Организация арендует помещения государственного или муниципального имущества.
Организация арендует помещения государственного или муниципального имущества. Помещениея переданы по актам приема-передачи. Необходимо ли для подтверждения правомерности отнесения арендной платы в состав расходов, уменьшаюших налоговую базу по налогу на прибыль, и принятия к вычету сумм НДС, составлять акт об оказании услуг или достаточно только договора, акта приема-передачи и счетов-фактур? И кто должен выставлять счет-фактуру?
Уважаемый Александр,
На основании статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, то есть применительно к налогоплательщикам – российским организациям - полученные доходы, уменьшенные на произведенные расходы. В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса налогоплательщик налога на прибыль организаций может уменьшить полученные доходы на произведенные расходы, за исключением расходов, определенных статьей 270 Налогового кодекса, если эти расходы:
- являются экономически обоснованными, то есть оправданными с экономической точки зрения;
- являются документально подтвержденными, то есть подтвержденные документами, составленными в соответствии с действующим законодательством;
- направлены к извлечению доходов.
Раходы на уплату арендной платы, удовлетворяющие указанным требованиям, признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, а не удовлетворяющие им признаются расходами не уменьшающими доходы.
В условиях, когда размер арендной платы определен договором аренды, а ее уплата подтверждена расчетным документом и выпиской из банковского счета (при безналичных расчетах), либо квитанцией к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), в составлении какого - либо акта необходимость отсутствует.
Арендаторы государственного или муниципального имущества признаются налоговыми агентами и несут обязанности удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, налога на добавленную стоимость и уплатить его (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса). Публично - правовые образования в лице соответствующих органов не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, а следовательно не несут их обязанностей, включая обязанность составлять счет - фактуру (пункт 3 статьи 169 Налогового кодекса). Лицо, составляющее счет - фактуру в случае аренды государственного или муниципального имущества, Налоговым кодексом не определено. В то же время основания считать, что в таких случаях счет - фактура не составляется, отсутствуют, поскольку случаи, когда счет - фактура не составляется определены Налоговым кодексом, а сам счет - фактура служит основанием для принятия налога на добавленную стоимость уплаченного продавцам (подрядчикам, исполнителям) к налоговому вычету (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса).
В указанной ситуации целесообразно воспользоваться Методическими рекомендациями по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-303/447, пункт 36 которых содержит прямое указание на то, что счет - фактура составляется налоговым агентом, то есть применительно к рассматриваемой ситуации - арендатором государственного имущества.
С почтением Ю.А. Печенкин
СпроситьЮристы ОнЛайн: 91 из 47 430 Поиск Регистрация