Право на получение жилья от государства для супруги военнослужащего Росгвардии - положено ли ей свои кв метры после приватизации?

• г. Ставрополь

Я военнослужащий Росгвардии. Выслуга 18 лет календарных. Увольняюсь по состоянию здоровья. Состою на обеспечении жильём в порядке субсидирования. Супруга будучи совершеннолетней учавствовала в приватизации квартиры, которая была предоставлена ее родителям от государства. При подаче документов нам сказали, что она не имеет права на получения от государства 18 кв метров повторно, хотя она 2004 году отказалась от своей доли в пользу брата. Положено ей свои кв метры или нет?

Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, судебная практика по данному вопросу противоречивая, однако Вам будет полезно изучить нижеприведенные судебные акты.

ВЕРХОВНЫЙ суд

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 41-КГ 17-46

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 27 февраля 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации в составе председательствующего Кликушина А.А., судей Назаренко Т.Н., Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курикаловой Екатерины Викторовны к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях по кассационной жалобе Курикаловой Екатерины Викторовны на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 февраля 2017 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения Курикаловой Е.В., её представителей

Матасова И.С., Куликова Д.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации

установила:

Курикалова ЕВ. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — Учреждение) о признании незаконным решения Учреждения от 30 июня 2016 г. № 47 о снятии Курикаловой ЕВ. с учёта нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является вдовой военнослужащего Курикалова А.Г., проходившего военную службу по контракту и умершего при исполнении обязанностей военной службы в 2016 году. Оспариваемым решением Курикалова ЕВ. снята с учёта нуждающихся в предоставлении жилого помещения как член семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца.

Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 октября 2016 г. в удовлетворении требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 февраля 2017 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 29 января 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 16 сентября 2006 г. Курикалова ЕВ. состояла с Курикаловым А.Г. в браке, от брака имеет сына Курикалова А года рождения (л.д. 6—7).

Курикалов А.Г. проходил военную службу по контракту в войсковой части 75388 в должности командира авиационного звена авиационной эскадрильи (л.д. 9).

По договору от 14 апреля 2015 г. № 08/113 военнослужащему совместно с членами его семьи — супругой и сыном — было предоставлено для временного проживания служебное жилое помещение по адресу: Ставропольский край, (л.д. 59-62).

В период прохождения военной службы 29 февраля 2016 г. Курикалов А.Г. погиб (л.д. 8—10).

Приказом командира войсковой части 75388 от марта 2016 г. № 48 майор Курикалов А.Г. с 1 марта 2016 г. исключён из списков личного состава войсковой части 75388 и всех видов обеспечения в связи с гибелью, которая наступила при исполнении обязанностей военной службы (лед. 9).

З

Решением Учреждения от 25 мая 2016 г. № 08/55 вдова Курикалова ЕВ. и несовершеннолетний сын приняты на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (г. Воронеж) в виде предоставления субсидии (л.д. 13).

Вместе с тем решением Учреждения от 30 июня 2016 г. № 47 Курикалова ЕВ. снята с указанного учёта (л.д. 15—16).

Основанием для снятия вдовы с учёта явилось то обстоятельство, что ранее Курикалова ЕВ. в составе семьи своего отца уже обеспечивалась жилым помещением государственного жилищного фонда по адресу:

, по установленным нормам.

Указанное жилое помещение несовершеннолетняя Курикалова Е.В., года рождения, и её отец Куликов ВОИ. приобрели в общую долевую собственность (по 1/2 доли за каждым) по договору безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 3 января 2002 г., заключённому с Борисоглебской КЭЧ района (л.д. 1, 41—44).

Впоследствии по договору от 2 июня 2010 г. Курикалова ЕВ. (даритель) подарила своему отцу (одаряемый) принадлежащую ей долю в праве собственности на указанное жилое помещение (л.д. 12).

