Возможно ли отказаться от посещения уроков ИЗО в начальных классах и на какой закон можно ссылаться?
Могу ли я отказаться от посещения уроков ИЗО? (учитель оскорбляет ученика 2 класса и отбивает желание учиться). Если это возможно, то напишите пожалуйста на какой закон я могу ссылаться. И вообще от каких предметов можно отказаться в начальных классах (например хореография) ? Спасибо большое!
![](https://u.9111s.ru/uploads/201603/24/30x30/129220.jpg)
Отказаться от предмета нельзя - он включен в стандарт и обязан быть. Прежде чем отправляться на урок, поговорите с ребенком, выясните, в чем причина; поговорите с преподавателем, классным руководителем. Сходите с ребенком на консультацию к психологу.
Как вариант - попросите поприсутствовать на уроке классного руководителя, ну либо сразу жалобу директору на учителя.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201607/20/30x30/236278.jpg)
Возможно, в вашем случае для начала лучше обратиться к директору учебного заведения с просьбой повлиять на учителя. Если директор не предпринимает никаких действий, а оскорбления продолжаются (причем это именно оскорбление, а не замечания и не выговоры) - обращайтесь в департамент образования.
От предметов можно отказаться только в том случае, если они являются факультативными. Если этот предмет включен в образовательный стандарт, то отказаться не получится.
СпроситьУченик оскорбляет учителя.
Ученик начальных классов, как зафиксировать факт оскорблений, и срывов уроков, и какие действия может применить учитель чтобы защитить свое достоинство, говорят что выводить из класса учеников нельзя т к это нарушение их прав.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201107/04/30x30/42583.jpg)
Выводит ребенка ни в коем случае нельзя. Случись с ним что, ответственность вся будет на Вас. Напишите заявление в полицию, а также в органы опеки. Фиксировать не имеет смысла, так как к ответственности привлечь тут невозможно. Подобное поведение свидетельствует о недостаточном воспитании, это вопрос органов опеки.
СпроситьНа уроке физической культуры учитель при всём классе, но в отсутствие ученика, спрашивает у класса, какой отсутствующий ученик ориентации, в открытом виде. Ученику рассказали ученики, присутствующие на уроке, как грамотно поступить и какое заявление написать директору (можно образец), спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201310/25/30x30/70097.jpg)
Обыкновенное заявление с изложением события и требованием принятия мер к педагогу.
Заявление должно содержать кому оно адресовано, от кого, дата и подпись.
СпроситьСкажите пожалуйста имеет ли право ученик отказаться от учителя какого-либо предмета? Каким образом?
Учитель оскорбляет, придирается и вообще недолюбливает ученика.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202011/02/30x30/071969f18b8589f352339c1bb09c5ee4.jpg)
Учитель в присутствии всего класса и постороннего учителя высмеял ученика 11 класса, когда тот указал в качестве варианта сдачи ЕГЭ по математике уровень профиль (усложненный вариант), тк в институты, куда планирует поступать ученик требуется именно этот уровень. Учитель с издевками высмеял ученика, заявив, что для него и базовый вариант будет чересчур сложен и что куда он лезет со своими знаниями в профиль, радуйся если базу сдашь. Считаю это непедагогично со стороны учителя указывать ученику какой уровень сложности экзамена выбирать, принижать его возможности вместо поддержки и оскорбляет чувства ребенка на глазах у класса. Какими статьями Закона регулируется наказание, если такое существует. СПАСИБО.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201911/12/30x30/c4d5be69b1c968a92af7d9c8695e5a42.jpg)
Статья 5.61. Оскорбление
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 5] [Статья 5.61]
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/П.png)
Здравствуйте!
Нужно писать жалобу.
Какие документы вы уже подготовили или какие действия предприняли, необратимые риски все вам просчитали?
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
По факту клеветы (ст.128.1 УК РФ) Вы вправе обратиться с заявлением о преступлении, чтобы привлекли к ответственности за распространение заведомо ложных порочащих Вас сведений.
Статья 128.1. Клевета1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
Также Вы вправе обратиться с иском о защите чести и достоинства (ст.152 ГК РФ). Вы вправе потребовать компенсации причиненного морального вреда в порядке ст.131-132 ГПК РФ, ст.151, 1099-1101 ГК РФ.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/26/30x30/4f450d4fdd978b123d7481a1e6300ddf.jpg)
Клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Так трактует понятие клеветы статья 128.1. Уголовного кодекса РФ.
