Возможна ли отсрочка от армии сына по статье 24 пункт 2 ФЗ ОВОиВС при наличии инвалидности и приближающейся пенсии у матери?
Мне 54 года, инвалид 2 группы, в разводе, работаю. Единственному сыну исполнилось 18 лет. Проживаем вместе.
Хотелось бы знать могу ли я применить ст.24 п.2 ФЗ "ОВОиВС" для отсрочки от армии сына.
В ноябре этого года мне будет 55 лет, оформляю пенсию.
Спасибо, с уважением Алевтина.
Уважаемая Алевтина!
В соответствии с п. “б” п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.) отсрочка от призы-ва на военную службу предоставляется гражданам:
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязан-ные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не на-ходятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспер-тизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном по-стороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами первой или второй группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет.
Отсрочка, указанная в подп."б" п.1 ст.24 Закона, обусловлена тем, что названные в ней категории граждан нуждаются в постоянном уходе и содержании со стороны лица, которому отсрочка может быть предоставлена.
Можно выделить два обстоятельства предоставления отсрочки. Во-первых, это ну-ждаемость перечисленных в данной статье граждан в постоянном уходе и содержании. Во-вторых, это отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граж-дан. Приведенный в данной статье перечень граждан, за которыми необходим постоянный уход, является исчерпывающим.
Обязанность гражданина ухаживать за указанными в данной статье гражданами и содержать их в большинстве случаев прямо закреплена в законодательстве. Так, в ст.38 Конституции РФ определено, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В п.1 ст.87 СК РФ указано на обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Необходимо отметить, что трудоспособность - это способность к трудовой деятельности, обусловленная психофизиологическими и интел-лектуальными качествами человека. Отсрочка предоставляется не всем гражданам, занятым постоянным уходом за указанными лицами, а только гражданам, осуществляющим уход за лицами, нуждающимися в специальной социальной защите. Таких лиц можно раз-делить на четыре категории: лица, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); лица, являющиеся инвалидами I или II группы; лица, достигшие пенсионного возраста; лица, не достигшие возраста 18 лет.
Отсрочка предоставляется гражданину, осуществляющему постоянный уход за лицом, которое нуждается в таком уходе, только в том случае, если данное лицо не состоит на полном государственном обеспечении. Государственное обеспечение предполагает, что за лицом уже осуществляется уход со стороны специализированного государственного органа или уполномоченного им соответствующего работника. Необходимость осуществ-ления постоянного постороннего ухода по состоянию здоровья определяет медико-социальная экспертиза по месту жительства граждан, призываемых на военную службу. В соответствии со ст.7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября N 181-ФЗ (в редакции федеральных законов от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ, от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ, от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ, от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ, от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ, от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) медико-социальная экспертиза - определение в уста-новленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. При этом медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологи-ческих данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Необходимо отметить, что медико-социальная экспертиза осуществляется государ-ственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.8 Фе-дерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях государст-венной службы медико-социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граж-дан Российской Федерации и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Отсрочка предоставляется гражданам Российской Федерации, осуществляющим постоянный уход за названными в данной статье комментируемого Закона лицами, если они являются инвалидами I или II группы. Группу инвалидности, ее причины, сроки, время наступления, а также потребности инвалида в различных видах социальной защиты определяет государственная служба медико-социальной экспертизы. Следует подчерк-нуть, что решение органа государственной службы медико-социальной экспертизы явля-ется обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (п.3 ст.8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Отсрочка также предоставляется гражданину, занятому постоянным уходом за лицом, достигшим пенсионного возраста по старости. Пенсия на общих основаниях устанав-ливается:
- женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу гражданину, занятому постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
- свидетельство о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную служ-бу;
- справка о составе семьи. Военный комиссариат принимает меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие иных лиц, обязанных по закону содер-жать указанных граждан независимо от места их проживания;
- заключение учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости ука-занных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
-свидетельство об инвалидности (I или II группы) указанных родственников;
-пенсионное удостоверение указанных родственников.
Таким образом, в настоящее время Ваш сын имеет право на отсрочку лишь при на-личии заключения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по месту его жительства о нуждаемости Вас в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
При достижении Вами 55–ти летнего возраста достаточным основанием для пре-доставления ему отсрочки будет являться пенсионное удостоверение.
С уважением,
Алексей Чирук
СпроситьСанкт-Петербург - онлайн услуги юристов
Отсрочка от армии для сына - какие документы нужны для подтверждения?
Как защитить своих близких - ситуация с отсрочкой от армии для малолетнего и инвалида