Совокупность указанных обстоятельств, а именно обеспечение ранее жилым помещением и невозможность предоставить документы о его освобождении в связи с отчуждением доли в праве собственности на это жилое помещение, по мнению Учреждения, явилась основанием для утраты Курикаловой ЕВ. права быть обеспеченной жильём повторно по линии Министерства обороны Российской Федерации в качестве члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон № 76 ФЗ) и разъяснениями, приведёнными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», касающимися повторного обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным. При этом суд исходил из того, что Курикалова ЕВ. утратила право на предоставление жилого помещения, поскольку ранее уже обеспечивалась жильём и намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив отцу принадлежащую ей долю в праве собственности на квартиру.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В силу абзаца первого пункта статьи 15 Закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 76-ФЗ члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Закона № 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18, и 19 статьи 15 и статьёй 15.1 названного федерального закона, с учётом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Из содержания положения пункта 3.1 статьи 24 Закона № 76-ФЗ следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является выяснение вопроса о том, имеет ли Курикалова ЕВ. основания быть признанной нуждающейся в жилом помещении до гибели супруга-военнослужащего.

Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом № 76-ФЗ, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Курикалова ЕВ. в несовершеннолетнем возрасте в составе семьи своего отца была включена в договор приватизации жилого помещения, что явилось основанием для снятия её с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия (абзац второй статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Названное законоположение направлено на защиту интересов всех несовершеннолетних членов семьи при приобретении квартиры в собственность, а также предоставляет для несовершеннолетних дополнительные имущественные и жилищные права, реализуемые после достижения ими совершеннолетия.

В виду того, что при приватизации жилого помещения в составе семьи своего отца Курикалова ЕВ. являлась несовершеннолетней и подлежала обязательному включению в договор передачи квартиры в собственность граждан, при достижении совершеннолетия Курикалова Е.В., по смыслу приведённой выше нормы права, не может быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации как член семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

При таких обстоятельствах участие Курикаловой ЕВ. в несовершеннолетнем возрасте в приватизации жилого помещения не лишает её права на получение жилого помещения.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, на который имеется ссылка в оспариваемом решении Учреждения, военнослужащие, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учёта в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Судами не было учтено, что указанные в этой норме обстоятельства в оспариваемом решении Учреждения не приводятся в качестве основания для снятия Курикаловой ЕВ. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нет ссылок на факты предоставления Курикаловой ЕВ. в момент постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях документов, содержащих не соответствующие действительности сведения, либо совершения должностными лицами при решении вопроса о принятии его на учёт неправомерных действий.

С учётом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Учреждения, в связи с чем решение Октябрьского районного суда г. Ростова-наДону от 20 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 февраля 2017 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 февраля 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Решение № 2 А-39/2019 от 25 марта 2019 г. по делу № 2 А-39/2019

Реутовский гарнизонный военный суд (Московская область) - Гражданские и административные

№ 2 а-39/19

Решение

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 г. г. Реутов

Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Алиева Р.А., при

секретаре судебного заседания Шуваловой Т.В., с участием представителя

административного истца Проходцева О.В., представителя административных ответчиков –

командира и жилищной комиссии войсковой части № Оловянова Е.Н., рассмотрев

административное дело по административному исковому заявлению бывшего

военнослужащего войсковой части № подполковника запаса Зайцева М.А. об оспаривании

действий командира ижилищной комиссии войсковой части №, связанных с признанием

нуждающимся вжилом помещении для постоянного проживания и определением площади

предельной нормы предоставления жилого помещения,

установил:

Зайцев обратился в суд с административным исковым заявлением, вкотором, уточнив

требования, просил:

– признать незаконными решения жилищной комиссии войсковой части № от 22 января

2018 г. и 14 марта 2019 г., оформленные протоколами № от 22 января 2018 г. и 14 марта 2019

г., соответственно, в части определения предельной нормы предоставления

административному истцу площади жилого помещения по договору социального найма в

размере 62,9 кв.м на состав семьи из четырех человек;

– обязать командира и жилищную комиссию войсковой части № отменить вышеназванные

решения и принять решение о признании его совместно с членами семьи (супруга, дочь и

сын) нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания.

Административный истец Зайцев, надлежащим образом извещенный о времени и месте

судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие и

удовлетворить его требования.

В судебном заседании представитель административного истца Проходцев поддержал

уточненные требования Зайцева по доводам, изложенным вадминистративном исковом

заявлении.

