Можно ли часть земель общего пользования в СНТ (разделив их на участки) продать или распределить среди членов СНТ?
Можно ли часть земель общего пользования в СНТ (разделив их на участки) продать или распределить среди членов СНТ?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201910/22/30x30/a8571625697dd0a67cc3849c9c80db3f.jpg)
Здравствуйте! Можно, на основании решения общего собрания членов СНТ. Можно продать если земля в собственности
СпроситьИмеет ли право СНТ продать или сдать в долгосрочную аренду часть земель общего пользования собственнику участка в границах которого находятся данные несколько соток ЗОП, земли общего пользования насколько я знаю находятся в долевой собственности членов СНТ и на юр.лицо СНТ не оформлены.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201110/01/30x30/42687.jpg)
Если пройдет общее собрание членов СНТ, на котором будет принято такое решение, то это будет законно.
СпроситьЧасть земель общего пользования, прилегающие к участку садовода, садовод хочет приобрести у СНТ в собственность. Каков порядок оформления сделки, может ли СНТ продать или должно передать безвозмездно.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202009/22/30x30/2ff26258c873d3b93352a7ed26c78c29.jpg)
Владение, пользование и распоряжение общими землями товарищества возможно на основании решения ОБЩЕГО собрания членов товарищества.
Ознакомьтесь с Уставом товарищества и с полномочиями правления.
Подавайте заявление председателю правления о предоставлении вам данного земельного участка.
СпроситьЗаконна или незаконна раздача земель общего пользования СНТ без решения общего собрания, без изменения кадастрового плана СНТ, без изменения величины налога на земли общего пользования для членов СНТ?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ф.png)
Здравствуйте, Герман! Правила пользования и распоряжения землями общего пользования (далее -- ЗОП) СНТ установлены совокупностью федеральных законов: ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» №66-ФЗ от 15.04.1998г.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ); ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997г.; «Земельный кодекс РФ» №136-ФЗ от 25.10.2001г.; ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» 24 июля 2007 года N 221-ФЗ; ФЗ РФ №93-ФЗ от 30.06.2006г. (это комплекс законов, именуемый в народе «Закон о дачной амнистии»). 1. ЗОП могут находиться в режиме:
права общей совместной (до 1998г. – называлась коллективной совместной) собственности членов СНТ или 2. права собственности СНТ как юридического лица (Юрлицо),
В случае 1: решение о передаче ЗОП кому-нибудь должно быть принято письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ (п.2. ст. 253 ГК РФ). А, например, решение об образовании земельных участков из ЗОП осуществляется по соглашению между всеми садоводами об образовании земельного участка (п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса).
В случае 2: все решения о судьбе ЗОП принимает Общее собрание членов СНТ простым большинством голосов. В случае, если это – Собрание уполномоченных, то решение в «минимально допустимом случае» могут принять всего 5,0% + один голос от общего списка садоводов.
Спросить
Как оформить переход права собственности на землю при покупке части участка общего пользования у СНТ
Участник СНТ намерен приобрести часть участка земель общего пользования, прилегающего к его земельному участку, СНТ согласно. Подскажите, пожалуйста, правильно оформить переход права собственности на землю? Какие документы необходимы и как правильно оформить переход - просто заявление в Росреестр или основанием будет судебное решение?
СНТ является собственником земель общего пользования как юридическое лицо.
Спасибо!
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Здравствуйте, Алексей! Если СНТ является собственником (ст.209 ГК РФ), то должен быть протокол общего собрания членов СНТ (ст.17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), т.к. речь идет о распоряжении имуществом СНТ. Если такой протокол есть, то можно выходить на сделку. Нужен ДКП, акт приема-передачи, заявление в Росреестр, гражданский паспорт. Судебное решение тут не причем, если приобретаете по сделке.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/30/30x30/96ad73eaad0b5822b5112f3d3985bdae.jpg)
Здравствуйте!
На основании Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
Алгоритм действий таков:
1. Решение общего собрания
2. Межевание
3. Постановка участка на кадастровый учет
4. Заключение договора купли-продажи
5. Регистрация перехода права собственности в Росреестре.
Не нужен Вам в данном случае, ни какое судебное решение, это все решается на собрании собственников земельных участков, и на основании данного решения Вы имете право (при выше проделанных действий) зарегестрировать ДКП в Росреестре.
Всего Вам хорошего!
СпроситьЕсть несколько вариантов, можно
выкупить участок у СНТ, получить территорию после проведения перераспределения участков земли между собственниками в пределах территории СНТ.
