Очередь на жилье и право на субсидию - что делать, если дети выросли?

• г. Курск

У меня трое детей. Старшей 24 года. Говорят она не является ребенком так ли это? В очереди стою уже 19 лет, считаюсь нуждающимся в жилье с 2002 года. Служебное жилье выдали меньше положенного метража в связи с этим остался в очереди. Пока стоял - дети выросли. Подошел срок 20 лет на получение субсидии, ранее считался многодетным, но дети растут. Имею ли право на получение субсидии вне очереди?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Изучите.

Решение № 2 А-97/2018 2 А-97/2018 ~ М-105/2018 М-105/2018 от 20 июня 2018 г. по делу № 2 А-97/2018

Пермский гарнизонный военный суд (Пермский край) - Гражданские и административные

№ 2 а-97/2018

Решение

Именем Российской Федерации

20 июня 2018 года г. Киров

Пермский гарнизонный военный суд в помещении суда в открытом судебном заседании в составе: председательствующего Вострикова И.Л.,

при секретаре Левиной А.Г.

с участием административного истца Литвиненко Д.В.,

представителя административных ответчиков – отделения (территориального, г. Киров) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центррегионжилье») и начальника указанного территориального отделения Тримайло Н.В. по доверенности Булдаковой Е. П.,

рассмотрев административное дело № 2 а-97/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего – *** (войсковая часть ***, г. ***) 48 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации *** Литвиненко Д.В. о признании незаконным отказа начальника отделения (территориальное, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от *** года № *** о внесении изменений в решение о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Литвиненко обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что *** года он направил ответчику заявление с просьбой внести изменение в решение о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях от *** года № ***. Административный истец просил изменить его учётную категорию с «Очередник по месту прохождения военной службы – г.Киров» на « Внеочередник по месту прохождения военной службы – г.Киров» ввиду того, что он как военнослужащий имеющий трёх детей имеет право, в соответствии с п. 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих » на внеочередное получение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление жилого помещения. Ответом начальника отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» от *** года № *** ему отказано в удовлетворении его просьбы.

С указанным ответом не согласен, просит признать отказ начальника отделения

(территориального, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» от *** года № *** незаконным, обязать ФГКУ «Центррегионжилье» внести изменения в решение о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях от *** года № ***в части изменения учётной категории с «Очередник по месту прохождения военной службы – г.Киров» на « Внеочередник по месту прохождения военной службы – г.Киров», о чём внести необходимые изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании Литвиненко доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объёме и пояснил, что имеет трёх детей: сына (ФИО 1) *** года рождения, сына (ФИО 2) *** года рождения и дочь (ФИО 3) *** года рождения. Считает, что на него распространяется действие п. 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих » предусматривающего право на внеочередное получение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление жилого помещения военнослужащим, имеющим трёх детей. По мнению Литвиненко, административный ответчик в своём ответе подменяет понятие дети, понятием ребёнок (который по достижении совершеннолетия перестаёт быть таковым) и, так как его старшему сыну исполнилось 22 года, и он уже не является ребёнком, Литвиненко не может претендовать на внеочередное обеспечение жильём. По мнению административного истца дети по достижению совершеннолетия не перестают быть детьми своих родителей и нормативными актами, на которые ссылается административный ответчик предусмотрено понятие как несовершеннолетие дети так и совершеннолетние дети, в связи с чем исключение старшего сына, достигшего совершеннолетия из числа его детей неправомерно.

Представитель административных ответчиков по доверенности Булдакова поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просила суд отказать в удовлетворении требований Литвиненко. Указала, что ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Аналогичное положение указано в п. 2.4.22 Национального стандарта

Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005. В п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих » перечислены лица, относящиеся к членам семьи военнослужащего, кроме прочих к ним относятся несовершеннолетние дети; дети, старше 18 лет

, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Старший сын административного истца, (ФИО 1), достиг возраста совершеннолетия, по очной форме обучения не обучается, поэтому в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами не может считаться ребёнком, следовательно, у административного истца нет права на внеочередное получение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление жилого помещения, предусмотренного п. 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих ».