Представитель административных ответчиков – командира и председателя жилищной

комиссии войсковой части № Оловянов административный иск Зайцева не признал и

просил отказать в его удовлетворении, пояснив, что супруга административного истца была

обеспечена жилым помещением в 1994 году отМинистерства обороны Российской

Федерации в составе семьи своего отца – военнослужащего, в последующем данное жилье

было приватизировано на состав семьи из четырех человек, в том числе на супругу

административного истца, которой стала принадлежать доля в указанном жилом

помещении площадью 18,075 кв.м, которой она в 2005 году распорядилась путем дарения, в

связи с чем, право на повторное обеспечение жилым помещением за счет государства у неё

отсутствует.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц и исследовав представленные доказательства, в

их совокупности суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на

жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают

условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным взаконе

гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или задоступную

плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов всоответствии с

установленными законом нормами.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Остатусе

военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение

их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение

или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке

и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств

федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются

военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального

образования в военной профессиональной образовательной организации или военной

образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим

офицерского воинского звания (начиная с 1998 года) и совместно проживающие с ними

члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными

жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении

общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной

службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по

состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей

продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной

власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом

предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые

помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в

собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным

органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по

избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления

площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,

предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам

найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи

нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого

помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых

помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ следует, что при наличии у гражданина и (или) членов его

семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма,

договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или)

принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей

площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех

указанных жилых помещений.

Как следует из выписки из послужного списка Зайцева, первый контракт о прохождении

военной службы им был заключен 28 октября 1996 г. на время обучения в Калининградском

военном институте ФПС России и пять лет после его окончания, в настоящее время имеет

выслугу более 20 лет и с 23 декабря 2000 г. состоит в браке Никитиной (Зайцевой) И.Н.

Из справки войсковой части № от 21 ноября 2017 г. следует, что Зайцев имеет состав семьи

4 человека (он, супруга, и двое несовершеннолетних детей).

Решением жилищной комиссии войсковой части № от 22 января 2018 г. (протоколом №)

Зайцев принят на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания,

составом семьи 4 человека (он, супруга, дочь и сын), снормой предоставления до 62,9 кв.м, с

учетом ранее полученных Зайцевой И.Н. 18,075 кв.м в составе семьи своего отца.

В соответствии с решением Реутовского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2018 г. №

2 а-133/18, вступившим в законную силу с 28 июня 2018 г., жилищной комиссией указанное

выше решение, в части определения нормы предоставления жилого помещения, отменено и

решением жилищной комиссии войсковой части № от 6 августа 2018 г. (протокол №) Зайцев

принят на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания составом

семьи четыре человека (он, супруга, дочь и сын), с нормой предоставления от 72 до 81 кв. м.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2019 г. № 201-КГ 18-47

решение Реутовского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2018 г., в связи с

существенным нарушением норм материального права в части признания незаконным

решения жилищной комиссии войсковой части № от 22 января 2018 г (протокол №) в части

определения административному истцу предельной нормы предоставления жилого

помещения для постоянного проживания в размере 62,9 кв.м, было отменено и в этой связи

жилищной комиссией войсковой части № принято новое решение от 14 марта 2019 г.

(протокол №), согласно которому решение от 6 августа 2018 г. (протокол №) утратило силу, а

решение от 22 января 2018 г. (протокол №) признано законным и обоснованным.

Из заявления Зайцева следует, что он 4 марта 2019 г. обратился на имя начальника Центра

инженерно-технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации

(далее – Центр) с просьбой об обеспечении его ичленов его семьи жилым помещением по

договору социального найма.

Согласно решению жилищной комиссии Центра от 21 марта 2019 г. (протокол №) в

резолютивную часть решения жилищной комиссии войсковой части № от 22 января 2018 г.

(протокол №) внесено изменение, согласно которому Зайцев признан нуждающимся в

жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (составом семьи 4

человека).

Как следует из ордера Исполнительного комитета Совета народных депутатов от 17 мая

1994 г. № и договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, отец

Зайцевой И.Н. – Никитин Н.А., будучи военнослужащим, в 1994 году получил от военного

ведомства, в том числе и на свою дочь – супругу административного истца, жилое

помещение, расположенное по адресу: , , которое в 1998 году было

приватизировано в равных долях на всех членов семьи Никитина Н.А., т.е. Зайцева И.Н.