Если имеются доказательства распространения таких сведений, то есть и основания для возбуждения уголовного дела с дальнейшей передачей рассмотрения в суде.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/16/30x30/6ddb0353937d5232cad95a56fa4ce1fa.jpg)
Клевета - это распространение заведомо ложных сведений о лице, которые не соответствуют действительности и порочат его честь и достоинство. Это является преступлением частного обвинения (ст.128.1 УК РФ, поэтому уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению заинтересованного лица, для чего ему необходимо обращаться к мировому судье по месту жительства клеветника. Процедура доказывания факта клеветы и вообще, сама судебная процедура достаточно сложная и достаточно долгая. Здесь потребуется помощь квалифицированного юриста или адвоката, специализирующегося в области диффамации.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/04/30x30/4ca56b180344668c2b94500d6d5c52d8.jpg)
Здравствуйте. Прежде всего нужно собирать доказательства нарушения прав учителя, имея в виду права на честь и достоинство. Стараться общаться с родителем только в присутствии кого-то из коллег, чтобы потом их показания использовать для своей защиты. Если есть возможность, фиксировать манеру общения, угрозы об увольнении, то есть весь этот поток негатива. При этом необходимо отметить, что если в высказываниях родителя присутствуют оскорбления, то за это можно привлечь его к административной ответственности: Статья 5.61. Оскорбление 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Если он допускает распространение ложных сведений, то это уже уголовная ответственность: Статья 128.1. Клевета 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
Желаю удачи. В.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
В данном случае учитель может обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности по ст.128.1 УК РФ за клевету. Но на практике сложно привлечь за это, тем более коллектив родителей. Лучше провести собрание с участием директора и родителей, на котором все желающие могут высказаться
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.07.2018 N 188-ФЗ часть 9 статьи 47 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/03/30x30/309c73e1766e7a80cba912a1bf0b7da5.jpg)
Здравствуйте, у педагога есть право защитить свои честь и достоинство от клеветы, обратившись в суд в порядке ст. 152 ГК РФ. Это гражданский порядок, родители должны доказать, что распространенные сведения - не клевета. То есть несут бремя доказывания в процессе
Статья 152 ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации (действующая редакция)СпроситьГражданский кодекс РФ Глава 8 Статья 152
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Скажите пожалуйста, мой сын ученик 4 класса. Учитель каждый день, оскорбляет при учениках моего ребенка, занимается рукоприкладством. Как я могу помочь своему ребенку, повлиять на учителя?
Добрый день! Вам необходимо обратиться в прокуратуру района, на территории которого находится школа с жалобой на действия учителя. Это единственный законный способ защитить Вашего ребенка и привлечь недобросовестного учителя к ответственности. Удачи.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
Как производится оплата за кабинет по начальным классам? Оплачивается один класс или все 4 начальных класса?
---оплачивается за что. простите. за уборку. или ещё за что? Уточните вопрос
СпроситьЯ учитель начальных классов. Два года назад по просьбе администрации школы я взяла 2 ставки (1 класс и 2). Два года я работала с двумя классами. С работой полностью справлялась. Сегодня мне администрация школы сказала отказаться от одного класса, так как в Ставропольском крае вышел какой-то закон, который не дает право учителю вести 2 класса. Подскажите, пожалуйста, статью закона и сам этот закон. Думаю мои родители не будут счастливы, когда поменяют им учителя в 4 классе, да или в моем третьем)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/12/30x30/254067.jpg)
дело в том что вы сами можете получить этот закон у своей администрации если конечно он есть
СпроситьСкажите, пожалуйста, может ли директор школы перевести из класс в класс ученика по желанию родителей (происходит выбор учителя в параллельных классах), если учитель не согласен принять ученика. Ответ только письменный, чтобы можно было снять скриншот для руководства школы.
Здравствуйте, Ольга.
Законодательство не регулирует порядок перевода учащегося из одного класса в другой или выбора учителя по предмету. Решение данного вопроса отнесено к компетенции директора образовательной организации, который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению.
В учреждении может быть принят локальный акт, регулирующий процедуру перевода из одного класса в другой. Настаивать на переводе ребенка в параллельный класс родитель не может, он может только просить.
Обязательный шаг - подача заявления в письменном виде на имя директора о переводе в другой класс. В заявлении нужно максимально корректно обосновать причину перевода (например, не сложились отношения в коллективе, выбрали другую программу).
Может иметь значение согласие педагога взять на обучение учащегося в свой класс, но это согласие не имеет решающего характера.
При принятии решения многое зависит от дополнительных факторов, например: сильный класс или слабый, загруженность одного педагога по сравнению с другим, успеваемость и дисциплина учащегося, которого хотят перевести, и т.п. С учетом этих факторов администрация школы и принимает решение.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201811/15/30x30/549825.jpg)
Здравствуйте Ольга, -
Перевод из одного класса в другой в пределах одного образовательного учреждения законодательством не урегулирован. Статьей 32 ФЗ " Об образовании" устанавливается компетенция и ответственность образовательного учреждения. В силу ст. 32 ФЗ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (по желанию Вы можете ознакомиться с указанными правовыми документами образовательного учреждения). К компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся. Образовательное учреждение в лице администрации (директор) вправе самостоятельно принимать решения по вопросам формирования контингента обучающихся в учреждении в целом и в каждом классе в частности. Принятие решения о переводе должно быть обусловлено, необходимостью защиты прав и свобод обучающихся, а также – необходимостью реализации образовательных программ в нормальном режиме, поскольку в соответствии с все той же нормой права, образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за жизнь и здоровье обучающихся, во время образовательного процесса. Однако Вы можете обратиться за письменным разъяснением подобного решения администрации образовательного учреждения и в случае если это Вас не устроит, и обратиться в департамент образования города для проведения проверки по Вашему заявлению.Спросить
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252561.jpg)
Директор если пожелает может издать даже письменный приказ о переводе если учителя не устроит устный и ничего поделать учитель не сможет, т.к. обязан подчинится.
СпроситьЯ бы хотел спросить, если например ученик забыл форму на физкультуру и ему поставили 2 в дневник, его могут заставить весь урок стоять у стены? Если учитель что-то нарушил, напишите пожалуйста какой конкретно закон он нарушил. А еще из-за того что ученик не встал к стене, учитель его выгнал из класса и сказал что больше не допустит у урокам.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202306/30/30x30/890b60aff690a3d4e3ea3e7cf66f5d47.jpg)
Здравствуйте посетитель сайта!
В вашей ситуации УЧИТЕЛЬ НАРУШАЕТ права ученика (ст 34 ФЗ №273)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
Спросить