Работник взял справку о зарплате для Фонда занятости, но стали сомневаться в размере начисления - что делать?
199₽ VIP

• г. Челябинск

По увольнению работник нашего предприятия взял справку о зарплате для предъявления в Фонд занятости. В связи с неполной занятостью и загрузкой работник заработал только оклад в размере 5000 рублей в течении 3-х месяцев. Сегодня звонит сотрудник Фонда занятости и говорит, что зарплата очень маленькая. Вправе ли она проверять размер начисления зарплаты, если работнику столько выплачивалось, сколько он заработал? Что делать предприятию в таком случае?

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Если действительно была неполная занятость, то зарплата может быть меньше чем МРОТ. Если же работник работал в течение полного рабочего дня, то такой размер заработной платы свидетельствует о нарушении, за которое работодателя могут привлечь по ст. 5.27 КоАП РФ. Функцией контроля работник ЦЗН при этом не обладают, но сообщить в прокуратуру о нарушении могут.

Спросить

Нет, сам Центр занятости не обладает правом проверки соответствия зарплаты. Тем более таким способом-по телефону. Однако, служба занятости может обратиться в соответствующие государственные органы для проведения проверки по данному факту. В частности, прокуратуру и трудовую инспекцию.

Вам главное, чтобы зарплата была не ниже минимального размера оплаты труда.

В противном случае будет административная ответственность.

Если работник трудился неполный день, то, очевидно, работодатель ничего не нарушил поставив зарплату 5000 рублей.

Поэтому после этого звонка нужно насторожиться предприятию и приготовиться к проверке.

Если последуют письменные запросы от контролирующих органов - то нужно будет отвечать и предоставлять документы (копии трудового договора, должностной инструкции. Коллективного договора. Положения об оплате труда и т.д.)

ТК РФ, Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

КОАП РФ, Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Спросить

Нет не вправе. Этим занимается трудовая инспекция и прокуратуру. Можете не отвечать.

Если будет проверка со стороны проверяющих органов, то штраф могут назначить.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 29.01.2017)

КоАП РФ, Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте! Проверять не могут, но передать информацию могут. Заработная плата не может составлять размер меньше, чем минимальный прожиточный минимум. Необходимо оговаривать в трудовом договоре премиальную часть, на которую вы и можете ссылаться, если сотрудник не работал.

Статья 191. Поощрения за труд

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 191]

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Спросить
Это лучший ответ

Правовые основания для проверки имеются. В соответствии с п.6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы",

государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

На практике, сотрудники ГСЗН проверяют информацию о заработной плате просто обзванивая работодателей. Это повсеместная практика. В какой-то мере, это обеспечивает ускорение процесса регистрации граждан и получения пособия по безработице.

В Москве, например, приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 21.03.2000 N 107 утверждены «Методические рекомендации по организации работы Комитета труда и занятости Правительства Москвы и управлений труда и занятости административных округов по выявлению фактов попытки получения либо получения безработными гражданами пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии, материальной помощи и иных социальных выплат из фонда занятости населения г. Москвы обманным путем» в пункте 2.4 которых указывается:

Специалисты группы социальных выплат отделов (центров) УТиЗ АО в целях предотвращения незаконной выплаты денежных средств из Фонда занятости проводят проверку справок о среднем заработке в течение 10 дней со дня регистрации граждан и до признания их безработными. Для этого они созваниваются по телефону с бухгалтером организации, оформившим данную справку.

При проведении проверки:

- уточняют у гражданина, действительно ли он получал указанную в справке сумму по ведомости и расписывался в ней. На оборотной стороне справки о средней заработной плате в правом нижнем углу гражданину рекомендуется расписаться в том, что он согласен со средней заработной платой, указанной в справке;

- проверяют у бухгалтера факт выдачи организацией справки о заработке конкретному гражданину;

- выясняют составляющие суммы заработка (основной заработок, премии, доплаты, материальную помощь и т.д.);

- проверяют правильность расчета суммы полученного гражданином заработка. При этом необходимо обратить внимание на наличие 26 оплачиваемых календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

- при обнаружении неточности в расчете суммы заработной платы делают копию справки о среднем заработке, а подлинник возвращают гражданину для переоформления с подробным объяснением причин. В форме приложения 3 Порядка специалист группы социальных выплат отдела (центра) УТиЗ АО фиксирует дату разговора с бухгалтером, фамилию, имя, отчество бухгалтера и причину возврата справки о среднем заработке.

Таким образом, работники службы занятости проверяют представленные сведения с целью недопущения незаконных выплат. Думаю, что в Вашем регионе тоже есть такая практика и приняты аналогичные методические рекомендация, поэтому можете сообщить по телефону эти сведения, а если опасаетесь, направьте письменное подтверждение или сами им позвоните.

Спросить

Челябинск - онлайн услуги юристов