Имею ли я право не сдавать свою трудовую книжку этой сторонней организации?
Работаю у индивидуального предпринимателя, официально оформлена по договору. Трудовые книжки сотрудников находятся на хранении в сторонней организации, осуществляющей бухгалтерское сопровождение данного ИП, правила учёта и хранения этих документов там не соблюдаются, неоднократно случались потери трудовых книжек. Имею ли я право не сдавать свою трудовую книжку этой сторонней организации? (В данный момент она находится у меня на руках), А если нет, то каким образом можно подстраховаться на случай её потери.
Свтлана, сделайте нотариально заверенную копию трудовой книжки, и поговорите с работодателем, возьмет ли он эту копию. Если не согласиться, эта копия будет у вас на руках и в случае чего, вы сможете в будущем восстановить трудовую книжку. По поводу отвтетственности прочитайте приведенные статьи:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2008 года N 656-6-0
Об ответственности за сохранность трудовой книжки работника
В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.
Трудовой кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения и хранения трудовых книжек, не содержат запрета на выдачу работнику по его просьбе подлинника трудовой книжки в период действия трудового договора.
Вместе с тем следует иметь в виду следующее.
В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Как правило, работодатель своим приказом назначает специально уполномоченное лицо, которое несет ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.
Работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку лишь в день увольнения (последний день работы) с внесенной в нее записью об увольнении.
Кроме этого работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.
Из обращения неясно, в связи с чем работнику понадобился подлинник трудовой книжки. Как правило, такая необходимость возникает в случае, когда работник обращается в органы Пенсионного фонда за назначением пенсии.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В подтверждение стажа в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации может быть представлена как трудовая книжка работника, так и ее нотариально заверенная копия. При этом трудовая книжка является основным, но не единственным документом, подтверждающим трудовой стаж.
Ответственность за сохранность трудовой книжки работника в любом случае несет специально уполномоченное лицо.
Таким образом, ответственность за утерю трудовой книжки в случае, если работнику под расписку на короткий срок выдается трудовая книжка, тем не менее будет нести указанное должностное лицо.
Начальник Правового управления
Федеральной службы по труду и занятости
И. Шкловец 16.10.2008 18:51:05
Богатов Сергей
Администратор сайта, аналитик рынка труда
лучших ответов 5 Посмотрите статью «Массовая утеря трудовых книжек по вине работодателя: проблемы и последствия» одного грамотного юриста на нашем сайте по ссылке: www.kadry.ru 17.10.2008 15:44:27
Белова Ольга Анатольевна
консультант Да, наказали Вы с директором своих работников! Остались они без своих честно заработанных трудовых! Придется восстанавливать и, скорее всего, Вам.
Есть такие сведения: за утерю книжки руководитель и кадровая служба ответственность несут (даже при утере книжки работником, если он взял ее под расписку на время). Это согласно письму Роструда от 18.03.2008 года. Можно отделаться штрафом не в особо крупных размерах (3-5 МРОТ). Не могу сказать, кто его налагает. При утере трудовой книжки руководителем (сотрудником отдела кадров) составляется соответствующий акт, в котором указывается номер утерянного документа (при поступлении на работу всегда делается копия трудовой). Потом оформляется дубликат. К сожалению, всякие подтверждающие бумажки будет в поте лица собирать бывший хозяин бывшей трудовой.
Кстати, за нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек и Инструкции по заполнению трудовых книжек к должностным лицам работодателя, виновных в таких правонарушениях, в соответствии со ст. 5.27 КОАП РФ применяются штрафы:
"Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ) в часть 1 статьи 5.27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2007 г.
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет."
В части выдачи трудовой книжки на руки работнику есть только одна норма - выдача ее при увольнении (см. указанные выше Правила и Инструкцию).
На всякий случай, если директор захочет сорвать злость и попробует наказать Вас рублем, то помните, что в соответствии со ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается, в частности, в том случае, если работодатель не исполнил свою обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
С уважением Скрыпник Д.Ю.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 86 из 47 429 Поиск Регистрация