Можно приватизировать бесплатно, если надел располагается в границах территории СНТ;
угодья были переданы садовому товариществу до принятия ЗК РФ (до 10.11.2001 года);
надел был закреплен за пользователем по решению общего собрания в результате принятия иного документа, каким были распределены наделы между участниками объединения;
землю не изымали из оборота, в отношении надела не принималось решение о резервации для нужд государства или муниципалитета.
В последнем случае угодья разрешается передать пользователю без торгов исключительно по договору аренды. Чтобы пользователь мог получить отведенные под садоводство угодья в собственность, он должен подать в местные органы самоуправления соответствующее заявление. Это могут быть городские власти (если надел размещен в пределах такого населенного пункта) или профильный комитет по управлению имуществом. В случае, когда участок находится за пределами города, обращение адрестовывают руководству района.
Подать заявление можно лично, отправить его по почте, обратиться через МФЦ или через интернет. Последний способ подразумевает обращение через официальный сайт или портал Госуслуги.
СпроситьМожно ли подать в суд на должников членов СНТ без оформленных земель общего пользования?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202203/14/30x30/dbd2d3367e85f4f4ccb202b650278c37.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/30/30x30/2551c336c8e5c60488c483f112f774f5.jpg)
Подать в суд можно, соблюдя требования ГПК РФ - ст. 131, ст. 132. А вот что там с требованиями и доказательствами - иной вопрос!
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202106/16/30x30/b69cb1dc7b32d5a9c1d425e2ef4ab185.jpg)
Добрый день. Да, можно через суд взыскать долги с членов СНТ. Это самостоятельный иск, с оформлением земли он не связан. Для подстраховки можно сделать приказ, из которого следует, что процесс оформления земли продолжается (поручить, проверить, составить план и т.д.) - на случай, если должники будут на это ссылаться, и суд примет этот довод во внимание (но по закону этот довод все равно ничего не решает).
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Е.png)
Иск в соответствии со ст 131-132 ГПК РФ подает председатель СНТ в отношении должников.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/20/30x30/5a86a9dcdab1a3295ab42eafc31b8582.jpg)
Помогите пожалуйста председателю СНТ. На территории нашего СНТ был карьер, который много лет подряд засыпался и вот его наконец засыпали. Теперь правлением было решено продать данный участок земли, являющийся землей общего пользования, разделив его на участки по шесть соток (6 участков). Но прежде данную территорию надо вывести из земель общего пользования. Бьемся уже восемь месяцев, а воз и ныне там. Подскажите, пожалуйста, какой порядок оформления такого рода земель, где это можно прочесть и есть-ли единый порядок оформления. Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/200910/27/30x30/41730.jpg)
Порядок оформления и переоформления прав на земельные участки
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками;
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий;
2) в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
3) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
6) участки в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Земельный участок в гражданско-правовых отношениях выступает в качестве недвижимого объекта вещных прав. Земельный участок может находиться на праве собственности, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, на праве аренды и ином праве (хозяйственное управление, в залоге). Любое из перечисленных прав подлежит государственной регистрации, осуществляемой уполномоченным государственным органом, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки в соответствии с законодательством. Именно с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Поскольку в Земельном кодексе РФ прямо указывается, что права на земельные участки подлежат государственной регистрации, то и положение Гражданского кодекса РФ имеет прямое действие. Данное положение имеет важное значение в связи с тем, что без государственной регистрации права на земельный участок даже при наличии акта государственного или муниципального органа, договора или судебного решения, предоставляющего (устанавливающего, признающего) право на участок, отсутствуют юридические основания для осуществления субъектом, у которого должно возникнуть соответствующее право, вытекающих из него правомочий.
Единственным исключением будет являться случай, когда закон прямо указывает на возможность отсутствия государственной регистрации права на земельный участок. Так, в соответствии со ст. 26 ЗК РФ не подлежат государственной регистрации договоры аренды (субаренды) земельных участков, заключенные на срок менее чем один год.
В большинстве своем государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" прямо указывает на это в ст. 2, и никакие иные юридические акты, в том числе решения органов власти, судов, не могут рассматриваться в качестве таковых. Такие решения являются основанием для регистрации права в установленном законом порядке.
Следует обратить внимание, что вышеуказанное правило применимо только к правам, которые возникли после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно действующему законодательству признаются юридически действительными все права на недвижимое имущество, которые возникли до вступления в силу указанного Закона, а также государственная регистрация прав, которая осуществлялась в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до этого момента. Этот Закон вступил в силу 31 января 1998 г., и именно с этого момента можно говорить об обязательной государственной регистрации прав на земельные участки.
Права на земельные участки, возникшие до 31 января 1998 г., подлежат государственной регистрации при государственной регистрации их перехода, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с земельным участком, а в остальных случаях - лишь по желанию правообладателей.
