Имеются ли такие законодательные акты, по которым таких женщин как я не имеют права уволить?

• г. Оренбург

Я, прапорщик Шарафутдинова Эльвира Таминдаровна, в настоящее время прохожу военную службу в Пограничном Управлении ФСБ России по Оренбургской области в кпп «Оренбург-аэропорт» на должности контролера 3 категории. Я заключала контракты три раза и всегда мне продлевали контракт, потому что командование меня считало ценным сотрудником с высшим образованием. Третий контракт у меня заканчивается 26.01.2010 года. До 2009 года у меня не было проблем с продлением контракта, даже в 2009 году в отделе кадров сказали мне переписать контракт до 55 лет, хотя я писала на 5 лет. Затем почему - то в отделе кадров мне сказали переписать контракт на 1 год. Я заключала контракт три раза: первый контракт - на 3 года, второй – на 5 лет, третий – на 1 год. Таким образом на момент 26.01.2010 года выслуга лет составит – 9 лет. И вот при заключении контракта в четвертый раз на 3 года возникли непонятные для меня трудности. Контракт со мной продлевать не хотят, называя единственной причиной достижение предельного возраста (45 лет). Хотя таким же женщинам, которым уже есть 45 лет, даже тем у кого уже есть выслуга лет для получения пенсии, которые писали контракт на продление сверхпредельного возраста, всем продлили. Я за время службы зарекомендовала себя с положительной стороны. Взысканий, выговоров не имею, имею только многочисленные благодарности, поощрения, имею знак «Отличник Погранслужбы III степени». За время службы никуда никогда не обращалась, никогда никуда не ездила по путевкам от ПУ, квартиру от Пограничного управления я тоже не прошу, прошу только одного, чтобы дали дослужить до пенсии, в 2008 году у меня было 52 суток переработки, то есть служила молча никогда не просила дни за переработанные сутки, служила верой и правдой, честно выполняла свои должностные обязанности. У меня есть дочь, 21 год, учится на очном отделении университета, которую воспитываю одна. Таким образом хочу спросить, есть ли у меня права на продление контракта и оставлении на военной службе, исходя из выше перечисленных фактов? Имеются ли такие законодательные акты, по которым таких женщин как я не имеют права уволить?

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Здравствуйте.

Уважаемая Эльвира Таминдаровна,

СОГЛАСНО части 1, статьи 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", одним из оснований увольнения с военной службы является ДОСТИЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА…

СОГЛАСНО части 2, статьи 49, вышеуказанного закона, для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе установлен в 45 лет.

Согласно части 3, статьи 49 этого же закона, С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ДОСТИГШИМИ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом ПОЛОЖЕНИЕМ о порядке прохождения военной службы…

ПРИВОЖУ выдержки из статьи 10 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, утверждённое Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237

Статья 10. Порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе.

1. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе И ИЗЪЯВИВШИМИ ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, КОНТРАКТ МОЖЕТ ЗАКЛЮЧЁН НА СРОК ДО 10 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО…

2. Предельный возраст пребывания на военной службе установлен: д) ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ЖЕНСКОГО ПОЛА- 45 ЛЕТ.

3. ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ, ДОСТИГШИЙ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО КОНТРАКТА ПОДАЁТ ПО КОМАНДЕ РАПОРТ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ, ИМЕЮЩЕМУ ПРАВО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА С УКАЗАННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ШЕСТЬ ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО КОНТРАКТА.

5. В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

6. РЕШЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ДОСТИГШИМ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, ПРИНИМАЕТСЯ С УЧЁТОМ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ, А ТАКЖЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.

Заключение военно-врачебной комиссии должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

7. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.

ИТАК, для того, чтобы продлить службу по достижении предельного возраста НЕОБХОДИМО: А) ИЗЪЯВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЕ СЛУЖИТЬ (ОНО, ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ ВАШЕМУ ОБРАЩЕНИЮ НА ЮРСАЙТ, ЕСТЬ),

Б) ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА ВЫ ДОЛЖНЫ ПОДАТЬ ПО КОМАНДЕ РАПОРТ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ, ИМЕЮЩЕМУ ПРАВО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА с ВАМИ, НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО КОНТРАКТА (соблюли ли вы это положение, не известно.

Если не соблюли, всё равно пишите рапорт, постарайтесь в рапорте указать причину пропуска 6-ти месячного срока так, чтобы она выглядела более чем уважительной)

В) РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ С УЧЁТОМ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ (у вас с ними всё в порядке), А ТАКЖЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

В РАПОРТЕ НЕ УКАЗЫВАЙТЕ НА ТО, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ СЛУЖИТЬ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ХОТИТЕ ВЫСЛУГИ ЛЕТ. УКАЗЫВАЙТЕ НА ПАТРИОТИЗМ, ЖЕЛАНИЕ ОТДАТЬ СВОЙ ОПЫТ И ЗНАНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РОДИНЕ и т.д. «МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ» (ПОМОЩЬ ДОЧЕРИ СТУДЕНТКЕ), я думаю, надо ИСКЛЮЧИТЬ.