стала собственником доли в жилом помещении площадью 18,075 кв.м.

Из договора дарения жилого помещения от 22 февраля 2005 г. следует, что супруга

административного истца распорядилась приходящейся на неё долей в вышеназванной

квартире путем дарения своему отцу – Никитину Н.А.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного

лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 14 декабря 2017 г. №

Зайцева И.Н. 28 февраля 2005 г. прекратила право собственности на 1/4 доли в жилом

помещении, расположенном по адресу: , .

Согласно Закону г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 учетная норма площади жилого

помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых

помещениях, в г. Москва установлена в размере не более 10 кв.м общей площади на одного

человека.

При таких обстоятельствах, следует прийти к выводу, что Зайцева И.Н. в 1994 году была

обеспечена от военного ведомства жилым помещением в размере 18,075 кв.м на одного

человека в составе семьи отца из четырех человек.

При этом, в силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О

приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», несовершеннолетние, ставшие

собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют

право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или

муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия, что не лишает

Зайцеву И.Н. права на повторную бесплатную приватизацию.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в

Определениях от 19 июля 2016 г. № 1541-О, от 29 сентября 2016 г.№ 1977-О, от 28 февраля

2017 г. № 301-О следует, что требования п. 14 ст. 15 Закона об однократном обеспечении

жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на

вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости

и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления

военнослужащим жилищных гарантий, установленных Законом.

Единый подход, предусматривающий необходимость сдачи ранее полученного от

государства жилого помещения, относящегося к публичной собственности

(государственной, ведомственной или муниципальной), как условие последующего

жилищного обеспечения, согласуется с толкованием ст. 15 Закона Конституционным Судом

Российской Федерации и не зависит от фонда, к которому относится занимаемое (ранее

предоставленное) жилое помещение.

В частности, эта обязанность касается необходимости сдачи жилого помещения,

полученного как самостоятельно, так и в качестве члена семьи другого военнослужащего,

что согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской

Федерации в Определениях от 17 июля 2014 г. №-О и от 29 января 2015 г. № 117-О.

При этом не имеет значения способ распоряжения жильем, в связи с чем данные правила

распространяются как при приватизации и последующем отчуждении жилого помещения

самим военнослужащим, которому оно предоставлено, так и при его отказе от приватизации

в пользу членов своей семьи.

Что касается истечения пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения супругой

административного истца жилищных условий, то само по себе это обстоятельство не

является основанием для повторного обеспечения жилым помещением за счет средств

федерального бюджета, т.к. в этом случае обеспечение военнослужащего жилым

помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке, согласно

нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного от

государства жилого помещения, что следует из разъяснений, содержащихся в п. 27

постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О

практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и

статусе военнослужащих».

Приведенные нормы подлежат применению в системном единстве и предусматривают, что

если военнослужащий либо член его семьи, реализовал свое право на бесплатное

обеспечение жилым помещением для постоянного проживания за счет федерального

органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых

предусмотрена военная служба и не может его сдать в установленном порядке, то он не

может быть повторно обеспечен жильем в порядке, установленном ст.15 Закона, даже по

истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.

Принимая во внимание, что супруга административного истца в настоящее время лишена

возможности сдать в установленном порядке ранее полученную долю в жилом помещении,

обеспечение административного истца и членов его семьи жилым помещением по договору

социального найма с нормой предоставления более 62,9 кв.м приведёт к

сверхнормативному обеспечению жильём.

Таким образом, оспариваемые решения жилищных комиссий, суд находитзаконными и

обоснованными. ПризнаниеЗайцева и членов его семьи нуждающимися в жилом

помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учётом уменьшения

общейплощадижилого помещения, права административного истца не нарушило, в связи с

чем оснований для возложения на административных ответчиков обязанностей по

выполнению действий, направленных на увеличение общей площади предоставления

жилого помещения, не имеется.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению,

товсоответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует

отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Зайцева М.А. отказать.

