Нужно ли покупать страховку автомобиля при въезде в Россию, если у меня есть green карта?

• г. Москва

Ответьте на вопрос. Проживаю в Германии и по делам фирмы и личным езжу в России – часто. При въезде в России с меня постоянно берут деньги за страховку автомобиля, хотя у меня есть green карта (страховой полис) с которой я езжу без проблем по всей Европе.

Скажите правы ли работники таможни заставляющие покупать страховку.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

С 01.07.2003 вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 № 40-ФЗ (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 06.05.2002, 18, ст.1720))с изменениями и дополнениями – Федеральный Закон Российской Федерации от 24.12.2003 № 176-ФЗ, Федеральный Закон Российской Федерации от 23.06.2003 № 77-ФЗ)(далее Закон). Глава III и статья 27 Закона вступают в силу с 01.07.2004.

В соответствии с Законом приняты следующие акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 264

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 265

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.04.2003 N 238

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.06.2003 N 690 (ред. 20.08.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

Согласно Закона, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками (страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке) договоров обязательного страхования.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 утверждены «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.05.2003, № 20, ст.1997) (далее Правила).

Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договор обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 календарных дней.

При въезде транспортных средств на территорию Российской Федерации, контроль за исполнением, их владельцами установленной Законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации.

24.06.2003 ГТК России издан приказ № 690 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции приказа ГТК России от 20.08.2003 № 907) (публикован в «Таможенном вестнике», № 13, 2003) (далее Приказ).

Согласно Приказа, региональным таможенным управлениям и таможням Российской Федерации, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, предписано обеспечить:

а) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, указанных в пункте 1.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных Приказом ГТК России от 02.03.95 N 137 (зарегистрирован Минюстом России 18.04.1995, рег. N 836), при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

б) указание на свободном месте в правом верхнем углу документа контроля доставки товаров, или документа контроля доставки транспортного средства, или удостоверения ввоза транспортного средства, или обложки книжки МДП номера и даты выдачи страхового полиса с проставлением оттиска личной номерной печати и подписи должностного лица таможенного органа.

ГТК России в срок до 01.01.2004 с момента опубликования Приказа приказано разработать, с учетом требований статьи 30 Закона, порядок контроля достоверности сведений, содержащихся в представляемых таможенным органам страховых полисах.

Действие Приказа не распространяется на транспортные средства,

а) транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортные средства, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; (пп. "в" в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ)

г) транспортные средства, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

д) транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным видами транспорта.

Действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу Закона.

Как уже было отмечено ранее, обязательное государственное страхование не осуществляется в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

Какие же международные системы обязательного страхования существуют?

Организация, в которую входят все Национальные страховые Бюро стран участников, всего 44 страны: Молдавия, Украина, Беларусь, большинство европейских, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья. Во главе организации стоит Совет Бюро, который отвечает за управление и текущую деятельность международной страховой системы, известной под названием "Зелёная карта".

Система Зелёной карты введена в действие 1 января 1953 года и за 50 лет существования прошла серьёзную эволюцию. При этом её главной задачей было и остаётся: содействие для беспрепятственного передвижения средств автотранспорта через государственные границы стран участников системы.

При наступлении дорожных аварий, совершённых въехавшими в страну иностранными автомобилистами, максимально быстрое урегулирование претензий пострадавших и получение ими причинённого ущерба в соответствии с требованиями национального законодательства.

Вступление России в международную страховую систему "Зелёная карта" с 1 июля 2003 года, в связи с введением в действие Закона создает необходимые правовые условия для вступления России в систему "Зелёной карты".

В соответствии с Законом в августе 2002 года создано профессиональное объединение страховщиков - Российский Союз Автостраховщиков (РСА), в который вошли ведущие страховые компании страны, занимающиеся автострахованием. На РСА возложен весь комплекс мер по введению страхования автогражданской ответственности, в том числе функции, связанные с участием страны в международных системах обязательного страхования владельцев транспортных средств. В этой сфере одной из важнейших функций РСА является представление страны и её страхового сообщества в качестве Национального Страхового Бюро "Зелёной карты".

Для практического осуществления необходимых мероприятий по вступлению в международную систему, в составе РСА создана структура, названная Комитетом Национального Бюро "Зелёной карты", на который возложена координация усилий заинтересованных страховых компаний и осуществление необходимых действий для решения вопросов по вступлению.

В настоящее время решение вопросов по срокам вступления целиком зависит от страховщиков. Согласно руководящим документам Совета Бюро любое из европейских Бюро, которое обращается в отношении членства, после завершения необходимых формальностей, получает статус "предварительного" члена.

Де-юре "Зелёная карта" означает международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта в любой из форм, одобренной Советом Бюро, г. Лондон.

В настоящий момент Российской Федерации де-юре не входит ни в одну международную систему обязательного страхования транспортных средств.

Таким образом, пока Россия не войдет в полной мере в европейскую систему страхования автогражданской ответственности green карты приниматься во внимание не будут.

Спросить