ОТКАЖУТ, ПРОБУЙТЕ ДАЛЬШЕ ВВЕРХ ПО КОМАНДЕ.

ПИШИТЕ РАПОРТ НЕ НАЧАЛЬНИКУ ОТДЕЛА КАДРОВ (СТРОЕВОЙ ЧАСТИ), ПОСЛЕДНИЕ ОФОРМЛЯЮТ КОНТРАКТ, А НЕ ЗАКЛЮЧАЮТ ЕГО, А ТОМУ, В ЧЬЁМ ПОДЧИНЕНИИ НАХОДИТСЯ ЭТОТ ОТДЕЛ КАДРОВ И ДРУГИЕ СЛУЖБЫ.

Отвечаю на первый ваш вопрос:У ВАС, КОНЕЧНО ЖЕ, ЕСТЬ ПРАВО ОСТАТЬСЯ НА СЛУЖБЕ (ПРОДЛИТЬ ЕЁ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ КОНТРАКТА), НО РЕАЛИЗАЦИЯ ВАШЕГО ПРАВА ПОСТАВЛЕНА В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВОЛИ ЛИЦА, ОБЛАДАЮЩЕГО ПОЛНОМОЧИЯМИ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТЫ. ОН, ЭТО ЛИЦО, ИМЕЕТ ПРАВО, КАК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ, ТАК И НЕ ЗАКЛЮЧАТЬ ЕГО. ОН НЕ ОБЯЗАН, НО МОЖЕТ.

Отвечаю на второй вопрос: законодательных актов, запрещающих увольнять с военной службы по достижению предельного возраста таких женщин, как вы,с замечательными человеческими характеристиками и превосходными деловыми качествами, нет.

Желаю, чтобы у вас всё получилось.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Эльвира Таминдаровна, полагаю, что вам следует ознакомиться с нижеследующим Определением Конституционного суда. В нём рассматривается положение, сходное в основном с вашим. Ничего хорошего для вас. И всё-таки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА СУДА РФ от 17 октября 2001 г. N 234-О

"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЦЫГАНОК НАДЕЖДЫ РЕВОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЁ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ "а " ПУНКТА 1,СТАТЬИ 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Н.Р. Цыганок требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:

1. Проходившая военную службу гражданка Н.Р. Цыганок, очередной контракт с которой был заключен на срок до достижения ею предельного возраста пребывания на военной службе, в мае 2000 года была уволена со службы по достижении этого возраста на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе". Законность и обоснованность такого решения подтверждена судами общей юрисдикции.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации, Н.Р. Цыганок оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" постольку, поскольку увольнение по указанному в ней основанию производится независимо от наличия у военнослужащего права на пенсию за выслугу лет. По мнению заявительницы, тем самым нарушаются ее права и свободы, закрепленные статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Н.Р. Цыганок о том, что в соответствии с требованиями названного Закона ее жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявительница настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ею вопросу.

2. По смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 37 и 71 (пункт "м";), военная служба, посредством прохождения которой военнослужащие реализуют право на труд, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства; этим обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года по делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих";).

Регламентируя порядок поступления на государственную (в том числе военную) службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и специфические требования. К их числу относятся, в частности, введенные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" возрастные критерии при приеме на военную службу и увольнении с этой службы.

Установление таких требований, обусловленных задачами, принципами организации и функционирования военной службы, целью поддержания ее высокого уровня, не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий, закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, либо как ограничение этих прав, не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (часть 3).

Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", подтверждена в определениях от 4 декабря 1997 года по жалобе гражданина А.М. Насташкина, от 1 июля 1998 года по запросу Верховного Суда Российской Федерации, от 19 апреля 2000 года по жалобе гражданина И.У. Бетанти, от 8 февраля 2001 года по запросу Люберецкого городского суда и в ряде других решений, сохраняющих свою силу.

Следует также иметь в виду, что оспариваемая норма не содержит запрета органам военного управления заключать контракт с теми военнослужащими, которые хотя и достигли предельного возраста пребывания на военной службе, но изъявляют желание ее продолжить, - с учетом их деловых качеств и состояния здоровья.

Такая возможность предусмотрена пунктом 3 статьи 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и конкретизирована статьей 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.

Нельзя признать обоснованным утверждение Н.Р. Цыганок о нарушении оспариваемой нормой ее права на получение государственной пенсии. Согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Условия и порядок назначения пенсии военнослужащим определяются не Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". ЗАКЛЮЧАЯ КОНТРАКТ О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, Н.Р. Цыганок знала, что ко времени окончания срока контракта и достижения ею предельного возраста пребывания на военной службе у нее не будет выслуги лет, необходимой для назначения соответствующей пенсии, и соглашалась с этим.

Что же касается самого конституционного права на получение государственной пенсии, то оно может быть реализовано Н.Р. Цыганок при наступлении в будущем иных оснований для назначения такой пенсии.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Цыганок Надежды Ревовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации Т.Г. Морщакова

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.М. Данилов

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Оренбург - онлайн услуги юристов