Судебные расходы отнести на счёт административного истца.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный

суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения

суда в окончательной форме.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №201-КГ 18-47

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 7 февраля 2019 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской

Федерации в составе

председательствующего КрупноваИВ.,

судей Воронова А.Н., Замашнюка А.Н.

при секретаре Фомине С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего

войсковой части 6686 подполковника Зайцева Михаила Анатольевича

об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой

части 6686, связанных с принятием на учет нуждающихся в жилых

помещениях,

по кассационной жалобе представителя командира и жилищной комиссии

войсковой части 6686 Оловянова Е.Н. на решение Реутовского гарнизонного

военного суда от 12 апреля 2018 г. и апелляционное определение Московского

окружного военного суда от 28 июня 2018 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова

И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов,

принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя

командира и жилищной комиссии войсковой части 6686 Оловянова Е.Н. в

обоснование доводов кассационной жалобы, представителей административного

истца - Проходцева О.В. и Шевякова М.И., возражавших против удовлетворения

кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

решением Реутовского гарнизонного военного суда от 12 апреля

2

2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского

окружного военного суда от 28 июня 2018 г., административное исковое

заявление Зайцева М.А. удовлетворено частично.

Суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части

6686 от 22 января 2018 г., оформленное протоколом № 1, в части определения

административному истцу предельной нормы предоставления площади

жилого помещения для постоянного проживания в размере 62,9 кв. м, обязал

командира и жилищную комиссию войсковой части 6686 отменить названное

решение в данной части и повторно рассмотреть вопрос об определении Зайцеву

М.А. совместно с членами его семьи предельной нормы предоставления

площади жилого помещения для постоянного проживания.

В удовлетворении требований административного истца о возложении

на командира и жилищную комиссию войсковой части 6686 обязанности по

принятию решения о признании его совместно с членами семьи нуждающимися

в жилом помещении для постоянного проживания судом отказано.

Определением судьи Московского окружного военного суда от 28 августа

2018 г. в передаче кассационной жалобы представителя административных

ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной

инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель командира и жилищной комиссии

войсковой части 6686 Оловянов Е.Н. просит судебные акты отменить в

части удовлетворенных требований ввиду нарушения судами норм материального

права и принять по делу в указанной части новое решение об отказе

Зайцеву М.А. в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование жалобы представитель административных ответчиков

указывает на неправильное применение судами норм законодательства, из

содержания которых следует, что получение членом семьи военнослужащего

за счет государства жилого помещения является основанием для его учета

при предоставлении военнослужащему жилого помещения вне зависимости

от сроков распоряжения членом семьи ранее полученным жильем.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21

января 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном

заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в

кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной

жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит

к следующим выводам.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской

Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов

в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального

или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения

которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод

и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных

3

интересов.

Судами при рассмотрении дела допущено существенное нарушение

норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Зайцев М.А., подлежащий на весь период

военной службы обеспечению служебным жилым помещением, по достижении

20 лет общей продолжительности военной службы обратился в жилищную

комиссию войсковой части 6686 с заявлением о признании нуждающимся

в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания,

с составом семьи четыре человека (он, супруга - Зайцева И.Н., родившаяся

года, и двое несовершеннолетних детей).

Решением жилищной комиссии войсковой части 6686 от 22 января

2018 г., оформленным протоколом № 1, Зайцев М.А. признан нуждающимся

в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (в

собственность), на состав семьи четыре человека с учетом ранее полученной

за счет государства супругой административного истца доли жилого помещения

в размере 18,075 кв. м.

В обоснование принятого решения жилищная комиссия указала, что

супруга административного истца в июле 1998 года в составе семьи своего

отца - военнослужащего внутренних войск МВД России была обеспечена за

счет государства путем участия в приватизации жилым помещением в размере

1 А доли, что составило 18,075 кв. м. В феврале 2005 года Зайцева И.Н. распорядилась

принадлежащей ей на праве собственности долей жилого помещения,

подарив ее своему отцу.

Полагая, что он имеет право на получение жилого помещения без учета

доли жилья, ранее полученной его супругой, Зайцев М.А. оспорил решение

жилищной комиссии в судебном порядке.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции

исходил из того, что Зайцева И.Н. приобрела в собственность долю

жилого помещения в несовершеннолетнем возрасте, а после распоряжения в

2005 году указанной долей жилого помещения прошло более пяти лет.