Права на участки, приобретенные до 31 января 1998 г., могут подтверждать следующие документы:
свидетельство о праве на земельные доли, выданные до 31 января 1998 г., а при их отсутствии - выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю (ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
государственные акты, выданные в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
свидетельство о праве собственности на землю в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении формы Свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (выдавались до 29 октября 1993 г.). Бланки свидетельства о праве собственности на землю могли временно (до момента выдачи государственного акта) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей. Если решение о предоставлении участка принято после 29 октября 1993 г. (после вступления в силу Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", оно должно быть зарегистрировано в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Данным Указом была утверждена новая форма свидетельства на право собственности на землю и одновременно разрешено использовать имеющиеся документы, удостоверяющие иные права на землю, но с обязательной их регистрацией в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Свидетельство на право собственности на землю должно быть зарегистрировано в поземельной книге;
договоры об отчуждении участков, решения судов, свидетельства о праве на наследство, решения (постановления, распоряжения) уполномоченных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков, оформленные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте нахождения участка в момент его приобретения (как правило, зарегистрированные в местном земельном комитете).
Так, до 31 января 1998 г. обязательному нотариальному удостоверению, а также регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству подлежал договор купли-продажи (купчая) земельного участка.
Вместе с тем, хотя право, удостоверенное вышеуказанными документами, на земельный участок признается государством, при совершении любой сделки с таким имуществом правообладатель обязан зарегистрировать свое право в установленном законом порядке. В качестве гарантии зарегистрированного права закон закрепил правило, что оно может быть оспорено только в судебном порядке. Это означает, что при наличии у юридического или физического лица документов, свидетельствующих о произведенной регистрации его права на земельный участок, данное право может быть прекращено или признано недействительным лишь на основании судебного решения, а не в административном порядке.
Государственная регистрация возникновения или перехода прав на земельный участок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, соответствующем установленным законом форме. Вместе с тем правоустанавливающие документы, выданные до начала выдачи свидетельств в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (например, свидетельства о праве собственности на земельные участки, государственные акты на право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками), сохраняют свою юридическую силу.
Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.
Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.
К таким документам могут относиться:
гражданско-правовой договор (договор купли-продажи, мены, дарения, ренты, пожизненного содержания с иждивением, аренды, договор об ипотеке и др.);
справка потребительского кооператива о выплаченном пае;
свидетельство о праве на наследство;
иное.
Документами, удостоверяющими права на земельные участки, согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются документы, подтверждающие регистрацию прав (как уже говорилось - свидетельство о государственной регистрации).
В соответствии со ст. 12 этого Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), который составляет основные документы, удостоверяющие права на земельные участки. При этом неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из ЕГРП, об иных документах.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Порядок государственной регистрации прав на земельный участок регулируется Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. Это следующие документы:
приказ Минюста России от 8 декабря 2004 г. N 192 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер" (зарег. в Минюсте России 17 декабря 2004 г. N 6193);
приказ Минюста России от 24 декабря 2001 г. N 343 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (зарег. в Минюсте России 11 января 2002 г. N 3152);
постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
приказ Госстроя РФ от 31 мая 2001 г. N 120 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности".
Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. В настоящее время таким органом является Федеральная регистрационная служба и ее территориальные подразделения.
Государственная регистрация осуществляется на платной основе. Размер сбора устанавливается Налоговым кодексом РФ (гл. 25.3 "Государственная пошлина".
Регистрация права осуществляется на основании заявления, поданного заинтересованным лицом или его представителем. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) документы, подтверждающие правоспособность правообладателя. К ним относятся документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ, его заменяющий); учредительные и регистрационные документы для юридического лица (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о его постановке на налоговый учет);
2) документы, подтверждающие право действовать от имени правообладателя. В случае, если от имени правообладателя за государственной регистрацией обращается другое лицо, необходимо представить соответствующим образом оформленную доверенность (как правило, нотариально удостоверенную). В случае, когда правообладателем является юридическое лицо, необходимо представить подтверждение того, что от имени организации действует ее руководитель, а также в случае необходимости подтвердить согласование крупной сделки или сделки с заинтересованностью (представляются решение (протокол) об избрании руководителя, выписка из протокола об одобрении сделки);
3) документы, содержащие описание земельного участка: кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием кадастрового номера;
4) документы, являющиеся основаниями для возникновения (перехода, прекращения) прав на земельный участок. Перечень таких документов установлен ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". К ним относятся:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация проводится в течение одного месяца с момента подачи всех документов.
