Как заменить учредителя в ООО без его согласия?
В апреле 11 года я и еще один соучредитель открыли ООО (50/50%). Туристическое агентство. За время становления, я вложила еще часть денег, но документально это нигде не подтверждено.
А теперь мой партнер меня сильно подставил. Я не могу с ним больше работать, а он самостоятельно уходить не хочет. Можно ли его как-то заменить другим учредителем без его согласия. В жизни фирмы он не принимает никакого участия.
Спасибо.
Елена! Подготовку ответа закончу завтра. 8.03.12г., сегодня 7.03.12г. не успел.
СпроситьЕлена. Как всегда при создании юридического лица с несколькими учредителями, в последствии возникают различные сложности, которые конечно можно избежать путем реорганизации общества. Я остановлюсь на двух формах реорганизации разделения и выделении, которые наиболее приемлемы в вашем случае.
Статья 51. Реорганизация общества. 1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
3. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
4. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
5. Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена такая форма реорганизации общества как разделение. ФЗ ""Об обществах с ограниченной ответственностью"": Статья 54. Разделение общества 1. Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам.
2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса.
3. Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.
4. При разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.
Что означает эта статья на практике: - В результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме разделения реорганизованное общество прекращает свое существование в качестве юридического лица. При разделении данного хозяйственного общества возникают как минимум два новых общества, каждое из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке. - Все права и обязанности разделенного общества с ограниченной ответственностью как юридического лица переходят к вновь создаваемым в процессе его реорганизации обществам на основании разделительного баланса.
- Высшим органом, решающим судьбу общества, является общее собрание его участников. Именно этот орган принимает решение о разделении, а также к числу важнейших вопрос относится утверждение разделительного баланса. После принятия решения о разделении общества оно не вправе распоряжаться своими основными и оборотными средствами иным образом, кроме как передать их вновь создаваемым на его основе обществам по разделительному балансу.
- Положения п. 3 ст. 54 Закона повторяют общую последовательность действий, необходимых для создания общества с ограниченной ответственностью, применительно к обществам, возникающим в результате разделения хозяйственного общества (см. ст. 11 Закона). Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.
- В процессе реорганизации путем разделения происходит ликвидация участвующего в реорганизации юридического лица с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемым юридическим лицам. Поэтому о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов разделяющегося юридического лица, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в периодическом издании. Уведомить кредиторов необходимо в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Кредиторы реорганизуемого юридического лица в течение тридцати дней со дня направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков.
Несколько слов о разделительном балансе: Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам общества, реорганизуемого в форме разделения, в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательствам, оспариваемым сторонами. Разделительный баланс относится к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации обществ, вновь возникающих в результате разделения общества с ограниченной ответственностью.
К правам и обязанностям, передаваемым в порядке правопреемства, могут относиться не только имущественные, но и неимущественные права (например, права на фирменное наименование, на пользование зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком и др.).
Составлению разделительного баланса должна предшествовать полная инвентаризация имущества и обязательств общества, подлежащего разделению.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
В таком случае кредитор вправе предъявить свои требования ко всем обществам, возникшим в результате разделения общества с ограниченной ответственностью, или к одному из них в полном объеме. Если одно из вновь созданных обществ примет на себя удовлетворение всех требований кредитора, оно вправе впоследствии в порядке регресса потребовать от других (другого) таких обществ долевого участия в произведенных им затратах.
Этапы разделения ООО. 1) Первым этапом действий станет проведение общего собрания участников ООО, на котором принимаются решения: о реорганизации ООО в форме разделения; о порядке и условиях разделения общества; о создании новых обществ; об утверждении разделительного баланса. На этом же этапе происходит уведомление регистрирующего органа о том, что общество находится в стадии реорганизации. Заявка на публикацию сообщения о принятии решения о реорганизации в форме разделения включает следующие обязательные показатели: - полное наименование юридического лица, принявшего решение о реорганизации в форме разделения; - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица; - идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет (ИНН/КПП) указанного юридического лица; - адрес (место нахождения) указанного юридического лица; - сведения о принятом решении о реорганизации: форма реорганизации - разделение; орган, принявший решение о реорганизации; дата и номер принятого решения; - полные наименования и адреса (место нахождения) юридических лиц, создающихся в результате реорганизации в форме разделения; - порядок, сроки, адрес, телефон заявления требований кредиторов. 2) Затем участники каждого из вновь созданных обществ проводят общие собрания, на которых утверждаются их уставы и избираются органы управления. 3) Перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган для государственной регистрации вновь созданных ООО, а также для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного ООО: заявление; протокол общего собрания участников реорганизованного общества; разделительный баланс; доказательства уведомления кредиторов реорганизованного общества; Устав нового общества; протокол общего собрания участников вновь созданного общества.
Под реорганизацией путем разделения юридического лица признается прекращение (ликвидация) юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым юридическим лицам. То есть на базе одного юридического лица создаются два и более юридических лиц.
Реорганизация ООО путем выделения.
Порядок реорганизации юридических лиц установлен ст.ст.57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, в соответствии со ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в регистрирующий орган представляются:
- Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- решение о реорганизации юридического лица;
- разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
При реорганизации хозяйственных обществ государственная регистрация указанных обществ осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в соответствующем органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (ст.51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст.15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; ст.29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
.
Регистрирующему органу в указанном случае рекомендуется учитывать, что общество обязано письменно уведомить всех известных ему кредиторов не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
В регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии со ст.14 Федерального закона N 129-ФЗ представляется решение о реорганизации юридического лица.
При представлении в регистрирующий орган документов о реорганизации необходимо руководствоваться положениями закона о соответствующем виде юридического лица. Так, на основании ст.54 Федерального закона N 14-ФЗ принимается решение:
общим собранием участников ООО, реорганизуемого в форме разделения:
- о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения;
- о создании новых обществ;
- об утверждении разделительного баланса;
общим собранием участников каждого общества, создаваемого в результате разделения:
- об утверждении устава;
- об избрании органов общества.
Предоставление иных, кроме перечисленных выше документов, в ИФНС законодательством не предусмотрено. Следовательно, при подаче документов на проведение реорганизации ООО в форме выделения ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМУ БАЛАНСУ таких документов, как акты(описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, первичные учетные документы по мат. ценностям, иному имуществу, подлежащему приемке-передаче, расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности не требуется.
Статья 55. Выделение общества. 1. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.
Участники выделяемого общества подписывают учредительный договор. Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества.
Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества.
3. При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
(пп. "г" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
2. В случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
1. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.
2. В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
3. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
4. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
2. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
3. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.
4. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
5. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
на практике так же как и в теории. я когда начинал реорганизации я брал закон и формировал документы в соответствии с ним. при выделении:
1. Решение о выделении
2. Устав выделенного общества
3. Учредительный договор выделеного общества
4. Разделительный баланс
5. Решение об избрании органов управления выделенного общества
6. Уведомление кредиторам
7. Объявление в "вестнике гос. регистрации"
8. Заявление на регистрацию
9. Квитанция об оплате гос. пошлины.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Ст. 55, п. 2
Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения… вносит в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.
Таким образом, из Закона можно сделать вывод, что реорганизация ООО неизбежна, должна повлечь за собой изменение состава участников, реорганизуемого ООО. Однако в Законе нет ограничения на участие в обществе других лиц, кроме участников реорганизуемого общества.
Таким образом в результате реорганизации общества, в одну из выбранных Вами форм, Вы можете в дальнейшем работать самостоятельно без вашего второго учредителя.
Спросить