Означает ли это обязанность работодателя принять данного гражданина на работу?

• г. Воронеж

В соответствии с законом "О статусе военнослужащих" (ст.23) граждане, призванные на военную службу по призыву и уволенные в запас, в течение трех месяцев после демобилизации имеют первоочередное право на трудоустройство в то государственное учреждение, с которого они были призваны на военную службу. Означает ли это обязанность работодателя принять данного гражданина на работу? Относится ли это правило к ОАО, ООО и т.п. И прошу подсказать определена ли законодательством обязанность работодателя в трудоустройстве данной категории граждан. Благодарю за ответ.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

1. Означает, если существует объективная возможность.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 197-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р.Ивашкевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

"Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г.Стрекозова, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.Р.Ивашкевича, установил:

1. Гражданин С.Р.Ивашкевич в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым за уволенными с военной службы гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Как следует из представленных материалов, гражданин С.Р.Ивашкевич работал помощником машиниста тепловоза в структурном подразделении государственного унитарного предприятия - локомотивном депо Кандалакша Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. В мае 1996 года он был уволен в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации. В мае 1998 года С.Р.Ивашкевич был демобилизован и вернулся в Кандалакшу, однако в приеме да работу в прежней должности ему было отказано из-за отсутствия вакансий в связи с сокращением численности работников.

Кандалакшский районный суд решением от 8 сентября 1998 года отказал С.Р.Ивашкевичу в удовлетворении жалобы на этот отказ; Председатель Мурманского областного суда и судья Верховного Суда Российской Федерации сообщили заявителю, что не усматривают оснований для принесения протеста на состоявшееся судебное решение. Аналогичные ответы даны заявителю прокуратурой Мурманской области и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Неконституционность оспариваемой нормы заявитель усматривает в том, что по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, она лишь провозглашает указанное в ней право, но не гарантирует его реализацию, а потому противоречит статьям 2, 37 (часть 3), 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

3. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому воинская обязанность возлагается на всех граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Исходя из этого в статье 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации, в том числе гарантии реализации трудовых прав военнослужащих, уволенных с военной службы (в том числе установленные оспариваемым положением пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих";).

Закрепив в Конституции Российской Федерации и федеральных законах воинскую обязанность, и военную службу по призыву, государство берет на себя заботу о трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, в рамках, установленных статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В пункте 6 данной статьи конкретизировано, что в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву.

При невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости. Закон Российской Федераций "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливая государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан на труд, определяя государственную политику в области содействия занятости населения, относит лиц, уволенных с военной службы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите (статья 5). В статье 7 того же Закона закреплены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению этих обязанностей.

Таким образом, утверждение заявителя о противоречии пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статьям 2, 37 (часть 3), 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации нельзя признать обоснованным, а его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р.Ивашкевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Г.Стрекозов

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.М.Данилов"

2. Нет, это частные лица.

3. Нет. Просто работодатель - лицо, предоставившее работу, то есть уже находящееся в трудовых правоотношениях с работником. В отношении иных граждан работодатели могут только принять или отказать в приеме на работу к себе, но не заниматься их трудоустройством.

Спросить

Юристы ОнЛайн: 106 из 47 429 Поиск Регистрация

PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Калининград
Працко В.А.
4.8 25 190 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
500
Россия
Юрист онлайн
г.Краснодар
Юдаев В.В.
4.9 1 849 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
359
PRO Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Владикавказ
Абаева М.Н.
4.9 33 838 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
132
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Москва
Каравайцева Е.А.
4.8 186 954 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
757
Россия
Юрист онлайн
г.Ижевск
Тарханова П.Д.
4.9 6 686 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
107
Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Краснодар
Грачёв Г.В.
4.9 2 602 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
435
PRO Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Москва
Разина Д.А.
5 32 174 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
50
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Красногорск
Струкова С.П.
5 635 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
401
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Елесин А.В.
3.9 33 000 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
519
PRO Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Тула
Кочетков А.В.
4.7 58 427 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
375
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Бычкова Н.В.
4.9 59 901 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
198
PRO Россия
Юрист, стаж 11 лет онлайн
г.Дубна
Суровцева Л.Р.
4.9 10 622 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
61
Россия
Юрист, стаж 40 лет онлайн
г.Москва
Старостин Н.В.
4.6 10 570 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
127
PRO Россия
Юрист, стаж 7 лет онлайн
г.Москва
Ермаков С.А.
5 19 930 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
36
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Злотникова Л.Г.
4.9 31 577 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
125
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Калининград
Мельник И.В.
4.2 11 749 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
158
PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Пермь
Богачев А.О.
4.9 4 094 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
78
Россия
Адвокат, стаж 18 лет онлайн
г.Энгельс
Пожаров П.В.
5 5 598 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
17
Россия
Юрист, стаж 31 лет онлайн
г.Брянск
Филилеев Ф.В.
5 22 526 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
80
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Воронеж
Хоров А.Г.
4.8 5 635 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
293
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Ростов-на-Дону
Богданова Т.М.
4.4 12 421 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
51
Россия
Адвокат, стаж 21 лет онлайн
г.Орёл
Бахтин С.В.
4.8 25 822 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
366
Россия
Юрист, стаж 28 лет онлайн
г.Красногорск
Степанов А.Е.
4.7 78 451 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
277
Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Тула
Смирнов Д.В.
4.7 11 141 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
154
показать ещё

Воронеж - онлайн услуги юристов