Правообладателю выдается документ, удостоверяющий проведенную государственную регистрацию. Таким документом является свидетельство о государственной регистрации. В случае регистрации сделки с земельным участком (например, в случае регистрации договора аренды) государственная регистрация удостоверяется проставлением специальной удостоверяющей надписи (обычно в виде специального штампа) на документе, выражающем содержание сделки (например, на договоре аренды земли).
Вместе с тем законом предусмотрены случаи, когда государственная регистрация может проводиться в срок, превышающий один месяц. Так, в определенных случаях возможно приостановление регистрации сроком не более 1 месяца (кроме основного месячного срока регистрации). Регистрация может быть приостановлена в случае возникновения у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. При этом регистратор обязан принять все необходимые меры для разрешения сложившейся ситуации - уведомить заявителя, направить соответствующие запросы о подтверждении подлинности документов и т.д.
Также государственная регистрация может быть приостановлена по письменной просьбе заявителя на срок, не превышающий 3 месяцев.
Согласно закону регистратор может отказать в государственной регистрации в случае, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В случае отказа в государственной регистрации заявитель вправе устранить причины, послужившие основанием для отказа, и повторно обратиться за государственной регистрацией, вновь оплатив государственную пошлину. Также заявитель вправе обжаловать отказ в суде (арбитражном суде).
Земельным кодексом РФ (ст. 25) определено, что права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 131, ст. 216 ГК РФ, ст. 25 ЗК РФ государственной регистрации подлежат следующие вещные права на земельные участки:
право собственности;
право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
частный сервитут.
Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях, установленных ГК РФ. Отсюда вытекает, что государственной регистрации подлежат и считаются заключенными с момента регистрации следующие сделки с земельными участками:
договоры дарения (в том числе пожертвования) земельных участков и земельных долей как долей в праве общей собственности на участки;
отказ одаряемого принять в дар участок или земельную долю;
договоры ренты, пожизненного содержания с иждивением с передачей участка или земельной доли под выплату ренты;
договоры аренды земельных участков и участков лесного фонда, заключенные на срок не менее 1 года;
договоры субаренды земельных участков на срок не менее 1 года;
договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда;
договоры о залоге (ипотеке) земельного участка или земельной доли;
договоры о залоге права аренды участка;
уступка требования и перевод долга по подлежащему государственной регистрации договору аренды, в том числе передача прав и обязанностей по договору аренды участка;
соглашение об изменении зарегистрированного договора аренды.
Обязательственное право аренды не может возникать отдельно от договора. На основании договора аренды, заключенного надлежащим образом, в соответствии с гражданским законодательством у арендатора возникает право аренды - право пользоваться и владеть земельным участком на определенных договором условиях. Если договор не подлежит государственной регистрации, право аренды недвижимости возникает с момента подписания сторонами договора, например договора аренды на срок менее 1 года; а если договор подлежит регистрации, то с момента государственной регистрации договора аренды. Если договор аренды не подлежит регистрации в соответствии с ГК РФ, отдельная "регистрация права аренды" также не осуществляется.
Ограничения (обременения) прав на недвижимость подлежат регистрации в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с гражданским и земельным законодательством государственной регистрации подлежат следующие ограничения (обременения) прав на земельные участки:
ипотека на основании договора и в силу закона;
доверительное управление, кроме договоров аренды земельных долей, не приведенных в соответствие с ГК РФ;
рента;
аресты, запрещения заключения сделок;
права требования в судебном порядке;
решения об изъятии земельного участка;
публичные сервитуты;
особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ и ГК РФ, иными федеральными законами.
Определенные ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти,
актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Такие ограничения могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация ограничений (обременений) может проводиться при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц либо по заявлению обеих сторон в случае, если ограничение (обременение) устанавливается по соглашению сторон, а регистрация ограничений (обременений), установленных в публичных интересах, осуществляется по инициативе установивших их органов государственной власти и местного самоуправления.
Если ограничение (обременение) регистрируется не по заявлению правообладателя, обязательно его уведомление о зарегистрированном ограничении (обременении).
Гражданским и земельным законодательством установлены два принципиально отличающихся друг от друга вида земельных сервитутов: частный и публичный.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством по соглашению сторон или по решению суда в случае недостижения соглашения. Частный сервитут - это вещное право лица, в пользу которого он установлен, - обладателя сервитута (сервитуария); одновременно это ограничение (обременение) прав собственника земельного участка. В соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ частный сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Таким образом, публичный сервитут - это не вещное право, поскольку не имеет правообладателя - сервитуария. Публичный сервитут - только ограничение (обременение) прав собственника земельного участка, подлежащее в этом качестве государственной регистрации.
