Поддельный полис ОСАГО - кто понесет ущерб после аварии и как защитить свои права?
199₽ VIP
21.06.2016 года произошла авария, у виновника был полис ОСАГО, гаи зафиксировали повреждения. При обращении в страховую компанию виновника ДТП, последняя отказалась оплачивать ущерб от аварии, сославшись на отсутствие каких либо заключенных договоров с виновником. В декабре 2018 года мной был подан иск в суд о взыскании ущерба со страховой компанией. В суде было установлено, что у виновника ДТП был поддельный полис, что подтверждалось судебной экспертизой, запрошенной судом в МВД из материалов уголовного дела (виновник подавал заявление о привлечении к уголовной ответственности подпольного страховщика). Соответственно в удовлетворении иска к страховой мне отказали. 21.08.2019 года я подал иск к виновнику ДТП о взыскании ущерба от аварии. Вопрос: Не прошел ли срок исковой давности по этому заявлению. И должен ли я был соблюсти претензионно-исковой порядок и направить виновнику претензию перед подачей иска в суд?
Добрый день!
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Соответственно, Вам необходимо рассчитывать срок исковой давности с момента вступления в силу Решения об отказе в удовлетворении исковых требований к страховой компании, по причине требований к ненадлежащему ответчику.
СпроситьЗдравствуйте, уважаемая Юлия! Возможно отвечу не так быстро, но возможно мой ответ будет Вам полезен. Давайте по порядку. Не пропущен, т.к. узнали о нарушении своих прав (подделке полиса виновником ДТП) только после подачи иска на страховщика, а согласно ст.200 ГК РФ срок исковой давности считается с момента, когда Вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Направлять виновнику претензию вы не обязаны. Обязательные претензионный порядок в данном случае не предусмотрен. Да и виновник не мог не знать о том, что его полис поддельный.
СпроситьЮлия, здравствуйте. Срок исковой давности /статья 195 и статья 200 Гражданского кодекса РФ/ в изложенной ситуации действует три года. С момента получения потерпевшим в ДТП отказа страховой компании признать страховой случай. То есть, примерно с июля 2016 года. Вы не написали, когда был получен ответ от страховой компании. Поэтому предполагаю июль 2016 года. Ответчик заявит в суде о пропуске срока исковой давности. На что истец должен парировать: статья 204 Гражданского кодекса РФ, подача иска в декабре 2018 года срок давности прервала.
СпроситьФакт поддельности полиса ОСАГО был установлен полицией, мог ли я поменять ответчика в судебном заседании, заменить страховую компанию на виновника ДТП? И должен ли я был соблюсти претензионно-исковой порядок и направить виновнику претензию перед подачей иска в суд?
СпроситьПретензия обязательна в данном случае.
Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
1. До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 214-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
2. Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также исполнение вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Началом периода просрочки для целей расчета неустойки (пени) в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является день, следующий за днем истечения срока, предусмотренного для надлежащего исполнения страховщиком своих обязательств.
(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
3. При удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Страховщик освобождается от уплаты штрафа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, в случае исполнения страховщиком вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.
(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
4. При несоблюдении срока возврата страховой премии в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик уплачивает страхователю - физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от страховой премии по договору обязательного страхования за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору.
5. Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему - физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный настоящим Федеральным законом.
7. Со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные настоящим Федеральным законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров обязательного страхования неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.
8. Ответственность за исполнение обязательств по договору обязательного страхования, заключенному страховым агентом или страховым брокером, несет страховщик.
СпроситьМогли заявить о привлечении виновника в качестве надлежащего ответчика, но не обязаны были это делать. Все равно срок исковой давности не пропущен в силу ст.200 ГК РФ, т.к. начинает свой отсчет с момента, когда Вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Претензионный порядок в данном случае не предусмотрен в отношении виновника.
СпроситьДосудебная претензия водителю в данном случае Законом не предусмотрена, поэтому обязательной не является.
При отсутствии полюса ОСАГО ответственность по возмещению ущерба несёт владелец источника повышенной опасности, виновник ДТП.
Ст. 15 ГК РФ предусматривает ответственность причинителя вреда в полном об"еме.
Вы могли во время рассмотрения первоначального иска к Страховой. Заявить ходатайство в порядке ст. 41 ГПК о замене ненадлежащего ответчика. Так как сообщение из полиции о поддельнтсти являлось доказательством, имеющим значение для данного дела. Суд мог рассмотреть ходатайство, дать ему правовую оценку и привлечь в качестве ответчика виновника аварии.
Однако, сейчас срок исковой давности не истёк, т. к. Начало его с момента вступления в законную силу решения суда, когда вы узнали, что страховая компания ответственность за ущерб от ДТП не несёт.
Спросить