Соглашаясь с выводами гарнизонного военного суда, суд апелляционной

инстанции дополнительно указал в определении, что в силу ст. 11 Закона

РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской

Федерации» Зайцева И.Н. имеет право на повторное обеспечение жилым

помещением от государства.

Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении

норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации

жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской

Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного

или муниципального жилищного фонда на условиях социального

найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом,

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в об-4

щую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего,

с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых

помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от

14 до 18 лет.

При этом в силу ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации

жилищного фонда в Российской Федерации» несовершеннолетние,

ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации,

сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого

помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде

после достижения ими совершеннолетия.

Разъясняя содержание названных норм Закона, Пленум Верховного

Суда Российской Федерации в п. 5 постановления от 24 августа 1993 г. № 8

(в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

от 6 февраля 2007 г. № 6) «О некоторых вопросах применения судами

закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской

Федерации» указал, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение

другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения,

сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке

приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку

в указанном случае предоставленная этим лицам возможность приватизировать

бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не

была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

Следовательно, право несовершеннолетних, ставших собственниками

занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, на повторное

обеспечение жильем реализуется путем приватизации другого впоследствии

полученного жилого помещения из государственного и муниципального жилищного

фонда. При этом из Закона не следует, что указанные лица могут

повторно приобрести жилое помещение за счет государства в ином порядке,

то есть не в порядке приватизации.

В соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона

«О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь

срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися

в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности

военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной

власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным

законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия

или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по

выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального

найма с указанным федеральным органом исполнительной власти

или федеральным государственным органом по избранному постоянному

месту жительства.

Между тем из исследованного в судебном заседании заявления административного

истца в жилищную комиссию не усматривается, в какой кон-5

кретно форме он просил реализовать его и членов семьи жилищные права

(путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по

договору социального найма, или в другой форме), тогда как от этого зависит

возможность реализации права его супруги на повторную приватизацию.

Несмотря на то, что выяснение этих обстоятельств имеет существенное

значение для дела, они остались без оценки судами обеих инстанций.

Что касается истечения пятилетнего срока с момента умышленного

ухудшения супругой административного истца жилищных условий, то само

по себе это обстоятельство не является основанием для ее повторного обеспечения

жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поскольку

в этом случае обеспечение военнослужащего и членов его семьи жилым

помещением по договору социального найма осуществляется в общем

порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом

ранее полученного от государства жилого помещения, что следует из

разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда

Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами

законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих

» .

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения

невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и

законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов,

что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных

актов в части удовлетворения административного искового заявления Зайцева

М.А. и направления дела в указанной части на новое рассмотрение в суд

первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить

дело в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями

закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1

ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской

Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Реутовского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2018 г.

и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 28

июня 2018 г. по административному исковому заявлению Зайцева Михаила

Анатольевича отменить в связи с существенным нарушением норм материального

права в части признания незаконным решения жилищной комиссии

войсковой части 6686 от 22 января 2018 г., оформленного протоколом № 1, в

части определения административному истцу предельной нормы предоставления

площади жилого помещения для постоянного проживания в размере

62,9 кв. м, возложения на командира и жилищную комиссию войсковой части

6686 обязанности по отмене названного решения и повторного рассмотре-6

ния вопроса об определении Зайцеву М.А. совместно с членами его семьи

предельной нормы предоставления площади жилого помещения для постоянного

проживания.

Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Реутовский

гарнизонный военный суд в ином составе судей.

В остальном судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи:

ИВ. Крупное

Спросить
Пожаловаться

Обеспечение жильем военнослужащих. Я военнослужащий, имею календарную выслугу более 20 лет, обеспечиваюсь на весь срок службы служебным жилым помещением. Супруга в 2006 году в возрасте 22 лет участвовала в приватизации жилья, ранее полученного её отцом-военнослужащим (получила в собственность 20 кв.м - 1\3 доля квартиры площадью 60 кв.м). В 2010 году свою долю в квартире подарила своей матери. Собираюсь подавать документы для признания нуждающимися в жилом помещении на себя, жену и детей. Положено ли предоставление жилого помещения по договору социального найма или в собственность на мою супругу? Положена ли субсидия на приобретение жилого помещения на мою супругу в случае выбора такого способа жилищного обеспечения?