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки (ст. 24 ЗК РФ) из земель:
находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок не более 1 года - государственным и муниципальным учреждениям (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления), федеральным казенным предприятиям;
находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков - гражданам в виде служебного надела.
Согласно п. 2 ст. 26 ЗК РФ не подлежат государственной регистрации договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем 1 год. Однако Гражданским кодексом РФ вообще не установлена необходимость государственной регистрации договоров безвозмездного пользования недвижимостью, такие договоры считаются заключенными с момента подписания.
Я вам распечатала комментарий , кторый я когда -то давала одном уиз клиентов. А вообще, советую работаь с адвокатом, т.к. такие вопросы освещаются не на скорой юрпомощи, которой занимается этот сайт , а путем разрешения спора.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ф.png)
Вопрос о распоряжении имуществом общего пользования СНТ решается только общим собранием. П. 3 ст. 25, 217-фз. Действия председателя незаконны. Можете обжаловать его действия в суде.
СпроситьУ нас проблема с приватизацией участка в СНТ - часть участка приватизирована СНТ как земли общего пользования в 2007 году, хотя нам этот участок за счет земель общего пользования был выделен еще в 1994 г. на правах бессрочного пожизненного пользования. Что можно сделать теперь? Можно ли хотя бы приватизировать строения расположенные на участке и что для этого нужно? Спасибо за ответ.
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/М.png)
Рекомендую обратиться в местное УФРС (рег.палату), ознакомиться со списком документов, необходимых для регистрации права собственности на зем.уч. и садовый дом. Сдать документы на регистрацию и получить св-ва о гос. регистрации права. Процедура ОЧЕНЬ простая и недорогостоящая.
С уважением.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202204/05/30x30/85f5adac3825f190f1d07d5a5654e0ac.jpg)
Если выделение Вам этого земельного участка в бессрочное пользование подтверждается каким-либо документом, то Вы вправе его приватизировать.
"Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Кроме того, в случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Кодекса для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие Кодекса для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Наличие любого из документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, является основанием для отнесения такого земельного участка к ранее учтенным объектам недвижимости (далее - ранее учтенный земельный участок); сведения о данном участке включаются в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр); по запросу заинтересованного лица органом кадастрового учета осуществляется изготовление кадастрового паспорта такого участка (ч. 1, 6, 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом отсутствие получаемых в результате выполнения кадастровых работ сведений о местоположении (координатах) границ вышеуказанного земельного участка в объеме, установленном Законом о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого участка (ч. 11 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В таком случае в кадастровый паспорт вносится особая отметка: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
В рассматриваемых ситуациях государственная регистрация прав собственности на вышеуказанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений (актов органов власти) о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
При этом государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о земельном участке не позволяют однозначно определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком участке подлежат уточнению и тому подобное) (п. 4 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
А.Р.Мкртумян
Управление Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости
по Московской обл.
08.08.2008
Статья 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства:
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)
2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
3. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
(в ред. Федеральных законов от 23.11.2007 N 268-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
4. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется также в случае, если:
сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
(в ред. Федеральных законов от 23.11.2007 N 268-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
СпроситьПочему неприватизированные участки включаются в площадь земель общего пользования СНТ?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252561.jpg)
В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201701/27/30x30/278997.jpg)
СНТ как юридическое лицо проводит межевание все земли, полученной им от администрации, при этом ни на какие-либо отдельные фрагменты этот участок не делят. Сначала поставьте на кадастровый учет весь участок, потом думайте о его разделе.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Р.png)
Межевание участков членов СНТ проводят за счёт собственников земель. Общую землю межуют за счёт взносов членов СНТ. Обычно коллективно обращаются к землеустпоителям и проводят работы.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201703/25/30x30/299650.jpg)
ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Межевать всё СНТ или только земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, зависит от того, есть ли у членов СНТ свидетельства на свои участки. Если есть, то они подтверждают право на 6 соток, даже с ориентировочной плащадью, в любой момент свои участки могут отмежевать. В этом случае мы делаем схему расположения на кадастровом плане территории. Включаем только земли общего пользования (дороги, емкости, скважины, сторожки и т.п.). Если есть участки без свидетельств, они остаются землями государственной или муниципальной собственности. Согласовываем схему с председателем СНТ, главой сельского поселения, архитектурой района, КУМИ. Утверждается распоряжением главой муниципального района. Ставим на кадастровый учет. ПОлучаем распоряжение о предоставлении в собственность СНТ бесплатно. Земельные участки без свидетельств у нас предоставляют в собственность физическим лицам по проекту организации и застройки.
Спросить