Исследовав материалы дела, заслушав доводы участников процесса, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Литвиненко проходит военную службу по контракту в должности *** (войсковая часть ***, г. ***) 48 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации (далее – *** (войсковая часть ***, г. ***) 48 ЦНИИ МО РФ).

Решением отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» от *** года № *** он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи: (жена – (ФИО 4), дети – (ФИО 1) – *** г.р., (ФИО 2)– *** г.р., (ФИО 3 – *** г.р.), с учетной категорией «очередник по месту прохождения военной службы – г. Киров». Дата принятия на учет – *** года.

Из заявления, направленного Литвиненко *** года начальнику отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» усматривается, что он просил административного ответчика внести изменение в раздел учётная категория решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Заменить «Очередник по месту прохождения военной службы – г.Киров» на « Внеочередник по месту прохождения военной службы – г.Киров», о чём внести необходимые изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Из ответа начальника отделения (территориальное, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» направленного *** года (исх. № ***) Литвиненко, видно, что ему отказано во внесении изменения в решение от *** года № *** в связи с тем, что сын административного истца (ФИО 1) является совершеннолетним и документов, подтверждающих его обучение по очной форме не представлено.

Из копий свидетельств о рождении, приобщённых к материалам дела следует, что у административного истца имеется сын – (ФИО 2) *** года рождения, сын – (ФИО 1) *** года рождения и дочь – (ФИО 3) *** года рождения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих » (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 2 Закона установлено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

Пунктом 17 статьи 15 Закона предусмотрено предоставление вне очереди денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди. При этом данный Федеральный закон не раскрывает понятие «дети».

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих », при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Таким образом, норма, установленная п. 17 ст. 15 Закона, предоставляющая некоторым категориям военнослужащих право на внеочередное предоставление жилья, является специальной нормой, по отношению к общей норме, указанной в п. 1 ст. 15 Закона, предоставляющей военнослужащим и членам их семей право на получение жилья. Указанная норма предоставляет меры социальной защиты в виде внеочередного предоставления жилья категориям, которые, по мнению законодателя, особо остро нуждаются в его предоставлении: граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний. Кроме того, в этот ряд поставлены и военнослужащие, имеющие трёх и более детей, т.е. указанная норма направлена на социальную защиту определённой социальной группы, сходной по своей правовой природе с многодетными семьями, в понятии которой дети это граждане, не достигшие возраста 18 лет.

По мнению суда, предоставляя дополнительные гарантии лицам, имеющим трёх и более детей законодатель исходил из понятия детей, придаваемому ему ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, подразумевая при этом их возраст, так как в противном случае это противоречило бы принципу адресности предоставления социальных льгот определённой социальной группе.

Кроме того, исходя из буквального толкования норма, заложенная в п. 17 ст. 15 Закона, предусматривает внеочередное предоставление денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений военнослужащим, имеющим трёх и более детей, непременно являющихся членами его семьи, к которым Закон относит помимо прочих несовершеннолетних детей, детей, старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет и детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Решение о принятии административного истца и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях принято начальником отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ

«Центррегионжилье» *** года и Литвиненко с членами семьи поставлен на учет с *** года, то есть после достижения сыном административного истца (ФИО 1) совершеннолетия. Указанное решение административным истцом не обжаловалось.

Поскольку старший сын административного истца (ФИО 1) достиг совершеннолетия и, согласно ст

. 54 Семейного кодекса Российской Федерации не является ребёнком и не обучается в образовательной организации по очной форме обучения, то действия начальника отделения (территориальное, г. Киров) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, связанные с отказом во внесении изменений в решение о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях о предоставлении Литвиненко жилищной субсидии во внеочередном порядке, следует признать законными и обоснованными.

Статья 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» – лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что ответ направлен административному истцу в пределах установленного 30 дневного срока, суд приходит к выводу, что обжалуемый ответ дан в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания действий административных ответчиков, связанных с отказом о внесении изменений в решение о принятии Литвиненко и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Литвиненко Д.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, т.е. с 25 июня 2018 года

Председательствующий И.Л. Востриков.

Спросить