Меня зовут Андрей. В 2005 году с женой и ребенком участвовали в приватизации (я имел 1/3 доли в 1-ком. квартире общ. пл.36 кв. м). В 2008 году развелся с женой и в этом же году свою долю подарил дочери. Сейчас увольняюсь с военной службы по состоянию здоровья (Д-не годен) выслуга, в календарном исчислении, составляет 20 лет (майор). Написал рапорт на обеспечение жильем, в части мне сказали, что могут отказать в получении жилья на основании Постановления Правительства РФ от 1998 г. № 1054. Я думал, что при обеспечении жильем моей категории военнослужащих руководствуются Постановлением Правительства от 2013 года № 512.

Будет ли государство выплачивать всю стоимость квартиры, взятой по военной ипотеке, если я увольняюсь по состоянию здоровья, выслуга более 20 календарных лет, но при этом супруга имеет свою собственность (жилье) .

У меня такая ситуация. Я являюсь гражданской супругой военнослужащего войск ФСБ. У меня была доля в квартире родителей 1/4 (я участвовала в приватизации в 2004 году) в 2009 году я от своей доли 1/4 отказалась в пользу родителей. Затем мною была приобретена квартира в собственность в 2016 году я договором дарения переоформила ее на родителей. В настоящее время у моего нынешнего гражданского супруга (проживаем мы 1 год, совместных детей нет) 20 календарных лет. Скажите могу ли я при оформлении им документов на получение сертификата или единовременной выплаты на получение жилья ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ДОЛЮ?

Вопрос касается предоставления жилья военнослужащим при увольнении в запас по окончанию контракта.

Семья военнослужащих из 4 человек. Супруга уволилась в 2013 году по предельному возрасту, а в 2015 году получила квартиру 76,8 кв метров. Супруг военнослужащий уволился в запас в 2018 году, выслуга более 24 летв календарях. В рапорте он указал, что жильем обеспечен (3-х комнатной квартирой) в другом регионе. Хотя квартира принадлежит супруге и она оформила в собственность 1/4 квартиры на супруга. Но по норме по закону на военнослужащего положено 33 квадрата, на двоих 42 и на каждого члена семьи +18 квадратов. Как он мог указать что жильем обеспечен, если разделить квартиру по 1/4 на каждого члена семьи, то 76,8 квадратов не получается?! Имеет ли право супруг на получение квартиры?

Мой муж военнослужащий, в 17 лет участвовала в приватизации, в 2007 году подарила свою долю отцу, я тоже будучи несовершеннолетней в 15 лет участвовала в приватизации, в 2012 году подарила свою долю родителям. Сейчас у нас двое детей. Выслуга мужа 20 лет. Можем ли мы расчитывать на получение субсидии в полном объеме?

Являясь несовершенно летней я участвовала в приватизации квартиры совместно с мамой, 5 лет назад отказалась от своей доли в квартире в пользу мамы, по истечению 20 лет выслуги имею ли я право на квартиру от государства.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Меня зовут Андрей. Я военнослужащий. Выслуга 20 лет календарных. Собираю документы для получения жилищной субсидии. Вопрос следующего характера: моя супруга до вступления со мной в брак участвовала в приватизации вместе с братом служебной квартиры матери после ее смерти. Затем они продали квартиру и переехали в другой регион, где купили другую квартиру. В 2013 жена подарила свою долю брату. Как повлияет приватизация на получение нами субсидии? У дочери жены от первого брака (мной не удочерена) есть доли жилой площади, эти доли будут как то влиять на получение субсидии? Огромное спасибо!

Я военнослужащий, выслуга более 10 лет, увольняюсь по ОШМ. Имеет ли моя супруга (в браке с 2007 года) право на получение к.м. от МО, если при моем переводе в 2010 году она сделала дарственную на мать своей доли в приватизированной квартире своего отца. С 2007 года моя жена была зарегистрирована в моей служебной квартире. Что делать в случае отказа ДЖО?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение