РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

И в заключении:

Помните, данные рекомендации не являются универсальными. Многое зависит от содержания договора, положений о сроках, наличия возможностей отложения исполнения обязательств, включения в «форс-мажор» запретительных действий органов власти и прочее... Если есть, сомнительные с вашей точки зрения положения в подписанном вами договоре, проведите правовую экспертизу, помните в силу ст. 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Спросить
Пожаловаться

В связи с запрещением полетов в Египет был перебронирован тур в Турцию, туроператор не переносит оплаченные средства за тур в Египет в счет заявки тура в Турцию, требуя оплатить по новой заявку.

Пару недель назад заказали тур в Египет (вылет 3 июля) и оплатили его полностью.

В связи с последними событиями в этой стране, желание ехать туда совершенно пропало.

Позвонили туроператору с просьбой заменить тур, либо вернуть деньги.

Нам ответили, что данный вопрос может рассматриваться, если в Египте начнутся серьезные столкновения и Россия закроет туда вылеты.

Можем ли мы требовать возврат средств и какой процент стоимости тура нам вернут?

Я представитель туристического агентства, бронируем туры не у туроператора напрямую а через систему бронирования. В связи с ситуацией в Египте тур нашего туриста не состоялся из-за Указания Президента (рейс отменили). Турист обратился к нам в туристическое агентство и требует возврат денежных средств (соответственно вернуть не можем, т.к. оплатили системе бронирования, а они в свою очередь перевели туроператору). Турист будет на наше туристическое агентство в суд. Туроператор нам отказывается возвращать деньги - говорит о 100 % затратах. Вопрос в следующем, если мы как туристическое агентство решим обратиться в суд для возврата денежных средств у туроператора, то нам в качестве ответчика нужно привлекать туроператора или центр бронирования, через который мы бронировали или оплачивали тур? Спасибо.

Мы оплатили половину стоимости тура в Египет. В замен несостоявшегося тура мы согласились на тур в ОАЭ с доплатой. Сделали доплату, но туры в ОАЭ тоже отменили. Нам в турагентстве сказали. Что вернут деньги только доплаченные за тур в ОАЭ, за тур в Египет останутся на депозите. Я считаю, что депозит мы уже использовали, заказав другой тур, который не состоялся по нашей вине. Как вернуть все деньги?

Купила тур от туроператора Библио Глобус в Египет. Вылет должен был состояться 09.11.2015 г. из Москвы в ночное время. Живу в глубинке, поэтому выехала в Москву 06.11.2015 г. ранее, чем было объявлено о закрытии полетов в Египет. Приехав в Москву 07.11.2015 мой турагент связался со мной и сообщил, что туроператор аннулировал самостоятельно мой тур со 100% штрафом. Обращались к туроператору, в юридический отдел Библио Глобус пришел ответ о возврате денежных средств мне в размере 11 долларов. Как быть дальше? Правомерно ли действие со стороны туроператора?

У меня следующая проблема: оплатили полностью тур в Египет за неделю до предполагаемой поездки, в день заключения договора. Когда за день до поездки я пришла за билетами, выяснилось, что к туроператору деньги так и не пришли и, соответственно, билетов нет и поездка не состоится. Взяла расписку, что до 11 января (сегодня) деньги вернут. На мою просьбу вернуть деньги ответ, что денег нет. Как выяснилось, фирма состоит из 1 учредителя и уставной капитал у них 10 т.р. Деньги за поездку вернуть обещают как только они появятся, но всё это очень туманно. Завтра планирую вручить официальное письмо. Подскажите, пожалуйста, как поступить в дальнейшем если деньги не вернут?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Скажите как вернуть денежные средства за путёвку, если туроператор назначает штраф 100%? Отмена поездки в связи с медицинским показаниями клинико - экспертной комиссии: исключить перелёты у жены. Вылёт - 09.12.15, справка об исключении полетов 4.12.2015 г.. Спасибо!

Туроператор отменил тур и аннулировал заявку, предлагает держать деньги на депозите или перебронировать тур с доплатой. Тур оплатила полностью ещё в январе, поездка должна была состоятся в июле. Чеки есть, при этом 2,5% тура от общей стоимости оплатила бонусами, которые начислились мне в бонусной программе агента. В претензии указываю все чеки, естественно в договоре сумма выше на 2,5 %, а как же указать, что часть оплачена бонусами? Т.е. подтвердить факт того, что оплатила тур полностью и необходимо ли это, ведь я хочу вернуть, только то что сама оплатила.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение