Пенсионерам, попавшим под сокращение в организации, гарантировано выплатят средний заработок за третий месяц после увольнения
В организации, где работаю, грядёт сокращение штата (я газооператор, котельную убирают). Я попадаю под сокращение по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, я - пенсионер. Я знаю, что должна встать на учет в службе занятости. При условии, что если подходящую работу мне не найдут, должны мне выплатить средний заработок за третий месяц после увольнения?
Работодатель обязан сохранить за работником средний заработок за второй месяц после увольнения в связи с сокращением численности и (или) штата. Трудовым законодательством не предусмотрено исключений из данного правила в отношении каких-либо категорий работников, в том числе пенсионеров. Такая позиция находит отражение в судебной практике.
Вопрос о сохранении за уволенным по данному основанию пенсионером среднего заработка за третий месяц остается спорным. Часть 2 ст. 178 ТК РФ не предусматривает каких-либо исключений для работников, за которыми сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. Однако данная выплата является мерой социальной защиты безработных граждан. Определение безработного гражданина содержится в п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В силу п. 3 ст. 3 указанного Закона безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно).
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Рассматривая споры между работодателями и бывшими работниками - пенсионерами о сохранении среднего заработка за третий месяц, суды не приходят к единому мнению.
Ленинградский областной суд в Определении от 17.01.2013 N 33-100/2013, Тверской областной суд в Апелляционном определении от 24.12.2013 N 33-4635 заняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ. Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами.
Напротив, Верховный суд Удмуртской Республики в Апелляционном определении от 19.03.2013 N 33-1007/2013 и Московский городской суд в Апелляционных определениях от 30.01.2013 N 11-2968 и от 08.12.2015 по делу N 33-45808/2015 поддержали работника, указав, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ в равной степени распространяются и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку они наравне с иными гражданами вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Тот факт, что указанные лица не могут быть признаны в установленном порядке безработными, не означает невозможность сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, поскольку такая выплата связана с фактом нетрудоустройства конкретного лица, а не фактом признания его в установленном порядке безработным.
Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 05.05.2016 по делу N 33-4321/2016 и Кировский областной суд в Апелляционном определении от 31.01.2012 N 33-306 поддержали требования уволенного пенсионера, указав, что решение вопроса о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца относится к полномочиям службы занятости. Если работодатель не согласен с решением органа занятости, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Суды, рассматривающие споры между работодателями и центрами занятости, также принимают разные решения. Некоторые признают законными решения службы занятости о сохранении средней заработной платы за третий месяц уволенному пенсионеру. Исключительными же обстоятельствами суды признают не только отсутствие подходящих вакансий, но и ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), отсутствие иных источников дохода, значительное снижение материального уровня жизни, необходимость проходить медицинские обследования и лечение (Апелляционные определения Ставропольского краевого суда от 16.07.2013 N 33-3669/13, Московского городского суда от 06.11.2013 N 11-33891, Верховного суда Удмуртской Республики от 03.06.2013 N 33-1909/13, Магаданского областного суда от 26.02.2014 N 33-157/2014).
В то же время Краснодарский краевой суд в Определении от 29.08.2013 N 44 Г-2427/2013 признал незаконным решение службы занятости, посчитав, что пенсионер, получающий пенсию по выслуге лет, не может быть признан безработным и за ним не может сохраняться средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, так как он уже социально защищен государством.
СпроситьПри увольнении в связи с сокращением численности или штата организации сотрудник – пенсионер пользуется теми же правами, гарантиями, компенсациями, что и остальные работники. Пенсионер, уволенный по инициативе работодателя имеет право встать на учет в службе занятости, получать информацию о наличии вакантных мест. Единственное, на что не имеет права уволенный пенсионер – на пособие по безработице, так как уже имеет пенсию.
Спросить